19.12.2018 — Cостоялся международный семинар «Механизмы взаимодействия сфер труда и профессионального образования: страновой и региональный опыт», организованный Центром профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС
В качестве модераторов выступили Лилия Качкинбаева, национальный координатор проекта МОТ «Применение стратегии профессиональной подготовки кадров Группы двадцати: Партнерство МОТ и Российской Федерации» (2-я фаза) в Кыргызстане и Екатерина Есенина, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС
Участники семинара обсуждали важные вопросы для развития профессионального образования разных стран: как обеспечить системность процессов модернизации профессионального образования и обучения, каковы трудности взаимодействия профессионального образования и рынка труда и как их преодолеть, международный опыт в формировании показателей эффективности системы профессионального образования.
С приветственным словом к участникам обратился заместитель Департамента профессионального образования и опережающей подготовки кадров Минпросвещения России Алексей Левченко. Он подчеркнул значимость международного сотрудничества в сфере профессионального образования для поиска системных решений в ответ на современные вызовы.
С презентациями выступили Лилия Качкинбаева и Валерия Довгальская, руководитель международной программы сотрудничества по развитию систем TVET и рынков труда в странах СНГ, Азии и Ближнего Востока МШУ «Сколково». Они представили промежуточные результаты проекта Международной организации труда (МОТ) «Применение стратегии профессиональной подготовки кадров Группы двадцати: Партнерство МОТ и Российской Федерации» (2-я фаза). Проект охватывает такие страны как Кыргызстан, Таджикистан, Армения, Иордания, Вьетнам и Россия.
Проект направлен на решение таких задач как:
- Согласование политик и стратегий развития профессиональной подготовки и соответствующих индикаторов с требованиями международных документов в области развития людских ресурсов и целей устойчивого развития ООН 2030
- Анализ спроса на квалифицированную рабочую силу и планирования приема в учреждения профессионально-технического образования
- Введение или совершенствование коллективного руководства системой подготовки кадров на государственном и отраслевом уровнях
- Разработка и функционирование эффективных национальных систем профессиональной ориентации
- Разработка профессиональных стандартов, квалификаций, компетентностных учебных программ, и инструментов оценки квалификаций
- Создание государственно-частных партнерства в сфере профобразования Разработка и применение методологии Skills Technology Foresight
- Разработка и применение программы подготовки менеджеров учебных заведений профессионально-технического образования
Вместе с экспертами МШУ «Сколково» от Российской Федерации в 2018 году работали сотрудники Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов и Екатерина Есенина.
Вторая часть семинара была посвящена деятельности Российско-Германской рабочей группы по профессиональному образованию. Координацию работы Российско-Германской рабочей группы по профессиональному образованию осуществляет Центр профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС. В состав рабочей группы входят представители Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства образования и научных исследований Федеративной Республики Германия; Федерального института профессионального образования Германии, Российско-Германской внешнеторговой палаты в Москве, Института Гете, Посольства Германии в России, Посольства России в Германии, Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ), Национального агентства развития квалификаций (НАРК).
Выступление Ханнелоре Кресс, старшего научного сотрудника подразделения международного сотрудничества (GOVET) Федерального института профессионального образования ФРГ, и Марии Юргелас, заместителя генерального директора Национального агентства развития квалификаций (НАРК), было посвящено результатам работы уходящего года. Одним из проектов был пилотный проект взаимного признания квалификаций студентов профессионального образования в области парикмахерского искусства. Его продолжение может стать основой для признания квалификаций в сфере среднего профессионального образования между Россией и Германией.
В заключительной части семинара выступил ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Игорь Сергеев.
Он обратил внимание на необходимость систематизации отдельных успешных практик на международном уровне и уровне Российской Федерации, для чего, прежде всего, требуется региональный координатор – организация, позволяющая обеспечить межведомственное и разноуровневое (международное, федеральное, региональное и межрегиональное) взаимодействие участников различных проектов в сфере профессионального образования и обучения, обеспечить научно-методическую поддержку и анализ результатов деятельности разных стейкхолдеров.
В заключение Алексей Левченко подчеркнул, что Министерство просвещения России заинтересовано в межведомственной коммуникации и об успешности ее развития свидетельствует участие в мероприятиях конгресса-выставки двух заместителей министров – просвещения и труда.