Есенина Е.Ю.

Сфера интересов:

Дидактика профессионального образования, профессионально-педагогическое образование, методология понятийно-терминологического аппарата профобразования, системы квалификаций, международное сотрудничество в сфере профессионального образования

Наши спикеры

ФИРО в СМИ

  • Светлана Кривцова для "Российской газеты": задача взрослых - вовремя распознать опасную ситуацию, отличить буллинг от обычного конфликта

    Названы четыре главных признака школьного буллинга

    Текст: Ксения Колесникова
    Подробнее...  
  • Борис Илюхин для "КоммерсантЪ": о значимости методического обмена внутри профессиональных преподавательских сообществ

    Горизонтальный ответ коронавирусу

    Что позволило учителям преодолеть чувство одиночества

    Полгода пандемии показали: справиться с вызовами новой реальности образовательным институциям удалось, и во многом этому способствовали цеховая солидарность и взаимовыручка.

    Подробнее...  
  • Владимир Блинов на ОТР: Кого уволят? О борьбе со скрытой безработицей и коронакризисе

    Гости:
    Владимир Блинов, директор научно-исследовательского Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования РАНХиГС
    Виктория Пятница, управляющий партнер профессионального сообщества «HR -эксперты»
    Андрей Быстров, заведующий кафедрой экономики промышленности РЭУ им. Г.В. Плеханова

    Подробнее...  
  • Круглый стол в РИА-Новости "Как измерить вклад образования в социально-экономическое развитие: о чем говорит опыт регионов", посвящённый 80-летию Ефима Когана

    Мультимедийный круглый стол в онлайн-формате на тему: "Как измерить вклад образования в социально-экономическое развитие: о чем говорит опыт регионов".

    Подробнее...  
  • ТАСС о рекомендациях для СПО, подготовленных ФИРО РАНХиГС

    Рекомендации прошли профессионально-общественное обсуждение и одобрены Минпросвещения

    Подробнее...  
  • Наталья Тарасова для «Российской газеты»: дистанционное обучение все еще требует изучения, оказания методической и технологической помощи учителям

    Чем новая "удаленка" в школах отличается от старой

    Подробнее...  
  • Борис Илюхин для "Российской газеты": о лицензировании онлайн-курсов и цифровых платформ

    Загружаемся в студенты: в России начнут выдавать лицензию на онлайн-образование

    Подробнее...  
  • Наталья Тарасова для журнала "Компания": первые итоги ВПР говорят, что пробелы в знаниях школьников все-таки есть

    С 19 октября в Москве учеников 6-11 классов вновь переведут на дистанционное обучение. Из-за «удаленки» российские школьники ранее уже фактически пропустили треть учебного года. По подсчетам аналитиков Всемирного банка, это аукнется снижением ВВП и личных доходов — в течение всей жизни нынешние учащиеся будут получать на 2,5 % меньше, чем могли бы. Если бы речь шла о полной отмене занятий, а не о переводе их в онлайн-формат, цифры достигли бы 3 %. Части работодателей, которым нужны «дешевые» рабочие руки и ноги, это выгодно.

    Подробнее...  
  • "Вести образования" о Всероссийской конференции ФИРО РАНХиГС по эффективному планированию и инструментам интенсификации освоения образовательных программ СПО

    Цифровое будущее колледжей обеспечат гибкие адаптивные образовательные программы

    Подробнее...  
  • Борис Илюхин в прямом эфире РБК: Уроки депрессии в эпоху удаленки

    12 октября на РБК обсуждали последствия «удаленки» для школы и школьников. Экспертом прямого эфира стал директор Центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Борис Илюхин.

    Подробнее...  
  • Наталья Тарасова для "Российской газеты": Возможен ли детский сад "с доставкой на дом"?

    Учебный год идет в непростых условиях. Все внимание - школам. А в какой ситуации оказались детские сады и родители дошколят? Какие уроки они вынесли после весенней удаленки? И какие возможности могут использовать уже сейчас?

    Подробнее...  
  • Евгений Малеванов принял участие в форуме "Дни образования на Алтае - 2020"

    Министр образования и науки Алтайского края Максим Костенко: Мне бы хотелось, чтобы итоги нашего общения на форуме «Дни образования на Алтае - 2020» стали прообразом будущего системы образования

    Подробнее...  
  • Владимир Блинов для "Радио России" о нехватке учителей-предметников: мы недооцениваем наших молодых людей

    3 сентября в прямом эфире «Радио России» обсуждали  нехватку учителей-предметников в школах. Как можно решить эту проблему?

    Подробнее...  
  • Анатолий Цирульников для "Независимой газеты": как преодолеть школьное неравенство

    Есть ли другие способы, кроме ЕГЭ и пандемии

    Подробнее...  
  • Борис Илюхин для газеты "Деловой Петербург" о готовности школ к новому учебному году

    Предстоящий учебный год начнется в привычном режиме, однако пандемия коронавируса продолжается, и существует вероятность того, что школам придется вернуться к дистанционному обучению. Директор Центра систем оценки и управления качеством образования Федерального института развития образования РАНХиГС Борис Илюхин рассказал газете "Деловой Петербург" насколько российские школы готовы к новому образовательному циклу, который может сулить такие же неприятные вызовы, как и конец предыдущего.

    Подробнее...  
  • РБК об исследовании ФИРО: готовность учителей, учеников и родителей к учебному году в условиях КОВИД-19

    РБК опубликовал результаты опроса ФИРО РАНХиГС по готовности российских школ к новому учебному году в условиях повышенной эпидемиологической опасности.

    Авторы исследования: Наталья Тарасова, директор центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС;

    Светлана Пестрикова, заместитель директора центра информационной политики и маркетинга образовательных проектов ФИРО РАНХиГС;

    Ирина Пастухова, заместитель директора центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС

    Подробнее...  
  • Борис Илюхин для "УГ": Необходимо, чтобы в школу пришло новое поколение учителей, для которых общение и работа через Интернет не особенность, не технология, а образ жизни

    Учительская Газета: Готова ли российская система образования ко второй волне дистанционного обучения?

    Подробнее...  
  • Марк Агранович для "Российской газеты": об отмене обязательного ЕГЭ по иностранному языку

    Час Speak: Обязательный ЕГЭ по иностранному языку: "за" и "против"

    Российская газета, Ксения Колесникова

    Подробнее...  
  • Марк Агранович для "Независимой газеты": Слабое владение английским снижает наш вклад в мировую науку и конкурентоспособность

    Независимая газета: РФ проигрывает в лингвистической схватке за конкурентоспособность

    По владению иностранными языками Россия застряла между Афганистаном и Боливией

    Подробнее...  
  • Светлана Коваль для "Радио 1": как отправить ребёнка в правильный летний лагерь

    Полицейские обнаружили в летнем загородном лагере отдыха на территории Жуковского района под Калугой 128 детей из Москвы и Московской области, а также 23 взрослых. Лагерь оказался несанкционированным.

    Подробнее...  
  • Борис Илюхин для "Учительской газеты": "Биг дата" и нейронные сети не смогут заменить систему управления образованием

    Президент Владимир Путин своим указом определил национальные цели развития России до 2030 года. Одной из них стала цифровая трансформация. Согласно указу в рамках этой цели к 2030 году должна быть достигнута «цифровая зрелость» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе образования. О том, что такое «цифровая зрелость» и получится ли ее достичь, размышляют эксперты в сфере образования, педагоги и родители.

    Подробнее...  
  • Марк Агранович для "РИА—Новости": о целях повышения качества образования до 2030 г.

    МОСКВА, 21 июл - РИА Новости. Выдвижение в число национальных приоритетов повышения качества образование важно и правильно, однако РФ вряд ли успеет к 2030 году войти в топ-10 стран мира по качеству общего образования, считает директор Научно-исследовательского центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС Марк Агранович. Подробнее...  
  • Светлана Коваль для "Радио 1": Кто поможет лагерям?

    Кто поможет лагерям? В Подмосковье 70% летних учреждений могут не открыться до следующего года

    Подробнее...  
  • "Земский учитель". УГ опубликовала отзывы ведущих экспертов на статью Анатолия Цирульникова

    Публикуем отклики ведущих экспертов в образовании, директоров школ и педагогов на статью академика РАО Анатолия Цирульникова "Миллион не поможет", в которой содержится жесткий анализ ситуации в селах и малых городах, объясняется педагогическая и социально-экономическая необеспеченность программы "Земский учитель", даются конструктивные предложения и программа действий.

    Подробнее...  
  • Светлана Коваль для "Радио 1": Как будут работать детские лагеря Подмосковья в условиях пандемии

    Московская область готовится открыть летние детские лагеря. Как объявил губернатор Андрей Воробьёв, начало их работы запланировано на 15 июля. О том, как будут работать оздоровительные лагеря в условиях пандемии коронавируса, «Радио 1» рассказала ведущий специалист Федерального института развития образования РАНХиГС, эксперт в сфере детского отдыха и оздоровления Светлана Коваль.

    Подробнее...  
  • Антон Дождиков для издания "Свободная пресса" об общении бабушек и внуков

    Вместо бабушки — гаджет: Как пенсионная реформа влияет на российские семьи

    Демографическая ситуация с таким подходом к пенсионной системе, будет ухудшаться

    Подробнее...  
  • Комментарий Бориса Илюхина для «ФедералПресс» о стоимости обучения в вузах

    В ведущих высших учебных заведениях страны на ряде популярных факультетов выросли цены на обучение. И это вопреки заявлению Владимира Путина о том, что сложности с пандемией коронавируса не должны стать поводом для пересмотра прайс-листов в российских вузах. Кто выступил против воли главы государства, выяснял «ФедералПресс».

    Подробнее...  
  • Эксперты ФИРО прокомментировали новые подходы к определению тем итогового сочинения на 2020-2021 учебный год

    Минпросвещения России планирует на 2020-2021 учебный год изменить порядок объявления тем итогового сочинения для 11-классников, чтобы исключить возможность списывания из интернета и подготовки к испытанию по типовым примерам. Эксперты отмечают, что большинство школьников готовятся к творческому испытанию, используя шаблоны сочинений в интернете. «Сложно добиться, чтобы ученик тренировал собственные навыки выполнения этого творческого задания, а не искал после объявления тем типовые решения в интернете. В этом заключается основная проблема подготовки к итоговому сочинению», — рассказали в центре образовательных данных Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС.

    Подробнее...  
  • Борис Илюхин прокомментировал принятие закона, позволяющего правительству не проводить ГИА

    2 июня 2020 года Совет Федерации поддержал закон, затрагивающий интересы нескольких миллионов российских старшеклассников. Речь идет о признании результатов текущей успеваемости в качестве основания для выдачи выпускникам 9-х и 11-х классов школьных аттестатов. Данный законопроект, которому присвоен № 953580-7, как сообщил «Интерфакс», посвящен неотложным мерам для борьбы с экономическими последствиями пандемии коронавируса. Согласно пункту «е» ст. 18 этого документа, правительство РФ наделяется правом в текущем году принимать решение «о признании результатов промежуточной аттестации старшеклассников в качестве государственной итоговой аттестации».   Закон вступит в силу после подписания президентом.

    Подробнее...  
  • Светлана Коваль для газеты "Москва.ру": "...хочется верить, что государство найдет возможность оказать финансовую поддержку организациям детского отдыха"

    Летние лагеря для детей атакуют со всех сторон. С 1 июня в России запрещено оказывать услуги в сфере отдыха и оздоровления детей лагерям, не включенным в специальный реестр, в мае вышли губительные рекомендации Роспотребнадзора и все это на фоне коронавирусной инфекции, когда далеко не все родители осмелятся отправить туда своих детей.  Как это скажется на лагерях и детском отдыхе для интернет-газеты «Москва.ру» прокомментировала ведущий специалист Центра образовательных программ Федерального института развития образования РАНХиГС Светлана Коваль.

    Подробнее...  
  • Владимир Блинов для «Огонёк КоммерсантЪ»: о трудоустройстве выпускников СПО

    На рынке труда катастрофически упал спрос на молодых специалистов. Об этом говорилось на прошлой неделе на совещании у президента, посвященном состоянию рынка труда. Еще один удар коронавируса? «Огонек» разбирался, почему молодые люди оказались не нужны российской экономике.

    Подробнее...  
  • Владимир Блинов принял участие в заседании Экспертного совета по СПО и профессиональному обучению Комитета по образованию и науке ГД РФ

    27 мая 2020 года в дистанционном формате состоялось заседание Экспертного совета по среднему профессиональному образованию и профессиональному обучению при Комитете Государственной Думы по образованию и науке (далее – Экспертный совет). В заседании приняли участие куратор Экспертного совета, член Комитета Государственной Думы по образованию и науке Л. Н. Антонова, 19 членов Экспертного совета и приглашённые участники.

    Подробнее...  
  • Анатолий Цирульников для "Учительской газеты": Тенденция укрупнения школы идет против трендов мировой практики

    Президентская программа «Земский учитель» требует серьезных и неотложных содержательных корректировок

    Подробнее...  
  • Светлана Коваль для "Огонёк.Коммерсантъ": чем скорее будут открыты детские лагеря, тем меньше шансов заражения

    До начала лета остались считанные дни. Но до сих пор нет ясности, будут ли работать детские лагеря, если да, то когда они начнут принимать ребят. В федеральных министерствах и ведомствах нет единства по проблеме летнего отдыха, каждый день появляются противоречивые указания, четкое решение пока не сформировано. Вопрос в том, где безопаснее детям проводить лето — в лагере или в городе, на улице? Лагеря подготовились к летней кампании и ждут лишь разрешения от региональных начальников. Ситуацию по детскому оздоровительному отдыху прокомментировала для издания «Огонек. Коммерсантъ» Светлана Коваль, ведущий специалист Федерального института развития образования РАНХиГС, эксперт в сфере детского отдыха и оздоровления.

    Подробнее...  
  • Борис Илюхин для ФедералПресс: особенность дистанта в том, что он полезен детям с мотивацией на получение образования

    Дистанционке нужна легализация

    Подробнее...  
  • Анатолий Цирульников для «Независимой газеты»: В России словно бы действует негласное табу на понятие "сельская школа"

    Педагогика может с успехом развиваться не только в столицах, но даже в тундре.

    Подробнее...  
  • Борис Илюхин для "Комсомольской правды": Нужно вернуть предмет "логика" и учить детей осмысливать информацию

    - Может показаться, что появление электронных источников информации сделало общение между наставником и учеником ненужным, - говорит директор Центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Борис Илюхин. - Это совсем не так. У нас масса источников с огромными объемами текстов, видео, картинок, звуков и чего там только нет. Нет главного - объяснения, зачем человеку все это. Знания и навыки XXI века - это не только информация, но и мотивация к ее получению и осмыслению. В этом плане никакие образовательные технологии не заменят общения с учителем, наставником - человеком, который передает не только формальные знания (это действительно теряет вес в современном мире), но и мировоззрение, отношение к жизни, людям. Здесь роль учителя бесценна. В недавнем интервью министр просвещения Сергей Кравцов очень точно это отметил.

    Подробнее...  
  • Антон Дождиков для "Московского Комсомольца": Коронавирус стал вызовом для всех

    Коронавирус обнажил пороки в градостроительной политике, государственном и муниципальном управлении.

    Подробнее...  
  • Борис Илюхин для "Российской газеты": о влиянии пандемии на успеваемость учеников

    Как пандемия коронавируса и уход школьников на дистанционку скажется на их учебе? Прогноз составили ученые научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования Федерального института развития образования РАНХиГС.

    Подробнее...  
  • Антон Дождиков для "Независимой газеты": Отменить ЕГЭ в этом году невозможно

    Пессимистический сценарий предполагает перенос экзамена на осень.

    Подробнее...  
  • Евгений Малеванов на канале "Педсовет.Орг"

    На портале для педагогов «Педсовет.Орг» прошел эфир на тему «Дистант у детей + дистант у родителей  = конкуренция или планирование?» с участием и.о. директора ФИРО РАНХиГС Евгения Малеванова.

    Подробнее...  
  • Исследование ФИРО РАНХиГС: 43% учителей уверены, что при дистанционном обучении школьники списывают

    Основные векторы исследования, проведенного НИЦ социализации и персонализации образования детей Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС, касались готовности к дистанту школ, учителей, семьи, а кроме того, проблемы оценивания детей на «удаленных» занятиях.

    Подробнее...  
  • Российская газета об исследовании ФИРО: Более 60% учителей не были готовы к переходу в онлайн

    60 процентов учителей рассказали о том, что в школах дистанционным обучением раньше никто не занимался, опыта у них просто напросто нет. 43 процента - считают, что ставить оценки в условиях дистанционного обучения невозможно, так как ученики все равно найдут способ списать. Такие данные получили ученые Федерального института развития образования РАНХиГС, опросив почти полторы тысячи учителей по всей России.

    Подробнее...  
  • Борис Илюхин для Российской газеты: "Успеют ли школьники подготовиться к ЕГЭ"

    Сроки ЕГЭ сдвинулись на два недели, а школы ушли на "удаленку". Успеют ли выпускники подготовиться? Прогноз дает директор научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Борис Илюхин.

    Подробнее...  
  • Наталья Тарасова для газеты «Гудок»: Не навреди - вот один из главных принципов дошкольного образования

    Приоритеты дошкольного образования и подходы к обучению сегодня кардинально отличаются от того, что было еще лет 10-20 назад. Если раньше образовательный процесс был направлен на освоение учебных программ, то теперь - развитие природных способностей ребенка и его социализацию. Задача воспитателей - поддерживать инициативы и интересы своих воспитанников, мотивировать их на познавательно-исследовательскую деятельность.

    Подробнее...  
  • Максим Дулинов для Российской газеты: проблемы школьной удаленки - как учиться на дистанте

    Урок из телевизора

    Школа и родители оказались перед серьезным вызовом. Готовы ли российские учителя к переходу на дистанционное обучение? Кто растолкует родителями особенности новой "виртуальной" школы так, чтобы они могли помогать детям учиться на удаленке? На эти и другие вопросы журналистов и читателей "Российской газеты" на онлайн-встрече в редакции отвечал директор Федерального института развития образования РАНХиГС Максим Дулинов.

    Подробнее...  
  • Наталья Тарасова для «Мел»: Учить детей владеть эмоциями должны не только родители, но и учителя

    До 11 апреля «Яндекс» проводит бесплатное тестирование гибких компетенций педагогов «Я учитель». Каждый учитель России может пройти его, чтобы оценить свой уровень, слабые и сильные стороны и пути развития. Сейчас, когда перед образованием стоят новые вызовы — дистанционная учеба и отсутствие прямого контакта с учеником, — для учителя особенно важны эмпатия и понимание.

    Подробнее...  
  • Максим Дулинов на телеканале «Россия 1»: дистанционное обучение в школе

    С 23 марта в стране объявлен всероссийский  учебный карантин, обучение будет проходить в дистанционном режиме, на удаленку переходят 16 миллионов школьников, 1 миллион учителей и 7 миллионов студентов. 24 марта на канале «Россия 1» обсуждали переход школ в онлайн-режим. Экспертом выпуска стал директор ФИРО РАНХиГС Максим Дулинов.

    Подробнее...  
  • Айрат Сатдыков на «Радио России»

    Абсолютное большинство работодателей в России назвали дефицитными профессии инженера, а также преподавателя и врача. Об этом свидетельствуют опубликованные в среду результаты совместного исследования фондов ВЦИОМ и НАРК...

    Подробнее...  
  • Владимир Блинов на ОТР: Всем ли в вышку?

    Вскоре высших учебных заведений в стране станет меньше. Президент России призвал продолжить борьбу с «вузами-пустышками». К ним относятся институты, в которых не дают образование, но выдают дипломы. При этом количество абитуриентов постоянно растет. По прогнозам, к 2024 году их станет больше на 15%, а число бюджетных мест в вузах сократится на 17%.

    Подробнее...  
  • Статья Галины Резапкиной для онлайн-газеты "Вести образования": Четыре копыта "троянского коня"

    Простой вопрос «Какими вы хотите видеть своих учеников?» обычно вводит учителей в ступор. Одни вспоминают про «амбициозных, мобильных, коммуникабельных», другие цитируют ФГОСы… Теперь отвечать будет проще: НИУ «Высшая школа экономики» представляет четыре ключевых компетенций XXI века: креативность, критичность, коммуникабельность и кооперацию.

    Подробнее...  
  • Эксперт ФИРО РАНХиГС Светлана Кривцова рассказала о детской коммуникации, буллинге и подростковой агрессии

    Что такое «культура достоинства» учителя? Почему спрос на нее в обществе растет, а в школе падает? Что говорил о школьной агрессии Зигмунд Фрейд? О каких проявлениях буллинга знают, но молчат школьные буфетчицы? Об этом и многом другом корреспондент сайта Президентской академии поговорил с ведущим научным сотрудником Федерального института развития образования РАНХиГС, доцентом факультета психологии МГУ, экзистенциальным психотерапевтом Светланой Кривцовой.  

    Подробнее...  
  • Максим Дулинов на «Радио России»: о семейном образовании

    Министерство просвещения Российской Федерации разработало проект, включающий раздел о переходе на семейное образование. Министерство просвещения опубликовало новый проект Порядка организации образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам. Если он будет утвержден, то станет обязательным для всех российских школ. Главные нововведения касаются семейного образования и сетевых форм обучения.

    Подробнее...  
  • Наталья Тарасова: Педагог — профессия, где без качественной коммуникации обойтись невозможно

    В Москве 20 февраля прошел круглый стол «Компетенции современного учителя», в ходе которого чиновники, эксперты в области образования и команда сервиса «Яндекс.Учебник» обсудили необходимые современному учителю компетенции и основные проблемы, связанные с образованием педагогов.

    Подробнее...  
  • Инвест-Форсайт: Максим Дулинов: Выпускники школ неинтересны рынку труда

    Электронные дневники и учебники, интерактивные доски, лазерные указки и видеоуроки — с тем, что цифровые технологии неминуемо изменят сферу образования, сегодня мало кто готов спорить. Однако насколько отрасль готова к внедрению инновационных практик и решений, а главное, какой результат они принесут? В том числе эти проблемы обсуждали участники XI Гайдаровского форума, где вопросам развития образования традиционно отводится особое место. На форуме презентовали доклад Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС «Российское образование в контексте международных индикаторов», авторы которого попытались впервые оценить место российской системы образования на мировом рынке, а также выявить точки роста отрасли. О наиболее важных моментах доклада, а также о вызовах цифровизации для образования «Инвест-Форсайту» рассказал Максим Дулинов, директор Федерального института развития образования РАНХиГС.

    Подробнее...  
  • Айрат Сатдыков для газеты «Известия» о привлечении работодателей к управлению образовательной организацией

    В 2019 году по заданию Минпросвещения России Федеральный институт развития образования РАНХиГС провел анализ региональных практик вовлечения общественно-деловых объединений, родительской общественности и работодателей в управление образовательными организациями.

    Подробнее...  
  • Борис Илюхин для Российской газеты: QR-код на школьном аттестате поможет упростить и ускорить его проверку на подлинность

    Министерство просвещения предложило маркировать школьные аттестаты специальным QR-кодом. В ведомстве уточняют, что эта мера поможет защитить документы об образовании от подделок. Проект приказа уже опубликован для общественного обсуждения.

    Подробнее...  
  • Интервью Максима Дулинова для Федерал-пресс

    Президент России ставит серьезную цель – повысить престиж и качество российского образования. Причем на всех уровнях. Правительство обновилось, реализация национальных планов легла на плечи новых руководителей Минпросвещения России и Минобрнауки России. Но чтобы российское образование развивалось, нужна, помимо прочего, и хорошая правовая база. Что сделано в этом направлении, в рамках Гайдаровского форума в интервью «ФедералПресс» рассказал директор Федерального института развития образования РАНХиГС Максим Дулинов.

    Подробнее...  
  • Евгений Малеванов для радио "Комсомольская правда"

    Смена министра. Что изменится в школах при новом правительстве? Что родителям нужно от нового министра образования и есть ли способы воздействия на неуправляемых подростков? На эти вопросы в программе «Родительский час» в прямом эфире радио «Комсомольская правда» отвечал эксперт программы - директор центра образовательных данных ФИРО РАНХиГС, Евгений Малеванов

    Подробнее...  
  • Владимир Блинов в эфире канала «Россия 1»: как студентам совмещать работу и учёбу?

    5 февраля на телеканале «Россия 1» в передаче «Утро России» обсуждали размер студенческой стипендии и то - как  студентам совмещать работу и учёбу.

    Подробнее...  
  • Галина Резапкина для журнала «Директор школы»: Токсичная профориентация

    В январском номере журнала «Директор школы» опубликована статья старшего научного сотрудника ФИРО РАНХиГС Галины Резапкиной «Токсичная профориентация». Ведущий отечественный специалист в вопросах профессионального самоопределения школьников предостерегает руководителей школ, школьных психологов и родителей учеников от сомнительных предложений.

    Подробнее...  
  • Интервью Максима Дулинова для News.ru

    Что даёт школьникам развитие в России дополнительного образования, почему уровень подготовки московских учеников выше общероссийского и что делают для улучшения развития воспитанников детских садов? На эти и другие вопросы в интервью NEWS.ru ответил директор Федерального института развития образования РАНХиГС Максим Дулинов.

    Подробнее...  
  • Наталья Тарасова на Радио России

    В детских садах Красноярска стали устраивать «релакс-зоны» для воспитанников. Педагоги считают, что такие уголки нужны детям, чтобы побыть в одиночестве или поиграть с друзьями.

    Подробнее...  
  • Максим Дулинов для Учительской газеты: Повышение квалификации педагогов - это сфера, где изменения необходимы уже давно

    ​Что год грядущий нам готовит?

    Традиционно в первом номере «Учительская газеты» эксперты образовательной отрасли подвели итоги года ушедшего и сделали прогнозы на год наступивший. Экспертам было предложено ответить на два вопроса: «Каковы, на ваш взгляд, главные события ушедшего года?» и «Что вы ждете нового и прорывного в образовании в 2020 году?»

    Подробнее...  
  • Екатерина Есенина для РГ: Чтобы бизнес смог набирать и обучать студентов "под себя", необходимо дать ему возможность влиять на образовательные программы

    Вузы и колледжи сделают упор на практику

    В законе "Об образовании в Российской Федерации" появился новый термин - "практическая подготовка". Сможет ли она "прокачать" колледжи и техникумы? Как готовить кадры для предприятий "под ключ"? И почему у нас нельзя применить как под копирку европейский опыт дуального обучения?

    Подробнее...  
  • Айрат Сатдыков для ТАСС: Профстандарт для преподавателей вузов нужно дорабатывать, а не отменять

    Профессиональный стандарт для преподавателей российских высших учебных заведений следует не отменять, а дорабатывать и делать более понятным. Такое мнение выразил в комментарии ТАСС заместитель директора центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования РАНХиГС Айрат Сатдыков, отметив, что отмена профстандарта может сказаться на управлении вузов.

    Подробнее...  
  • Владимир Блинов на «Радио России»: Ни в одной европейской стране бакалавра, как готового специалиста, никто не воспринимает

    К Болонской системе в России появились претензии. Ирина Яровая посчитала, что действующая Болонская система образования в России, а именно разделение на бакалавриат и магистратуру, неестественная. По мнению парламентария, необходимо создать комиссию и пересмотреть эти нормы. 18 декабря 2019 в прямом эфире на «Радио России» обсуждали плюсы и минусы Болонской системы образования.

    Подробнее...  
  • РИА-Новости: пресс-конференция Минпросвещения РФ по функциональной грамотности

    Навыки XXI века: прорваться за рамки предмета   

    Пресс-конференция, посвященная итогам Всероссийского форума экспертов по функциональной грамотности, состоялась 18 декабря 2019 года в МИА «Россия сегодня».

    Подробнее...  
  • Статья Евгения Малеванова для Учительской газеты: РISA-шок

    РISA-шок

    Международное исследование показало спад грамотности

    Подробнее...  
  • Евгений Малеванов для "Известий": количество "стобалльников" с каждым годом растет, а значит, усиливается и конкуренция за бюджетные места

    Известия: Каждый второй ученик 11-го класса оценивает свои знания крайне пессимистично

    Подробнее...  
  • Пресс-конференция ФИРО РАНХиГС в РИА-Новости: "Российское образование в контексте международных индикаторов"

    11 декабря 2019 года в мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция Федерального института развития образования РАНХиГС на тему: "Российское образование в контексте международных индикаторов".

    Подробнее...  
  • Марк Агранович для Инвест Форсайт: Удается ли России повышать качество образования?

    В 2015 году Генеральная Ассамблея ООН приняла глобальную повестку дня — Цели устойчивого развития, которая включала 17 целей по решению широкого спектра современных экономических, социальных, экологических проблем человечества: от ликвидации нищеты до обеспечения наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех; от обеспечения гендерного равенства до создания стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям.

    Подробнее...  
  • РИА-Новости: ученые ФИРО РАНХиГС представили проект Дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения"

    Неочевидные риски цифровизации: куда движется образование

    Стремительная цифровизация мировой экономики, как уверены эксперты, влечет за собою целый ряд неоднозначных социальных и культурных последствий, которые нуждаются в тщательном анализе. Опасности и перспективы цифровых тенденций в образовании изучила исследовательская группа из Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС).

    Подробнее...  
  • Интервью Максима Дулинова для РИА-Новости: Чтобы наставничество было полезным, потребность в нем должна произрастать изнутри

    Наставничество в системе образования сегодня получает новое развитие. Кто может стать лучшим наставником для школьника или студента колледжа? Почему не стоит ограничиваться разовыми встречами с учениками? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказал директор Федерального института развития образования РАНХиГС Максим Дулинов.

    Подробнее...  
  • Марк Агранович для РБК: Сравнивать результаты PISA, полученные от городских агломераций и отдельных стран просто невозможно

    Школьная грамотность успешно хромает

    Какие результаты показала Россия в международном рейтинге образовательных достижений?
    Российские школьники за десять лет повысили грамотность по чтению, математике и естественным наукам, следует из международного исследования PISA. Лидерами рейтинга успешности школьников остаются китайцы и эстонцы.

    Подробнее...  
  • Марк Агранович прокомментировал рейтинг PISA для интернет-издания «Мел»

    «Говорить, стали мы лучше или хуже, на основе этих данных просто нельзя». В РАНХиГС прокомментировали рейтинг PISA

    Подробнее...  
  • Пресс-конференция в РИА-Новости: "Российское образование в контексте международных индикаторов"

    11 декабря в  Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоится мультимедийная пресс-конференция «Российское образование в контексте международных индикаторов»

    Подробнее...  
  • Пресс-конференция по наставничеству в РИА-Новости

    9 декабря в РИА-новости состоится пресс-конференция на тему: "Развитие института наставничества и популяризация лучших практик среди профессионального сообщества, работодателей, населения".

    Подробнее...  
  • Максим Дулинов в эфире ВГТРК: Недетский досуг. Как обеспечить "занятость" подростков?

    18 ноября на ВГТРК в передаче «Утро России» обсуждали вопросы дополнительного образования детей и проблему занятости подростков.  Экспертом в студии стал директор ФИРО РАНХиГС Максим Дулинов.

    Подробнее...  
  • РИА-Новости: Ученые ФИРО РАНХиГС определили условия успеха подготовки персонала

    Кадры решают все. Ученые определили условия успеха подготовки персонала

    В эпоху информатизации и практически ежедневных научных открытий работникам разных производственных сфер необходима качественная базовая подготовка и возможность оперативно пройти дополнительное обучение. Ученые ФИРО РАНХиГС проанализировали подходы к проектированию образовательных программ и их реализации в Великобритании, Германии, странах Азии и США и обозначили условия для создания успешных программ обучения сотрудников производства, которые помогут преодолеть разрыв между сферой труда и образования.

    Подробнее...  
  • Россию в Туринском процессе оценивают высоко, но сравнивают со странами СНГ и Ближнего Востока

    В представительстве ЕС завершился международный семинар «Туринский процесс в России 2018–2020. Представление основных выводов и рекомендаций». В присутствии директора Европейского фонда образования (ETF) Чезаре Анестини и  координатора проектов с Россией Франки Крестани состоялась презентация Национального доклада Российской Федерации: отчета о  развитии профессионального образования и обучения в нашей стране. Он появился в результате работы аналитиков из Федерального института развития образования РАНХиГС и их взаимодействия с межведомственной рабочей группой при Минпросвещения России.

    О  том, к каким результатам пришла рабочая группа по подготовке Национального доклада и какие задачи для развития российского профессионального образования и обучения из них следуют , рассказывает Айрат Сатдыков, заместитель  директора Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС.

    Подробнее...  
  • Наталья Тарасова в эфире ВГТРК: Как учителям справиться со стрессом?

    Учителям приходится не легко, 84 % педагогов не справляются со стрессом. Новые стандарты, повышенные требования родителей увеличивают психологическую нагрузку. Как учителям справиться со стрессом?

    Подробнее...  
  • Евгений Малеванов для Известий: об итоговом сочинении школьников

    Минобразования продумывает меры против списывания заданий творческого экзамена из интернета

    Подробнее...  
  • Комментарий Ирины Соловьевой для "Известий" о новых правилах выдачи санаторных путевок инвалидам

    На того парня: нуждающихся в уходе инвалидов пустят в санатории. Минздрав удалит из приказа № 321 рекомендацию выдавать путевки только тем, кто может сам себя обслуживать.

    Подробнее...  
  • Известия об исследовании ФИРО: 84% педагогов не справляются со стрессом

    Новые стандарты и повышенные требования родителей увеличили психологическую нагрузку на воспитателей. Только 16% воспитателей в российских детских садах обладают высоким уровнем стрессоустойчивости. Подавляющему же большинству сложно приспособиться к изменениям на работе, в том числе к новым образовательным стандартам. 

    Подробнее...  
  • Максим Дулинов для КоммерсантЪ: надо повернуть нашу школу от поиска талантов к работе со всеми школьниками

    По итогам Дискуссионного клуба, посвященного вопросам государственной политики по работе с одаренными детьми, проведенного 26 сентября ФИРО совместно с интернет-изданием "Мел",  журнал Огонёк КоммерсантЪ опубликовал обзорную статью «План по талантам: Как поиск одаренных детей из блага превращается в проблему».

    Подробнее...  
  • Игорь Сергеев для Учительской газеты: Профессиональное образование - «цифра» не равно «онлайн»?

    Весь последний год педагогическая общественность обсуждает феномен, которого никто не ожидал: впервые за четверть века доля выпускников 9‑х классов школ, поступивших не в десятые классы, а в техникумы и колледжи, превысила 50%. Предлагаются различные объяснения, самое известное из которых - желание уйти от ЕГЭ. Представляется, что этот фактор важный, но не единственный и, более того, не главный.

    Подробнее...  
  • Рискованный бизнес. "Российский учебник" уйдёт с молотка

    "Эксмо-АСТ" продает "Российский учебник" - одно из крупнейших в стране издательств учебной литературы. Цена сделки может составить примерно 6 млрд рублей. С чем связано неожиданное решение о продаже. Насколько бизнес по изданию учебной литературы прибыльный, и какие причины продажи называет издательство?

    Подробнее...  
  • Максим Дулинов для Учительской газеты: о мотивации педагога

    Мотивация для учителя: что на первом месте?

    «Учительская газета», №42 от 15 октября 2019 года

    Подробнее...  
  • Подкаст «Злой редактор», s01e05: Инесса Петонова и профориентация

    В пятом выпуске подкаста шеф-редактор "Восточного экспресса" Инесса Петонова беседует о проблемах профориентации молодёжи и подростков.

    Подробнее...  
  • СМИ об Инструментарии: ФИРО РАНХиГС разработал новую методику оценки дошкольного образования

    В детских садах скоро начнут не только учить воспитанников читать, считать и лепить из пластилина, но и следить за тем, как они общаются, играют и какие вопросы они задают взрослым. Воспитатели трижды в год будут отмечать этапы развития детей в специально разработанных для этого картах. Наблюдения позволят вовремя скорректировать программу работы с детьми и еще на дошкольном уровне исправить негативный сценарий развития ребенка, пока он не превратился в девиантного подростка. По информации «Известий», карты развития ребенка уже тестируют в 100 садиках.

    Подробнее...  
  • Максим Дулинов для Российской газеты: звонок не может быть "только для учителя"

    Много споров и среди педагогов, и среди родителей вызвал резонансный случай в Новосибирской области. Прокуратура опротестовала нормативные акты школ, которые прописывали обязанность учеников убирать классы и столовые. Кроме того, некоторые школы установили правило: ученик вправе покинуть класс только тогда, когда разрешит учитель. Эти нормы прокуратура тоже отменила.

    Подробнее...  
  • Доверие становится значимым показателем образования: ведущие СМИ об исследовании ФИРО

    ФИРО РАНХиГС был проведен масштабный on-line опрос, посвященный изучению доверия и доверительных отношений в образовательной практике «глазами учителя». Общее количество респондентов составило 18594 учителя школ из всех федеральных округов страны.

    Подробнее...  
  • Наталья Тарасова на Радио России: Какие изменения приготовило Минпросвещения к новому учебному году

    Изменения, подготовленные Минпросвещения России касаются как учебного процесса, так и нюансов школьной жизни. Например, рекомендовано ограничить использование гаджетов. Личные мобильники могут запретить на уроке и выделить места для их хранения. Однако эта мера остается на усмотрение школы.

    Подробнее...  
  • Игорь Сергеев для Учительской газеты: "Билет в будущее" и региональные системы профориентации

    Под самый конец нынешнего лета в Казани завершился всемирный чемпионат профессионального мастерства WorldSkills, в котором команда России выступила более чем достойно, в медальном зачете завоевав второе место. Внутри этого чемпионата существует отдельная программа – международный чемпионат по профессиям будущего Future Skills. В его номинациях были представлены 25 профессий, которым еще только предстоит занять свое место в мировой экономике. К примеру: машинное обучение и большие данные, цифровое земледелие, квантовые технологии, проектирование нейроинтерфейсов. И здесь уже из 25 номинаций 22 золота – российские. Не просто достойный, а выдающийся результат наших молодых специалистов! Уже сейчас они готовы жить и работать в будущем.

    Подробнее...  
  • Комментарий Натальи Тарасовой для газеты Гудок: о запрете мобильных телефонов в школе

    Ученик не позвонит.

    Запрет на использование мобильных телефонов в школе не решит проблем с успеваемостью.

    Российским школьникам могут запретить использовать личные мобильные телефоны и планшеты во время уроков. За введение подобных ограничений высказалась министр просвещения РФ Ольга Васильева, выступая на VI Общероссийском родительском собрании 30 августа в Санкт-Петербурге. Ранее Минпросвещения совместно с Роспотребнадзором и Российской академией образования выпустило рекомендации об использовании устройств мобильной связи в школах.

    Подробнее...  
  • Максим Дулинов в прямом эфире на РБК: Большая перемена - 10 лет ЕГЭ

    Оправдал ли себя ЕГЭ? Как Единый государственный экзамен за10 лет существования изменил всю систему школьной подготовки? Какова роль бизнеса в образовании? Каковы приоритеты государственной политики в школьном образовании? Каков заказ государства от школы? Эти и другие вопросы обсудили 2 сентября в прямом эфире на телеканале РБК с директором ФИРО РАНХиГС Максимом Дулиновым.

    Подробнее...  
  • Прямой эфир на Радио России с Ириной Селиверстовой: о платном и бесплатном профессиональном образовании

    Аналитики подсчитали накопления россиян на учебу детей. Средняя желаемая сумма составляет 300 тысяч рублей. На образование сыновей копят 44% россиян, дочерей – 41%, говорится в исследовании Сбербанка. За последний год стоимость обучения в российских вузах выросла на 15%. Средний срок, за который клиенты планируют накопить на образование детей – 10 лет.

    Подробнее...  
  • Галина Резапкина для ФедералПресс: Два поколения выросло без скромной, но гарантированной государственной помощи в выборе профессии

    Сорок лет назад профориентация была объявлена «одной из важнейших функций государства, одним из факторов повышения эффективности производства, а в социальной сфере – одним из средств формирования мировоззрения, гражданственности, общественной и творческой активности, сохранения здоровья, роста удовлетворенности трудом на основе согласования возможностей и желаний личности с требованием профессии и общественными интересами».  Когда еще верилось, что ситуацию могут изменить управленческие решения, на всех конференциях и совещаниях говорилось об устаревшем научно-методическом обеспечении, дефиците квалифицированных кадров, отсутствии нормативно-правовой базы и недостаточном финансировании.  О том, что же изменилось за эти 40 лет, рассказала Галина Резапкина, старший научный сотрудник научно-исследовательского центра стратегии, проектирования и правового обеспечения ФИРО РАНХиГС:

    Подробнее...  
  • Ирина Селиверстова для РБК: Мальчишкам и девчонкам накопят их родители

    Россияне чаще откладывают деньги на образование сыновей, чем дочерей. На образование сыновей копят 44% россиян, дочерей — 41%, говорится в исследовании Сбербанка. Средняя сумма накоплений на учебу составляет 300 тыс. руб. При этом за последний год стоимость обучения в российских вузах выросла на 15%.

    Подробнее...