Первый Московский образовательный Комплекс (1-й МОК) делится своими наработками и опытом с коллегами из других учебных заведений России

Первый Московский образовательный Комплекс (1-й МОК) уже несколько лет, являясь экспериментальной площадкой Федерального института развития образования по теме  «Интеграция дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования как ресурс расширения возможностей развития личности» (научный руководитель - А.Г.Асмолов), делится своими наработками и опытом с коллегами из других учебных заведений России

 

В этом году, многоуровневому и многопрофильному Комплексу, объединившему детские сады, школы и факультеты СПО, исполнилось уже 7 лет. Сама идея интеграции в Московском образовании некоторое время проблематизировалась, но когда лидеры сильных образовательных организаций доказали ее целесообразность,  другие стали внимательно присматриваться к этому опыту объединения, обращаться за советами и поддержкой. Руководителей интересовали принципы и механизмы интеграции разных образовательных организаций, проблемы и трудности формирования единой управленческой команды и единого коллектива педагогов.

Сегодня 1-й МОК с полным правом отзывается на просьбы коллег, потому что для этого у него есть все основания: Комплекс входит в  «ТОП-50» лучших образовательных организаций города Москвы и «ТОП-100» лучших образовательных организаций СПО РФ по стандартам WS, а также является пятикратным лауреатом Гранта Мэра Москвы в области образования.

Совместная работа с Федеральным институтом образования началась в 2017 году, результатом стала разработка механизма интеграция дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования в условиях многоуровнего, многопрофильного Комплекса, который реализуется в форме сетевых проектов. Объединение и целесообразное распределение различных ресурсов позволило существенно расширить возможности развития личности. Наличие в комплексе факультетов СПО с мощнейшим материально-технологическим и информационным  багажом, опытом продуктивной работы с социальными партнерами, новейшими  технологиями  практикоориентированного образования, обеспечили уникальные возможности и дошкольникам, и школьникам развиваться как в среде коллективного инновационного движения, так и по линии персонализированного образования.

ФИРО РАНХиГС  для коллектива 1-го МОК стал той научной базой, на основе которой была разработана концепция развития обучающихся в объединенной среде, а также  сложнейший механизм интеграции разноуровневых образовательных организаций, что в итоге привели к позитивной динамике роста качества массового образования.   В течение всего периода сотрудничества, члены педагогического коллектива Комплекса были неоднократными активными участниками тематических конференций, организованных ФИРО, семинаров и вебинаров по самым актуальным темам образования. Так, например, в период «онлайновской жизни» 2020 года педагоги 1-го МОК с благодарностью к организаторам  работали в вебинарах по темам профессиональной ориентации, профессионального самоопределения и диагностического инструментария, поскольку эти вопросы перманентно актуальны,  а понимание способов продвижения в данной теме   обеспечивает системность в решении столь непростых задач.

Приоритетной задачей обобщающего этапа работы Комплекса в статусе экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС в 2020 году была трансляция в массовую практику результатов экспериментальной деятельности.

Масштабы распространения опыта 1-го МОК самые разные. Так, в прошедшем учебном году к Юрию Дмитриевичу Мироненко, руководителю Комплекса, обратились представители управления образования Верещагинского района Пермского края. Перед ними была поставлена аналогичная задача – создать крупный сетевой Комплекс, в состав которого бы вошли разноуровневые учреждения: и детские сады, и школы и профессиональные ОО. В течение всего года в онлайн формате было проведено 5 содержательных встреч, в рамках которых на предварительно сформированный пул вопросов отвечали члены управленческой команды 1-го МОК. Первые вопросы касались преимущественно механизмов объединения и тех трудностей, с которыми столкнулась команду вначале пути.

Также предметом обсуждения стали и конкретные вопросы по структуре управления, по организации единых служб, по финансированию и др.  Успешность встреч подтвердилась приглашением сотрудников 1-го МОК на августовскую педагогическую конференцию, на которой был представлен московский опыт объединения всем педагогам района. В этом году передача опыта продолжилась. Намечена конкретная программа вебинаров и мастер-классов с представителями разных уровней образования. Первая встреча уже прошла с представителями дошкольного образования, которых интересовали приоритетные проекты детских садов 1-го МОК. Они с интересом выслушали и посмотрели видеоролики по цифровому детскому саду, по трансформации пространств, по вопросам обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования.  Впереди - обучающий мастер-класс, который проведут педагоги ДС по  методике освоения детьми опыта конструкторской деятельности.

Много встреч по трансляции опыта было организовано Комплексом  и в рамках столичного региона, в частности - городского проекта «Взаимообучение школ». 1-й МОК провел целый ряд встреч (семинаров, вебинаров, мастер-классов) как в онлайн, так и офлайн форматах по актуальным темам развития образования. В качестве примера приведем стажировочное занятие на базе Комплекса для слушателей МЦРКПО по программе «Менеджмент в образовании». В событии приняли участие 90 слушателей из  76  учебных заведений столицы. Цель встречи состояла в погружении участников, претендующих в будущем на роли руководителей, в те управленческие решения, которые позволяют Комплексу стать одним из лучших образовательных учреждений столицы, а ее руководителю – Юрию Дмитриевичу Мироненко носить почетное звание ментора молодых директоров.

Одним из эффективных управленческих решений команды стал проект по созданию комфортной, привлекательной и безопасной образовательной среды, которая  во всей полноте раскрылась во время экскурсии, организованной для гостей 1-го МОК. В связи с особыми эпидемиологическими условиями, экскурсия была проведена в онлайн режиме, что, однако, не уменьшило впечатление участников. Она воочию продемонстрировала, что эта среда и соответствующая ей атмосфера действительно позволяют чувствовать себя в безопасности и детям, и школьникам, и студентам, и педагогам; позволяет по полноте раскрыть каждому свой творческий потенциал.  Во время последующей беседы участникам встречи были максимально раскрыты все «секреты» работы управленческой команды и по организации интегрированного, многоуровневого Комплекса, и по созданию развивающей среды как условия движения Комплекса к достижению качества массового образования.

Выступление руководителя отделения «Школа» Анны Насоновой было посвящено участию в городских проектах – важному ресурсу развития Комплекса.

 В сообщении заместителя директора Егора Подлесного был описан еще один из аспектов приоритетного развития 1-го МОК - дополнительное образование, которое рассматривается как пространство, раздвигающее границы основного образования и обеспечивающее индивидуализацию образования. Участники включались в занятие и путем интерактивного  онлайн голосования.  Активной получилась  и вторая часть занятия – ответы на вопросы: от личностно значимых вопросов к директору 1-го МОК – «какими качествами должен обладать руководитель?» до детализации инструментов управления. В заключении участники встречи выразили благодарность за откровенный, интересный и полезный диалог. Несмотря на онлайн формат, слушатели получили возможность «пройтись» по коридорам и открытым образовательным пространствам Комплекса, получить все комментарии из уст директора Комплекса Юрия Мироненко, а также почувствовать ту атмосферу комфорта и открытости Комплекса, которая привлекает множество учебных заведений и столицы и регионов Российской Федерации.

     Команда руководителей 1-го МОК благодарит сотрудников ФИРО РАНХиГС за многолетнюю плодотворную творческую работу, которая осуществлялась в рамках деятельности экспериментальной площадки, и позволила Комплексу стать одной из ведущих образовательных организаций Российской Федерации.