Конференции и семинары
Четвертая Всероссийская научно-практическая конференция «Цифровая дидактика профессионального образования и обучения»
15 марта 2022 года в Федеральном институте развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ФИРО РАНХиГС) состоялась Четвертая Всероссийская научно-практическая конференция «Цифровая дидактика профессионального образования и обучения». Организаторы конференции – Научно-исследовательский центр профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС и Ассоциация образовательных организаций, научных работников и педагогов профессионального образования «Академия профессионального образования».
- О мероприятии
- Программа
- Трансляция
- Презентации
- Стендовые доклады
- пострелиз
- Материалы предыдущих конференций серии цифровая дидактика
О мероприятии
Участники конференции: ведущие российские специалисты в сфере цифровой трансформации образования; представители экспериментальных площадок ФИРО РАНХиГС по направлению «Цифровая дидактика профессионального образования»; руководители, педагоги, методисты профессионального образования; разработчики цифровых образовательных продуктов и средств.
Конференция пройдет в формате онлайн.
В рамках конференции планируется обсудить комплекс актуальных вопросов цифровой трансформации профессионального образования. Пройдут ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ и секции:
СЕКЦИЯ «ЦИФРОВОЕ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА СПО»
Проблемно-тематическое поле секции:
- отбор содержания общеобразовательной подготовки в СПО с использованием цифровых инструментов и средств: алгоритм и критерии;
- «профилизация» содержания общеобразовательной подготовки;
- развитие функциональной грамотности обучающихся;
- формирование УМК по общеобразовательной дисциплине с учетом дидактических возможностей цифровых средств.
СЕКЦИЯ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В СПО В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»
Проблемно-тематическое поле секции:
- отбор содержания общеобразовательной подготовки в СПО с использованием цифровых инструментов и средств: алгоритм и критерии;
- «профилизация» содержания общеобразовательной подготовки;
- развитие функциональной грамотности обучающихся;
- формирование УМК по общеобразовательной дисциплине с учетом дидактических возможностей цифровых средств.
СЕКЦИЯ «ПЕДАГОГ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СПО»
Проблемно-тематическое поле секции:
- педагогические квалификации в цифровую эпоху;
- вовлечение педагогов в сетевые процессы обмена опытом и повышения квалификации;
- смешанное обучение на уровне профессиональной образовательной организации и на уровне педагога
- проблемы воспитания в цифровой среде.
Контактное лицо: Есенина Екатерина Юрьевна Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Программа
Проект программы конференции. Скачать в формате pdf
10:00 – 12:10 – ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
Модератор: Блинов Владимир Игоревич, директор НИЦ ПОиСК ФИРО РАНХиГС
10:00-10:20 |
Приветственное слово Представитель ректората ФИРО РАНХиГС (на согласовании) Картушин Юрий Валентинович, заместитель директора ФИРО РАНХиГС Софронова Марина Иннокентьевна, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации (на согласовании) Стриханов Михаил Николаевич, вице-президент Российской Академии образования, академик-секретарь Отделения профессионального образования РАО Золотарева Наталия Михайловна, И.О. ректора ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования» |
10:20-10:40 |
О подготовке мастеров 2.0. для ФП «Профессионалитет» и федеральном перечне электронных ресурсов, рекомендованных к использованию в СПО Софронова Марина Иннокентьевна, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации, Москва (на согласовании) |
10:40-11:00 |
О развитии системы независимой оценки педагогов, в том числе с использованием цифровых средств Духанина Любовь Николаевна, заместитель председателя Наблюдательного совета Российского общества «Знание», председатель СПК в сфере образования |
11:00-11:20 |
Формирование и поддержка позитивных онлайн-практик в молодежной среде Солдатова Галина Уртанбековна, заместитель заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, главный редактор журнала «Дети в информационном обществе», Москва |
11:20-11:40 |
Развитие AR-технологий в рамках предметной области «Технология» при формировании функциональной грамотности Аурениус Юрий Константинович, генеральный директор ООО “ЛИНТЕХ”, резидент Инновационного центра "Сколково" |
11:40-12:00 |
Региональная система дополнительного профессионального образования для педагогов СПО Васильев Роман Витальевич, заместитель директора Регионального института кадровой политики и непрерывного профессионального образования Иркутской области |
12:00-12:10 |
Подведение итогов |
12:10 – 12:50 – Перерыв
12:50 – 14:10 – Параллельное включение секций:
- «ПЕДАГОГ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СПО»
- «ЦИФРОВОЕ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА СПО»
СЕКЦИЯ «ПЕДАГОГ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СПО»
Модератор: Блинов Владимир Игоревич, директор НИЦ ПОиСК ФИРО РАНХиГС
Проблемно-тематическое поле секции:
- педагогические квалификации в цифровую эпоху;
- вовлечение педагогов в сетевые процессы обмена опытом и повышения квалификации;
- смешанное обучение на уровне профессиональной образовательной организации и на уровне педагога
- проблемы воспитания в цифровой среде.
Выступающие (возможны изменения):
1. Ломовцева Наталья Викторовна, доцент кафедры информационных систем и технологий ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Применение виртуальной реальности в профессиональном образовании: педагогические и технологические аспекты
2. Янина Елена Александровна, зам. директора по учебно-методической работе ГПОУ Иркутской области «Братский промышленный техникум»
Обязательные и расширенные цифровые компетенции педагога, пути их формирования.
3. Потылицына Светлана Викторовна, заместитель директора ГПОУ «Вологодский колледж связи и информационных технологий»
Цифровая культура педагога
4. Дьячкова Светлана Петровна, руководитель Центра цифрового образования, преподаватель; Ершова Олеся Сергеевна, методист, преподаватель ГАПОУ «Нижнетагильский торгово – экономический колледж»
Мотивация студентов в цифровой образовательной среде как основное условие достижения педагогических результатов
5. Мудрик Надежда Борисовна, преподаватель ГАПОУ Стерлитамакский многопрофильный колледж
Скрайбинг – современная технология для визуализации теоретического материала для студентов в СПО
6. Бушина Марина Борисовна, заместитель директора по воспитательной работе ГБПОУ «Читинский педагогический колледж»
Организационно-педагогическое сопровождение воспитательной деятельности в колледже с использованием цифровых технологий.
7. Шаймухаметова Эльвира Рамилевна, ведущий научный сотрудник ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»
Условия повышения мотивации педагогов к профессиональному развитию через систему дополнительного профессионального образования.
СТЕНДОВЫЕ ДОКЛАДЫ
№ п/п |
ФИО докладчика/должность и место работы |
Тема доклада |
1. |
Тазетдинова Елена Николаевна, методист СПБ ГБ ПОУ «Радиотехнический колледж» |
Цифровое взаимодействие колледжа с кадровыми партнерами |
2. |
Богач Дмитрий Александрович, преподаватель СПБ ГБ ПОУ «Радиотехнический колледж» |
Трансмедиальный перевод текста: постановка вопроса |
3. |
Савеличева Ольга Владимировна, заместитель директора по учебной работе ГБПОУ ИО «Ангарский промышленно – экономический техникум» |
Опыт организации командного взаимодействия участников образовательного процесса в условиях его цифровизации |
4. |
Сапронова Светлана Александровна, заведующая отделением ГБПОУ ИО «Братский политехнический колледж» |
Онлайн доска PADLET и особенности ее использования в условиях смешанного обучения в образовательном процессе СПО |
5. |
Солоневичева Мария Николаевна, методист ГБПОУ «Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга» |
Цифровая образовательная среда колледжа как условие развития педагога СПО |
6. |
Сумина Татьяна Григорьевна, доцент кафедры профессиональной педагогики и психологии ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» |
Педагог в условиях цифровой трансформации образовательного процесса СПО |
7. |
Борсук Артур Игоревич, преподаватель, ГАПОУ Стерлитамакский многопрофильный колледж |
Организация профориентационной работы со школьниками в дистанционном формате с использованием цифровых ресурсов, разработанных студентами колледжа |
8. |
Максименко Наталья Васильевна, заместитель директора по УР ГПОУ «Новокузнецкий педагогический колледж» |
Формирование цифровых компетенций студентов педагогического колледжа |
СЕКЦИЯ «ЦИФРОВОЕ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА СПО»
Модератор: Осадчева Светлана Анатольевна, заместитель директора НИЦ ПОиСК ФИРО РАНХиГС
Проблемно-тематическое поле секции:
- нормативная база формирования цифрового портфолио студента СПО;
- методические подходы к разработке структуры цифрового портфолио студента СПО;
- локальная база внедрения цифрового портфолио студента СПО: опыт образовательных организаций.
Выступающие (возможны изменения):
- Мандрова Ольга Владимировна, директор ГПОУ «Кузнецкий техникум сервиса и дизайна» им. Волкова В.А., Кемеровская область-Кузбасс
Цифровое портфолио как инструмент повышения цифровой грамотности, успешного формирования профессиональных компетенций и личных качеств обучающихся Кузбасса.
- Казаринова Ольга Владимировна, проректор КОГАОУ ДПО «Институт развития образования Кировской области»
Блохина Наталья Юрьевна, советник при ректорате КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области»
Мамаева Екатерина Александровна, методист Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ) КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области»
Особенности формирования цифрового портфолио слушателя, опыт дополнительного профессионального образования Кировской области.
- Башурова Анжелика Анатольевна, преподаватель методик начального общего образования ГАПОУ «Читинский педагогический колледж»
Е-портфолио студентов как элемент цифровой среды Читинского педагогического колледжа.
- Кортелева Анжелика Михайловна, заместитель директора по УМР СПБ ГБ ПОУ «Радиотехнический колледж», г. Санкт-Петербург
Цифровое портфолио - результат карьерного проектирования конкурентоспособного выпускника СПО.
- Осадчева Светлана Анатольевна, заместитель директора НИЦ ПОиСК ФИРО РАНХиГС
Нормативно-правовое сопровождение формирования цифрового портфолио студента СПО.
14:10 – 15:30 – СЕКЦИЯ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В СПО В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»
Модератор: Есенина Екатерина Юрьевна, ведущий научный сотрудник НИЦ ПОиСК ФИРО РАНХиГС
Проблемно-тематическое поле секции:
- отбор содержания общеобразовательной подготовки в СПО с использованием цифровых инструментов и средств: алгоритм и критерии;
- «профилизация» содержания общеобразовательной подготовки;
- развитие функциональной грамотности обучающихся;
- формирование УМК по общеобразовательной дисциплине с учетом дидактических возможностей цифровых средств.
Выступающие (возможны изменения):
1. Макеева Галина Анатольевна, начальник Центра методического сопровождения СПО ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования»
Об организации работы над примерными программами учебных дисциплин общеобразовательного цикла
2. Безуевская Валерия Александровна, проректор по развитию Сургутского государственного университета
Разработка и внедрение системы онлайн-курсов по общеобразовательным дисциплинам в СПО
3. Прохоренко Светлана Михайловна, заместитель директора по учебно-методической работе ГАПОУ ИО «Иркутский технологический колледж»
Основные подходы к разработке профильных программ и применению инструментов цифровой платформы МЭО в общеобразовательной подготовке специалистов среднего звена ОПОП 38.02.04 Коммерция (торговля)
4. Воронецкая Анастасия Ивановна, преподаватель ГБПОУ «Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса»
Опыт преподавания дисциплины «Биология» в условиях смешанного обучения для специальностей технологического профиля
5. Дружинина Юлия Викторовна, преподаватель информатики ГБПОУ ИО «Киренский профессионально-педагогический колледж»
Подходы к диагностике учебной мотивации студентов СПО и ее развитию цифровыми средствами
6. Плотникова Марина Сергеевна, руководитель центра профессионального образования ООО МЭО, Реализация практической подготовки студентов СПО с использование возможностей цифровой образовательной платформы «Мобильное электронное образование»
7. Есенина Екатерина Юрьевна, ведущий научный сотрудник НИЦ профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС
О подходах к отбору содержания общеобразовательных дисциплин в СПО
СТЕНДОВЫЕ ДОКЛАДЫ
№ п/п |
ФИО докладчика/должность и место работы |
Тема доклада |
1. |
Смаков Ирек Хамитович, преподаватель ГАПОУ «Нижнекамский политехнический колледж имени Е.Н. Королева» |
Использование цифровых технологий на уроках математики в колледже |
2. |
Санникова Ирина Алексеевна, заместитель директора по УМР ГБПОУ «Чайковский техникум промышленных технологий и управления» |
Методические решения в условиях цифровой трансформации СПО |
3. |
Спиридонова Александра Васильевна, заместитель директора по УМР ГАПОУ «Читинский педагогический колледж» Сидоренко Оксана Сергеевна, заместитель директора по учебной работе ГАПОУ «Читинский педагогический колледж» |
Трансформация системы оценивания результатов обучения студентов посредством цифровых технологий в условиях инновационного ландшафта колледжа |
4. |
Безносова Ольга Юрьевна, заместитель директора по УМР ГБПОУ ИО «Иркутский авиационный техникум» Кудрявцева Марина Анатольевна, старший методист ГБПОУ ИО «Иркутский авиационный техникум» |
Формирование предметных результатов общеобразовательных дисциплин средствами цифрового глоссария |
5. |
Безгодов Валерий Витальевич, методист, преподаватель ГБПОУ «Пермский техникум промышленных и информационных технологий им. Б.Г. Изгагина» |
Особенности реализации ФГОС СОО в контексте профессиональной подготовки на примере учебной дисциплины «Русский язык» |
СТЕНДОВЫЕ ДОКЛАДЫ ИЗДАТЕЛЬСТВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ
№ п/п |
Наименование организации |
Тема доклада |
1. |
Издательство IPR Media |
Электронный ресурс PROFобразование |
2. |
Издательство «Лань» |
Информационное обеспечение реализации образовательных программ согласно новым ФГОС СПО |
3. |
Издательство «Юрайт» |
«Юрайт» за пять минут |
15:30 – 16:00 – ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНФЕРЕНЦИИ
Выступления модераторов с обзором работы секций.
«Открытый чат» (обсуждение поступивших вопросов).
Трансляция
Пленарное заседание, секции «Педагог в условиях цифровой трансформации образовательного процесса СПО»; «Общеобразовательная подготовка в СПО в условиях цифровизации»
Секция «Цифровое портфолио студента СПО»
Презентации
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
Духанина Любовь Николаевна, заместитель председателя Наблюдательного совета Российского общества «Знание», председатель СПК в сфере образования
О развитии системы независимой оценки педагогов, в том числе с использованием цифровых средств
СЕКЦИЯ «ПЕДАГОГ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СПО»
Ломовцева Наталья Викторовна, доцент кафедры информационных систем и технологий ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Янина Елена Александровна, зам. директора по учебно-методической работе ГПОУ Иркутской области «Братский промышленный техникум»
Обязательные и расширенные цифровые компетенции педагога, пути их формирования
Потылицына Светлана Викторовна, заместитель директора ГПОУ «Вологодский колледж связи и информационных технологий»
Дьячкова Светлана Петровна, руководитель Центра цифрового образования, преподаватель; Ершова Олеся Сергеевна, методист, преподаватель ГАПОУ «Нижнетагильский торгово – экономический колледж»
Мудрик Надежда Борисовна, преподаватель ГАПОУ Стерлитамакский многопрофильный колледж
Скрайбинг – современная технология для визуализации теоретического материала для студентов в СПО
Бушина Марина Борисовна, заместитель директора по воспитательной работе ГБПОУ «Читинский педагогический колледж»
Шаймухаметова Эльвира Рамилевна, ведущий научный сотрудник ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»
СЕКЦИЯ «ЦИФРОВОЕ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА СПО»
Мандрова Ольга Владимировна, директор ГПОУ «Кузнецкий техникум сервиса и дизайна» им. Волкова В.А., Кемеровская область-Кузбасс
Казаринова Ольга Владимировна, проректор КОГАОУ ДПО «Институт развития образования Кировской области» | Блохина Наталья Юрьевна, советник при ректорате КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области» | Мамаева Екатерина Александровна, методист Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ) КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области»
Башурова Анжелика Анатольевна, преподаватель методик начального общего образования ГАПОУ «Читинский педагогический колледж»
Е-портфолио студентов как элемент цифровой среды Читинского педагогического колледжа
Кортелева Анжелика Михайловна, заместитель директора по УМР СПБ ГБ ПОУ «Радиотехнический колледж», г. Санкт-Петербург
Цифровое портфолио - результат карьерного проектирования конкурентоспособного выпускника СПО
Осадчева Светлана Анатольевна, заместитель директора НИЦ ПОиСК ФИРО РАНХиГС
Нормативно-правовое сопровождение формирования цифрового портфолио студента СПО
СЕКЦИЯ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В СПО В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»
Макеева Галина Анатольевна, начальник Центра методического сопровождения СПО ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования»
Об организации работы над примерными программами учебных дисциплин общеобразовательного цикла
Безуевская Валерия Александровна, проректор по развитию Сургутского государственного университета
Разработка и внедрение системы онлайн-курсов по общеобразовательным дисциплинам в СПО
Прохоренко Светлана Михайловна, заместитель директора по учебно-методической работе ГАПОУ ИО «Иркутский технологический колледж»
Воронецкая Анастасия Ивановна, преподаватель ГБПОУ «Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса»
Дружинина Юлия Викторовна, преподаватель информатики ГБПОУ ИО «Киренский профессионально-педагогический колледж»
Подходы к диагностике учебной мотивации студентов СПО и ее развитию цифровыми средствами
Плотникова Марина Сергеевна, руководитель центра профессионального образования ООО МЭО
Есенина Екатерина Юрьевна, ведущий научный сотрудник НИЦ профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС
О подходах к отбору содержания общеобразовательных дисциплин в СПО
Стендовые доклады
СТЕНДОВЫЕ ДОКЛАДЫ СЕКЦИИ «ПЕДАГОГ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СПО»
Богач Дмитрий Александрович, преподаватель СПБ ГБ ПОУ «Радиотехнический колледж»
Трансмедиальный перевод текста: постановка вопроса
ТЕЗИСЫ: Трансмедиальный перевод текста: постановка вопроса
Борсук Артур Игоревич, преподаватель, ГАПОУ Стерлитамакский многопрофильный колледж
Максименко Наталья Васильевна, заместитель директора по УР ГПОУ «Новокузнецкий педагогический колледж»
Формирование цифровых компетенций студентов педагогического колледжа
ТЕЗИСЫ: Формирование цифровых компетенций студентов педагогического колледжа
Савеличева Ольга Владимировна, заместитель директора по учебной работе ГБПОУ ИО «Ангарский промышленно – экономический техникум»
Сапронова Светлана Александровна, заведующая отделением ГБПОУ ИО «Братский политехнический колледж»
Солоневичева Мария Николаевна, методист ГБПОУ «Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга»
Цифровая образовательная среда колледжа как условие развития педагога СПО
ТЕЗИСЫ: Цифровая образовательная среда колледжа как условие развития педагога СПО
Сумина Татьяна Григорьевна, доцент кафедры профессиональной педагогики и психологии ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Педагог в условиях цифровой трансформации образовательного процесса СПО
ТЕЗИСЫ: Педагог в условиях цифровой трансформации образовательного процесса СПО
Тазетдинова Елена Николаевна, методист СПБ ГБ ПОУ «Радиотехнический колледж»
Цифровое взаимодействие колледжа с кадровыми партнерами
СТЕНДОВЫЕ ДОКЛАДЫ СЕКЦИИ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В СПО В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»
Безгодов Валерий Витальевич, методист, преподаватель ГБПОУ «Пермский техникум промышленных и информационных технологий им. Б.Г. Изгагина»
Безносова Ольга Юрьевна, заместитель директора по УМР ГБПОУ ИО «Иркутский авиационный техникум»
Формирование предметных результатов общеобразовательных дисциплин средствами цифрового глоссария
Санникова Ирина Алексеевна, заместитель директора по УМР ГБПОУ «Чайковский техникум промышленных технологий и управления»
Методические решения в условиях цифровой трансформации СПО
ТЕЗИСЫ: Методические решения в условиях цифровой трансформации СПО
Смаков Ирек Хамитович, преподаватель ГАПОУ «Нижнекамский политехнический колледж имени Е.Н. Королева»
Использование цифровых технологий на уроках математики в колледже
ТЕЗИСЫ: Использование цифровых технологий на уроках математики в колледже
Спиридонова Александра Васильевна, заместитель директора по УМР ГАПОУ «Читинский педагогический колледж»
СТЕНДОВЫЕ ДОКЛАДЫ ИЗДАТЕЛЬСТВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ
Издательство IPR Media
Электронный ресурс PROFобразование
Издательство «Лань»
Информационное обеспечение реализации образовательных программ согласно новым ФГОС СПО
Издательство «Юрайт»
пострелиз
15 марта 2022 года Научно-исследовательский центр профессионального образования и систем квалификаций (НИЦ ПОиСК) ФИРО РАНХиГС совместно с Ассоциацией образовательных организаций, научных работников и педагогов профессионального образования «Академия профессионального образования» провел IV Всероссийскую научно-практическую конференцию «Цифровая дидактика профессионального образования и обучения».
В конференции приняли участие ведущие российские ученые – специалисты в сфере цифровой трансформации образования; представители экспериментальных площадок ФИРО РАНХиГС по направлению «Цифровая дидактика профессионального образования»; руководители, педагоги, методисты профессионального образования; разработчики цифровых образовательных продуктов и средств. Всего боле 770 участников из более чем 50 регионов России.
На пленарном заседании с приветственным словом выступили:
Заместитель директора ФИРО РАНХиГС Картушин Ю.В., он отметил, что наша система образования. находясь в особых условиях, будет получать определенный вектор развития. И цифровая дидактика наиболее полно и активно будет использоваться системой СПО для подготовки специалистов в наших непростых условиях. Надеюсь, что участники конференции получат новый опыт для того, чтобы можно было работать в этих сложных условиях.
Проректор РАНХиГС Назаров М.Н. выразил надежду, что наша уже традиционная научно-практическая конференция не будет менее информативной и интересной. От лица руководства академии он пожелал всем участникам удачной работы, чтобы результаты конференции нашли свое применение и в академии, и во всей системе образования.
Заместитель директора департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Сафронова М.И. в своем выступлении рассказала, что по поручению президента Российской Федерации, распоряжением Правительства Российской Фед ерации от 02.12.21г. № 3427р утверждены стратегические направления цифровой трансформации образования в сфере деятельности Минпросвещения России. Данное стратегическое направление, рассчитанное до 2030 года, учитывает цифровую трансформацию не только общего образования, но и СПО. Этот большой шаг сделан для включения системы СПО в федеральную программу цифровизации. Она подчеркнула, что видно как участники конференции заинтересованы во внедрении новых методик обучения, в условиях цифровой трансформации и выразила надежду что эту задачу удастся решить на высоком уровне. Хотя в современных условиях задача усложняется, а с другой стороны, это вызовы для создания своих технологий, информационных ресурсов и сервисов. Создать систему, способную трансформировать систему СПО. Данное стратегическое направление начинает свою работу с 2022г. Минпросвещения ведется работа по нескольким направлениям. Будут создаваться программы с учетом новых технологий — это первое. Второе - профессионалитет. На базе ИРПО планируется создать цифровой ресурс, который позволит совместно с работодателями создать цифровой контент, который будет интегрирован в образовательные программы. В заключение своего приветствия Марина Иннокентьевна отметила, что система СПО не стоит на месте, двигается в нужном направлении.
Вице-президент РАО, академик – секретарь отделения профессионального образования РАО Стриханов М.Н. в своем приветственном слове сказал:
«РАО и РАНХиГС – это две площадки, на которых можно решать определенные вопросы, которые потом найдут отражение в постановлениях Правительства, документах Минпросвещения России. Наложилось много проблем, которые требуют решения:
- Цифровая трансформация образования всех уровней, не только СПО. Именно трансформация, т.к. образование это не только обучение, но и воспитание. Отцифровать воспитание нельзя.
- Программа Профессионалитета. Стыковка работодателей и образовательных организаций, задача, которая не была решена за 20-25 лет. Это проблема и для СПО, и для высшего образования.
- Политическая трансформация, которая накладывается на все.
Все эти проблемы должны быть решены. РАО приветствует участников конференции и желает сотрудничества. Надо активно привлекать к работе ВУЗы, в которых есть СПО. Это отдельные траектории для обсуждения, как и карьерные траектории выпускников СПО, которые могут быть разные, в том числе, связанные впоследствии с высокими должностями.
Здесь необходимо учитывать отраслевой аспект, который надо разбивать на сегменты: производственный, сфера обслуживания, медицина, региональный аспект и т.д.». В заключение Михаил Николаевич выразил надежду на дальнейшую совместную работу.
Директор ИРПО Золотарева Н.М. отметила, что цифровая дидактика – это тема, которая обсуждается уже много лет. И она трансформируется с учетом тех реалий, которые нас окружают, развивается общество, технологии, дидактика. Сейчас мы вышли на новый уровень цифровизации всех процессов, и в ИРПО будет проведена большая работа в рамках программы «Профессионалитет», где уже формируются творческие коллективы по созданию конструктора компетенций, по проектированию образовательных программ, которые будут настроены на потребности работодателя. Вся работа по разработке программ, УМК будет вестись с целью дальнейшего использования в цифровой образовательной среде.
В пленарном заседании выступили с презентациями:
О развитии системы независимой оценки педагогов, в том числе с использованием цифровых средств - Духанина Любовь Николаевна, заместитель председателя Наблюдательного совета Российского общества «Знание», председатель СПК в сфере образования
О формировании и поддержке позитивных онлайн-практик в молодежной среде - Солдатова Галина Уртанбековна, заместитель заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, главный редактор журнала «Дети в информационном обществе», Москва
О развитии AR-технологий в рамках предметной области «Технология» при формировании функциональной грамотности - Аурениус Юрий Константинович, генеральный директор ООО “ЛИНТЕХ”, резидент Инновационного центра "Сколково"
О региональной системе дополнительного профессионального образования для педагогов СПО - Васильев Роман Витальевич, заместитель директора Регионального института кадровой политики и непрерывного профессионального образования Иркутской области
Модерировал пленарное заседание директор НИЦ профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Владимир Игоревич Блинов.
При подведении итогов пленарного заседания выступил академик РАО Подуфалов Н.Д. Он подчеркнул, что надо плотнее работать с возрастными психологами и физиологами. Что происходит в душе, в сердце, в голове подростка, который попал в информационную кашу? Исследования проводились, когда разрабатывалась классическая дидактика, когда человек находился в спокойном информационном потоке. Сейчас ситуация в корне изменилась. Необходимо изучать в новых реалиях совместно с психологами, педагогами, возрастными физиологами. Необходимы новые методики.
После перерыва работу конференции продолжили три секции:
- Педагог в условиях цифровой трансформации образовательного процесса СПО;
- Цифровое портфолио студента СПО;
- Общеобразовательная подготовка в СПО в условиях цифровизации.
При подведении итогов секции «Педагог в условиях цифровой трансформации образовательного процесса» СПО Блинов В.И. отметил, что на секции речь шла о тех цифровых компетенциях, которые необходимы современному педагогу. Участниками сетевой экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС «Цифровая дидактика профессионального образования и обучения» были представлены доклады о цифровом мышлении педагога, когда он ищет способы и приемы захвата внимания, поддержания учебной мотивации. Необходимо цифровое мышление, которое важно не только в цифровой среде, но и в обычной среде, когда выходим на модели смешанного обучения. Институт развития образования Республики Татарстан показал интересные наработки именно в ДПО по подготовке педагогов, когда выстраиваются такие схемы, которые затем можно применять и в работе других регионов. Решается вопрос мотиваций, развитие личностных качеств, знаний, умений педагогов. Как сказал академик Подуфалов, мы столкнулись с дефицитом психоло-педагогических исследований в этой области. Накоплен опыт (хотя только у лидеров), но есть что распространять.
Подводя итоги секции «Цифровое портфолио студента СПО», заместитель директора НИЦ профессионального образования ФИРО РАНХиГС Сатдыков А.И. рассказал, что на секции обсуждались вопросы, связанные с формированием цифрового портфолио не только студента, но и преподавателя (опыт Кировской области). Заместитель директора НИЦ профессионального образования ФИРО РАНХиГС Осадчева С.А. представила нормативную базу по вопросу цифровизации, цифрового портфолио студента как результата цифровой зрелости. Участниками секции были представлены разные формы цифрового портфолио. Показано, что его заполнение идет с первого курса и на весь срок обучения. Очевидно, что в будущем будет интересно рассмотреть и зарубежные образцы заполнения портфолио.
В центре внимания секции «Общеобразовательная подготовка в СПО в условиях цифровизации», как отметила ведущий научный сотрудник НИЦ профессионального образования ФИРО РАНХиГС Есенина Е.Ю. оказались вопросы отбора содержания общеобразовательной подготовки в учетом профиля профессии, специальности СПО, важнейший инструмент интенсификации образовательного процесса – развитие учебной мотивации студентов, создание условий для преодоления их образовательных дефицитов по итогам основной школы и успешное освоение курса среднего общего образования, являющегося базой для освоения профессиональной части ОПОП СПО, в конечном счете – профессиональной квалификации. Немаловажную роль в этой работе играют цифровые средства обучения, которые также представили представители сетевой межрегиональной экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС при партнерстве с ООО «Мобильное электронное образование». Был также представлен интереснейший опыт Сургутского государственного университета по организации работы совместно с профессиональными образовательными организациями ХМАО по развитию «цифрового колледжа» и подготовке онлайн-курсов по общеобразовательным дисциплинам в составе ОПОП СПО.
Впервые в рамках IV Всероссийской научно-практической конференции «Цифровая дидактика профессионального образования и обучения» в программу были включены стендовые доклады, которые представлены на странице конференции на сайте ФИРО РАНХиГС в формате презентаций и тезисов к ним. Помимо представителей экспериментальных площадок ФИРО РАНХиГС в стендовых докладах представили свои ресурсы для системы СПО издательства «Лань», «Юрайт», «IPR Media».
____________________
Карточка мероприятия
Уважаемые коллеги, регистрация на мероприятие закрыта. Приглашаем к просмотру трансляции.
- Время проведения: 10:00-16:00
- Дата мероприятия: 15.03.2022
Место проведения: г.Москва, ул.3-я Кабельная, д.1, стр.1
Стоимость участия: БЕСПЛАТНО