Конференции и семинары

Социальная инклюзия в России: состояние и перспективы развития

Были также затронуты отдельные аспекты реализации национального проекта «Образование» в части анализа федерального проекта «Успех каждого ребенка».

 Презентации:

Белявский Б.В. Потребности детей с ОВЗ и детей-инвалидов в сфере социализации

Демакова И.Д. Концепция гуманизации пространства детей как основа развития социальной инклюзии в России

Колосова Е.Б. Педагогические технологии в сфере социальной инклюзии

Образовательный программный модуль "Универсальный код безопасности"

Фестиваль "Да здравствует человек-путешествующий!"

Попов А.А. Потенциал дополнительного и неформального образования в развитии социальной инклюзии

Попова И.Н. Социальная инклюзия в России: анализ актуального состояния проблемы

Шароватова Ю.. Экстернат и домашняя школа. Модель организации дистанционного обучения детей и подростков

Шульгина И.Б. Потенциал проекта "Школа позитивных привычек" в развитии социальной инклюзии

Веневцев С.И., Артемова М.А. Обучение людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья по специальности 49.02.01. "Физическая культура" на примере Красноярского колледжа олимпийского резерва

Загладина Х.Т. Актуальные вопросы социализации детей и подростков в современной России

28 января в ФИРО РАНХиГС состоялся семинар на тему «Социальная инклюзия в России: актуальные проблемы и перспективы развития».

В ходе обсуждения были освещены вопросы социализации детей и подростков в современном социуме, травмирующие факторы социализации, актуальность и необходимость социальной инклюзии в России, целевая аудитория социальной инклюзии – дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, концептуальные основания и технологии социальной инклюзии, ресурсы дополнительного и неформального образования, практики социальной инклюзии. Были также затронуты отдельные аспекты реализации национального проекта «Образование» в части анализа федерального проекта «Успех каждого ребенка».

 

Ключевыми экспертами выступили: Демакова Ирина, зав. кафедрой психологической антропологии Института детства МПГУ, действительный член Академии педагогических и социальных наук, вице-президент Российского общества Януша Корчака, доктор педагогических наук, профессор; Синягина Наталья, РАНХиГС, доктор психологических наук, профессор; Попов Александр, главный научный сотрудник ФИРО РАНХиГС, доктор философских наук, профессор; Загладина Хмайра, руководитель Центра социализации, воспитания и неформального образования ФИРО РАНХиГС, канд. ист. наук, член Экспертного совета Ассоциации волонтерских центров России; Попова Ирина, зам. рук. Центра социализации, воспитания и неформального образования ФИРО РАНХиГС, канд. пед. наук, доцент, зам. главного редактора журнала «Внешкольник»; Белявский Борис, зам. рук. Центра общего образования ФИРО РАНХиГС, канд. пед. наук, доцент; Колосова Елена, ст. преподаватель кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ.

На семинаре были представлены лучшие практики социальной инклюзии от организаций пяти регионов России, разработанные и апробированные в том числе на экспериментальных площадках ФИРО РАНХиГС: Москва (ГБОУ школа № 2010 г. Москвы, БФ «Образ жизни», он-лайн школа Фоксфорд), Московская область (Одинцовский лицей № 2), Владимирская область (МБОУ СОШ № 2 г. Петушки), Челябинская область (Аппарат уполномоченных по правам человека, ребенка и предпринимателей), Красноярский край (Колледж олимпийского резерва)

Обсуждение открыла Хмайра Загладина, которая осветила вопросы трансформации условий социализации современных детей и подростков под влиянием интернет-технологий, экстремистских течений, возрастающей занятости семьи и родителей, роста агрессивности и др. (Презентация № 1). Дискуссионная информация была представлена в докладе Ирины Поповой, где к рассмотрению были представлены актуальные определения социальной инклюзии, группы детей, нуждающихся в социальной инклюзии, тенденции развития социальной инклюзии в России и мире. Особое внимание в этом докладе уделялось статистическим данным по состоянию и динамике детского населения нашей страны в части охвата дополнительным образованием детей со статусом ребенок-инвалид. Были подняты вопросы о возможности и перспективах реализации целевых показателей национального проекта «Образование» в части реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» по охвату детей с ОВЗ дополнительными общеобразовательными программами, в т.ч. с использованием дистанционных технологий. Детализация потребностей в позитивной социализации была представлена в презентации Б.В. Белявского (Презентация № 3).

В докладах Н.Ю. Синягиной и И.Д. Демаковой внимание было акцентировано на концептуальных основаниях и научных подходах развития социальной инклюзии в нашей стране. Н.Ю. Синягина особенно подчеркнула необходимость сформированности психолого-педагогической платформы для решения вопросов инклюзии на основе поликультурного образования (фрагмент видео-интервью с Н.Ю. Синягиной, от 16.01.2019). И.Д. Демаковой были детально проанализированы позиции авторской концепции гуманизации пространства детства с опорой на практику реализации в условиях Международного интеграционного Корчаковского лагеря «Наш Дом», развивающегося в нашей стране более 25 лет под ее научным руководством (Презентация № 4 и видео-фильм о лагере «Наш Дом»).

Проблемы ресурсности дополнительного образования в практике развития социальной инклюзии были актуализированы в выступлении А.А. Попова, где подчеркивалась роль реализации компетентностного подхода в проектировании дополнительного образования. В качестве доказательной базы был освещен опыт проектирования дополнительного образования в работе в том числе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, в 11 регионах России охватом более 100000 человек (Презентация № 5).

Продолжили обсуждение темы И.Б. Шульгина (ГБОУ школа № 2010 г. Москвы) и М.А. Лежнева (БФ «Образ жизни»), где отразили специфику социальной инклюзии в общеобразовательных организациях на примере г. Москвы, г. Набережные Челны, г. Нижний Новгород в процессе реализации социального проекта «Школа позитивных привычек», разработанного специалистами фонда «Образ жизни» (Презентация № 6). Е.Б. Колосова проанализировала потенциал театральной педагогики в решении задач социальной инклюзии на основе концепций О.М. Фрейденберг, М. Уайта и С.В. Клубкова (Презентация № 7 и видео-фильм). С педагогическими пробами использования УМК «Универсальный Код безопасности» выступил Лобанов С.Д. (Презентация № 8). Подробно о возможностях форума путешественников «Да здравствует Человек Путешествующий!» в развитии социальной инклюзии рассказал М.Р. Молодцов (Презентация № 9). Потенциальные возможности и опыт организации социальной инклюзии с использованием дистанционных технологий в условиях работы он-лайн школы Фоксфорд был представлен Ю.А. Шароватовой, где внимание участников было обращено на персонализацию образовательного процесса, психологическую диагностику профориентационного характера и персональное тьюторство (Презентация № 10). Для обсуждения были подготовлены презентационные материалы Красноярского колледжа олимпийского резерва, где С.И. Веневцевым и М.А. Артемовой были подробно отражены вопросы организации образовательного процесса обучающихся колледжа с ограничениями в здоровье с представлением адаптированной образовательной программы и учебного плана (Презентация № 11 и разработки документов). К обсуждению темы социализации ребенка с инвалидностью в семье, инклюзии в школе, спорте, формирования профессиональных навыков и готовности к самостоятельной жизни участников семинара пригласила Н.Г. Кутепова. С этой целью были представлены три видеофильма: "Семья Кутеповых: совместимые с жизнью", «Солнечная гимнастика» и «Олимпийская чемпионка с синдромом Дауна» (ссылки на видео-записи YouTube).

В целом, в ходе семинара был выявлен ряд значимых проблем:

  • Готовность общественного сознания к принятию детей с особенностями развития и социализации;
  • Сформированность системы социальной инклюзии в регионах на основе раннего выявления потребностей в социальной инклюзии и на основе ресурсов дополнительного и неформального образования;
  • Отсутствие научно и экономически обоснованных практико ориентированных моделей социальной инклюзии, позволяющих аккумулировать ресурсы дополнительного образования для включения детей с особенностями развития в реальную жизнь социума;
  • Профессиональная и личностная готовность педагогов к работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, в том числе с ОВЗ и статусом ребенок-инвалид.

Программа семинара

 

Материалы семинара в социальных сетях: 

Facebook – страница «Социальная инклюзия в России»

 

Видео-записи:

Видео-запись семинара

YouTube – видео-записи материалов Кутеповой Н.Г., зам. руководителя Аппарата уполномоченных по правам человека, ребенка и предпринимателей Челябинской области, кандидата психологических наук, матери ребенка-инвалида - https://www.youtube.com/watch?v=aBYADP8houo

https://www.youtube.com/watch?v=-3yyX6EQ7Y8

https://yandex.ru/video/search?filmId=17953186094288234638&text=кутепова%20арина%20челябинск

 

 

 


Анонс мероприятия

 

28 января Федеральный институт развития образования РАНХиГС проводит семинар «Социальная инклюзия в России: состояние и перспективы развития».

Тема социальной инклюзии для всего мирового сообщества является отражением современных тенденций реформаторской деятельности, направленной на позитивную социализацию людей с особыми образовательными потребностями, особенностями развития (физического, ментального, личностного), людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Разработка данной проблематики ориентирована на детализацию педагогических и психолого-педагогических методов и технологий, позволяющих реализовать стратегические приоритеты социального развития нашей страны: идею самореализации личности, развитие человеческого капитала современной России.

 

Основная задача семинара – анализ состояния проблемы социальной инклюзии в России и ресурсов ее решения в сфере дополнительного и неформального образования.

 

Вопросы для обсуждения:

  • Какова  актуальность проблемы социальной инклюзии в России?
  • Каковы ресурсы и пути решения данной проблемы в сфере дополнительного и неформального образования?
  • Готовы ли кадры системы дополнительного образования для решения данной проблемы?

 

 

Цель: Мероприятие направлено на анализ проблемы социальной инклюзии в России

Дата мероприятия: 28.01.2019

Место проведения: Москва