Веб-мероприятия

Проблема школьного буллинга решается системно

7 февраля 2019 года в Медиалофте на Пречистенке Федеральный институт развития образования (ФИРО) РАНХиГС совместно с интернет-изданием «Мел» провел второе заседание Дискуссионного клуба по вопросам образовательной тематики, где эксперты обсудили тему школьного буллинга.

Смотрите видео мероприятия 

 

Проблема буллинга в ученической среде все больше осознается обществом и требует решения в системе образования. Уже проведены первые мониторинги, начинается финансирование серьезных отечественных исследований. Буллинг провоцирует: родители перестают доверять школе, учителя – родителям, дети – друг другу, а школу начинают воспринимать как небезопасное место.

Есть и еще один новый (старый) вид буллинга, его еще только предстоит осмыслить.  Это буллинг, инициатором которого становится сам учитель. Некорректное и нерефлексивное поведение педагога, который публично на уроке или перемене вновь и вновь обесценивает ученика, в нашей школе долгие годы не вызывало никакой тревоги. Такой стиль напротив характеризовал учителя с высоким статусом: «сильного», результативного, «правда его боятся дети», обычно добавляют коллеги.  Смешанные чувства: восхищение компетентностью и недоумение от жесткости. Дети нынешние не выдерживают жесткости, которая была «нормой» для самих учителей в их детстве. Что делать?

"Важно замечать и немедленно прекращать первые признаки буллинга, где бы его не обнаружили. С этого должно начинаться заявление государства к самому явлению, и за этим должны идти определенные организационные санкции как способ борьбы с буллингом", -  обозначила позицию ведущий научный сотрудник ФИРО РАНХиГС Светлана Кривцова. Учащиеся школ пока еще незрелые личности, и связанные с этим проблемы естественны, но задача педагогов как раз в том и состоит, чтобы научить детей справляться с ситуациями.

Директор ФИРО РАНХиГС Максим Дулинов предложил участникам дискуссии поразмышлять над тем, где заканчиваются здоровые взаимоотношения школьников, а где начинается буллинг.

Клинический психолог, участник команды Травли.Net Мария Зеленова сообщила, что в рамках проекта разрабатывается методичка с пояснением и мерами для предотвращения буллинга и его последствий. Травля – это всегда насилие, когда есть агрессор и жертва. Это не единичный конфликт, а систематическое и направленное насилие над определенным человеком, который страдает. Для таких ситуаций существуют четыре условия: наносится вред, есть неравенство сил, системность, жертва реагирует очень болезненно.

Учителя и родители должны объяснять детям различия между дружбой и буллингом, где границы человечности и как важно их не переходить, что такое взаимоуважительные отношения. Необходима системная работа с детьми, и тогда при конфликтах для участников уже достаточно назвать все своими именами.

Директор школы № 2101 «Филевский образовательный центр» (г. Москва) Дмитрий Модель обратил внимание, что явления, подобные буллингу, всегда начинаются скрыто, мы видим только вершину айсберга, а замечаем, когда конфликт уже развился и стал явным. По мнению эксперта, важна подготовка учителей – курсы, повышение квалификации и др.

«Обычно дети кого-то копируют – друзей, учителей, родителей. Что больше влияет – ситуация в семье или атмосфера в школе, и можно ли ее создать специально?» - поинтересовался Максим Дулинов. Буллинг возможен всегда, когда собирается группа, и не зависит от возраста участников. В ученической среде важны также личностные особенности ребенка, темперамент. Поэтому, кроме мер групповой сплоченности, нужен индивидуальный подход. Помимо самих участников, есть огромное количество наблюдателей, которые потом несут этот опыт в свою жизнь.

«Часто учителя отходят в сторону или перекладывают вопрос буллинга на родителей, которые сами не знают, что делать, а психологов в школах слишком мало. Буллинг в основном проявляется в подростковом возрасте, и это один из способов самоутверждения молодого человека», - заметил директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Евгений Сильянов.

Именно поэтому важна профилактика, а если имеем дело с самой ситуацией, то действовать нужно специалистам, и очень аккуратно, ведь учителя тоже могут невольно навредить. У буллинга клиническая природа: обычно травлю начинают дети с низким уровнем эмпатии, неправильным воспитанием, искаженным представлением о мире и своем месте в нем. Большую роль имеет системная работа в этом направлении, подчеркнул господин Сильянов.

Позитивным опытом поделились учредитель частного общеобразовательного учреждения «Хорошевская школа» («Хорошкола», г. Москва) Яна Греф и руководитель психологической службы «Хорошколы» Анна Тихомирова: «Мы договорились о едином подходе реагирования на ситуации нарушения границ личности и последовательно действуем с первых же признаков. Наша задача – восстановить систему уважительных отношений, чтобы каждому участнику ситуации стало комфортно, и это работает».

В дискуссионном клубе приняли участие директора школ и учителя, родители, старшеклассники, студенты, представители экспертного сообщества и общественных организаций, эксперты интернет-издания Мел.

Для участия в дискуссии были приглашены: директор и заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Евгений Сильянов и Лариса Фальковская, учредитель частного общеобразовательного учреждения «Хорошевская школа» Яна Греф, руководитель психологической службы «Хорошевской школы» Анна Тихомирова, директор школы «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б. Ольбинского» (Московская обл.) Ольга Филимонова, директор школы № 2101 «Филевский образовательный центр» (г. Москва) Дмитрий Модель; заведующий проектно-учебной лабораторией образовательной журналистики НИУ ВШЭ Александр Милкус, клинический психолог Мария Зеленова, ведущий научный сотрудник ФИРО РАНХиГС Владимир Загвоздкин.

Мероприятие проходило в режиме онлайн -трансляции на сайте Академии, на официальной странице Академии в социальной сети «Вконтакте», на сайте интернет-издания «Мел».

Вопросы к дискуссии: 

Как запускается феномен буллинга?

Какие ученики составляют группу риска? 

Учитель-буллер - почему нет противостояния со стороны коллег?

Что порождает такой тип учительского поведения?

Какие компетенции не сформированы у учителя, склонного к буллингу?

Какой тип помощи ему нужен?

Какая система мер предупреждения может быть создана в образовательной организации?

Какие изменения в нормативном правовом регулировании на уровне организации/региона/федерации необходимы для эффективной борьбы с буллингом?

Детский сад: воспитатель и «проблемный» дошкольник - зона риска для буллинга.

Когда жертва буллинга – учитель.

 

Модераторы дискуссии:

Дулинов Максим Викторович, директор ФИРО РАНХиГС;

Кривцова Светлана Васильевна, ведущий научный сотрудник ФИРО РАНХиГС

 

Основные спикеры:

Представители Минпросвещения России:

Сильянов Евгений Александрович, директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России.

Фальковская Лариса Павловна, заместитель Департамента государственной политики в сфере  защиты прав детей Минпросвещения России.

 

Руководители и представители образовательных организаций:

Греф Яна Владимировна, учредитель частного общеобразовательного учреждения «Хорошевская школа» («Хорошкола», г. Москва);

Тихомирова Анна Владимировна, руководитель психологической службы «Хорошевской школы» («Хорошкола», г. Москва);

Модель Дмитрий Лазаревич, директор школы № 2101 «Филевский образовательный центр»
(г. Москва);

Филимонова Ольга Геннадьевна, директор школы «Сергиево-Посадская гимназия
имени И.Б.Ольбинского» (Московская область).

 

Эксперты:

Милкус Александр Борисович, заведующий проектно-учебной лабораторией образовательной журналистики НИУ ВШЭ, обозреватель Издательского дома «Комсомольская правда»;

Зеленова Мария Владимировна, клинический психолог, участник команды Травли.Net;

Загвоздкин Владимир Константинович, ведущий научный сотрудник ФИРО РАНХиГС.

 


 
Дата мероприятия: 07.02.2019

Место проведения: г. Москва