Исследования
Социокультурная модернизация и развитие образования в российских регионах, обеспечивающие единство и качество образовательного пространства
Выполненное исследование;
Руководитель работ:
Асмолов Александр Григорьевич, д-р психол. наук, профессор, академик РАО;
Сроки выполнения: 2018 г.;
Актуальность исследования:
Актуальность исследования заключается в разработке методологии, способов реализации социокультурной модернизации образования, обеспечивающих не только повышение качества и доступности образования, поддержку школ и других образовательных организаций, находящихся в сложных экономико-географических и социальных условиях, но использование образования как инструмента решения жизненных социально-экономических проблем местных сообществ, развития территории.
Основная цель исследования:
Разработка методологии, инструментария (форм организации и основных социокультурных технологий) и механизмов социокультурной модернизации и развития образования в российских регионах.
Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:
- Разработаны методологические основания и ключевые характеристики социокультурной модернизации образования, в том числе: проанализированы основные подходы к пониманию модернизации как изменениям в общественной жизни, обоснованы 2 модели образования (технологическая и социокультурная модели образования), представлено 4 варианта социокультурной модернизации в России.
- Выполнено исследование территориально-региональных образовательных систем РФ в контексте осуществления социокультурной модернизации и развития образования в разных типах населенных пунктов, районов и регионов, кроме того были проведены семинары для руководителей региональных органов управления образования, руководителями образовательных организаций и педагогами по вопросам модернизации и развития образования в российских регионах, обеспечивающих единство и качество образовательного пространства (приняло участие более 141 человек).
- Доработана и актуализирована методика анализа социокультурных ситуаций на конкретных территориях и типологию социокультурных моделей развивающихся территориально-региональных образовательных систем, в том числе подготовлено: научно-учебно-методическое обеспечение по использованию инструментария и механизмов социокультурной модернизации образования в регионах.
- Представлен сравнительно-исторический анализ идеалов воспитания как показатель соответствия исторически-конкретных целей школы реальным общенациональным задачам.
- Проведен сопоставительный анализ целей образования федерального и республиканского уровней в связи с гетерогенным этносоциокультурным составом полиэтничного российского социума на предмет решения ими также и задач консолидации полиэтничного российского общества.
- Выполнена оценка развития в России в ХХ веке системы «образование и общество» в контексте общеевропейского процесса модернизации, в том числе:
- реконструкция общей теоретической и исторической картины развития российской системы образования, эволюции образовательного уровня населения;
- подготовлена рукопись концептуального сборника статей «Развития в России в ХХ веке системы «образование и общество» в контексте общеевропейского процесса модернизации, включая диахронный (исторический) и синхронный (регионально-этнокультурный) аспекты анализа».
- Проведено 2 семинара с руководителями региональных органов управления образования, руководителями образовательных организаций и педагогами по вопросам модернизации и развития образования в российских регионах, обеспечивающих единство и качество образовательного пространства, в которых приняли участие представители из 21 субъекта РФ:9 республик (Дагестан, Удмуртии, Башкирии, Марий-Эл, Северная Осетия-Алания, Тыва, Чувашской, Алтай, Крым), 1 края (Забайкальского), 11 областей (Саратовской, Омской, Ивановской, Курганской, Еврейской автономной, Магаданской, Тверской, Амурской, Московской, Ярославской, Ростовской).
- Опубликованы 5 статей:
1) Куркин Е.Б. Застой в идеологии образования/Народное образование - №1-2 – 2018 -С.14-22;
2) Куркин Е.Б. Парадигмальные отличия постиндустриальной, социокультурной модели общего образования /Наука и школа - №4 – 2018 -С.41-49;
3) Куркин Е.Б. Школа зрелого подростка/Народное образование - №6-7 – 2018 -С.84-92;
4) Куркин Е.Б. Школа в условиях стандартизации/Наука и школа - №1 – 2018 -С.186-192;
5) Ванданова// Дугарова Д.Ц., Ванданова Э.Л., Лю Чжиянь. О стратегии развития трансграничного профессионального образования Китая и России. // Социально - гуманитарные и экономические науки: актуальные проблемы, достижения и инновации: сборник научных трудов по материалам Международной научно - практической конференции 28 сентября 2018 г. / Под общ. ред. Е. П. Ткачевой. – Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ). - 2018. – 218 с.- С. 193-198."