Исследования
Разработка и апробация моделей социальной инклюзии в сфере дополнительного и неформального образования
Текущее исследование;
Руководитель работ: Попова И.Н.;
Сроки выполнения: 2019 г.;
Актуальность исследования:
Разработка и использование инклюзивных моделей в сфере дополнительного и неформального образования позволит решать актуальные задачи социальной адаптации, развития и самореализации разных категорий детей и подростков. Идея разработки моделей социальной инклюзии в среде дополнительного и неформального образования позволит детализировать педагогические и психолого-педагогические методы и технологии, позволяющие реализовать один из стратегических приоритетов социального развития нашей страны, сформулированных в Майском указе Президента РФ 2018 года – идею самореализации личности, развитие творческого потенциала всех категорий детей и подростков.
Основная цель исследования:
разработать и апробировать актуальные модели социальной инклюзии в сфере дополнительного и неформального образования и их научно-методическое обеспечение как необходимое условие развития ресурсов позитивной социализации и самореализации различных категорий детей и подростков, в том числе с особыми образовательными потребностями (одаренные дети), с особенностями физического и ментального развития (дети-инвалиды, дети с ОВЗ), детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (детей из семей мигрантов и переселенцев, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, детей с девиантным поведением и осужденных за правонарушения).
Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:
- Проанализировать российский и международный опыт социальной инклюзии для различных категорий детей с использованием современных образовательных технологий, в том числе с помощью методов музейной педагогики, арт-терапии, волонтерской и тьюторской деятельности и т.п.;
- Проанализировать актуальные проблемы и риски социализации таких категорий детей и подростков, как дети с особыми образовательными потребностями (одаренные дети), с особенностями физического и ментального развития (дети-инвалиды, дети с ОВЗ), дети и подростки, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (дети из семей мигрантов и переселенцев, дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей, дети с девиантным поведением и осужденные за правонарушения);
- Разработать и обосновать модели социальной инклюзии в сфере дополнительного и неформального образования с учетом особенностей различных категорий детей и подростков: модель «Социальное тьюторство», модель «Социальное волонтерство», модель «Ресурсная группа», модель «Путь героя» и др.;
- Разработать и обосновать экономический и финансовый расчет реализации моделей социальной инклюзии в сфере дополнительного и неформального образования с учетом их специфики направленности на разные категории детей и подростков, а также уровней реализации (учрежденческий, муниципальный, региональный);
- Разработать научно-методическое обеспечение моделей социальной инклюзии для образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования, и организаций, осуществляющих неформальное образование, с обоснованием возможностей их распространения;
- Апробировать модели социальной инклюзии и их научно-методическое обеспечение на базе экспериментальных площадок ФГБУ «ФИРО» (не менее, чем в 10 регионах России);
- Разработать и апробировать серию методических рекомендаций (не менее 3-х) по совершенствованию программно-методического обеспечения и содержания деятельности в сфере дополнительного и неформального образования в процессе реализации моделей социальной инклюзии для различных категорий детей и подростков;
- Разработать и представить на экспертное обсуждение требования к условиям реализации и распространения моделей социальной инклюзии в сфере дополнительного и неформального образования;
- Разработать и опубликовать научную монографию «Модели социальной инклюзии в сфере дополнительного и неформального образования: условия и инструменты реализации».