Новости

Проблемы работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, обсудили в ФИРО РАНХиГС

Вебинар «Актуальные проблемы педагогов в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации (ТЖС)» состоялся 15 февраля 2021 года в Федеральном институте развития образования (ФИРО) Президентской академии.

«Прошлый год дал нам хороший старт. Мы посмотрели на то, как работают педагоги из 10 регионов России в рамках большого федерального проекта», – сообщила выступившая модератором мероприятия ведущий научный сотрудник НИЦ социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС, руководитель проекта Ирина Попова.

В 2020 году в проекте приняло участие 1898 детей и 587 педагогов из 77 организаций. Это учителя и классные руководители, педагоги дополнительного образования детей, педагоги-воспитатели интернатных коррекционных учреждений, заместители директоров школ по воспитательной работе. Это и социальные педагоги, педагоги-психологи, и даже целые психологические службы.

Несмотря на то, что 34% участников эксперимента переживали в его ходе усталость, а 16% желание выйти из проекта, почти все поголовно (98%) испытали творческое состояние. «Работая в инновационных условиях, по-другому и быть не могло. Потому что каждый новый случай, каждая новая ситуация стимулирует творческий тремор, как говорил мой учитель профессор психологии Василий Сергеевич Ивашкин», – отметила спикер.  

Каждый 3-й школьник в проекте представлял категорию «дети с ограниченными возможностями здоровья», каждый 4-й и даже чаще – категорию «дети, воспитывающиеся в малоимущих семьях». А каждый 5-й – группу детей с отклонениями в поведении.

Целенаправленное внимание к особым составам детей потребовало от экспериментаторов новых знаний.

Обратившись к профстандарту педагога и профстандарту педагога дополнительного образования, эксперт обозначила трудовые действия, которыми должен владеть воспитатель в работе с детьми, находящимися в ТЖС. Он, в частности, «использует и апробирует специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся». «Обеспечивает взаимодействие с родителями учащихся». «Понимает мотивы поведения детей, их образовательные потребности и запросы». «Организует досуговую деятельность ребят, направленную на освоение дополнительной общеобразовательной программы» и пр.

«Чем больше мы знаем коррекционных приемов, тем больше внимания можем уделить каждому ученику. И тем более выигрышен наш инструментарий в оценке деятельности каждого педагога, каждого ребенка», – рассказала выступившая с докладом о работе педагогов по созданию инклюзивной образовательной среды, заместитель директора Центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС Ирина Соловьева.

 По ее словам, «та речь, с которой мы обращаемся к детям на любом этапе педагогической деятельности и в любом ее варианте, должна быть понятна любому ребенку». Это нужно учитывать и на родительских собраниях, и коммуницируя с родителями школьников в чатах. «Им нужна наша особая забота в распознавании их особых потребностей», – подчеркнула она.

В Москве есть очень известная школа «Класс-центр» Сергея Казарновского в Коптево, где драматической студией руководит педагог-колясочник. «Это большое достижение этого человека, но не единственный вид его деятельности, он талантливый педагог. На самом деле важно, чтобы мы понимали: наш коллега может быть с палочкой, с тростью, со слуховым аппаратом. Люди с инвалидностью точно так же могут помогать нам в сетевом взаимодействии работать с детьми, находящимися в ТЖС», – заключила эксперт.

 

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: