Новости

Программы воспитательной работы в организациях СПО обсудили в ФИРО РАНХиГС

Более 1000 представителей системы среднего профессионального образования (СПО) из 75 субъектов федерации приняли участие в вебинаре «Программы воспитания в СПО», проходившем 16 февраля 2021 года в Федеральном институте развития образования.  

«Всем заинтересованным лицам мы направим на рассмотрение проект Примерной программы воспитания в среднем профессиональном образовании», – сообщил, открывая встречу, директор Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов.

По его словам, Минпросвещения России стремится издать единый документ – и для школы, и для организаций СПО. «Но поскольку у нас разные возрасты и направленность образования, мы договорились, что внутри одного документа будут размещены два приложения – одно для общеобразовательных, а другое –  для организаций среднего профессионального образования», – пояснил он.

В современных условиях (а сегодня в нашей стране разработаны 84 стратегии развития различных отраслей экономики) система образования должна положить на общий алтарь свое видение отраслевого развития. Причем мы понимаем, что пользу это должно принести обществу в целом. «Отсюда и развитие идеи ценностного дуализма: мы о воспитании должны говорить двояко. С одной стороны, как об инструменте помощи человеку, но с другой – как о социальной ценности. И, следовательно, как о помощи обществу в его развитии», – подчеркнул Владимир Блинов.   

«Практическая реализация целей и задач воспитания осуществляется в рамках направлений, каждое из которых сфокусировано в одном из 8 модулей», – отметила руководитель Центра координации деятельности профессиональных образовательных организаций Института региональной кадровой политики Белгородской области Ольга Зарубина, представляя таймлайн разработки и внедрения Примерной программы воспитания в регионе.

Директор Самарского филиала РАНХиГС Виктория Прудникова подчеркнула, что способность к адаптации, резильентность (возможность в сложных ситуациях реализовать свой потенциал) и другие профессионально значимые качества личности невозможно сформировать исключительно в учебной аудитории и с помощью ресурсов традиционного обучения. Тут недостаточно усилий одного педагога. Необходимо, чтобы весь коллектив сотрудников образовательной организации включился в создание особой среды, формирующей личность.

Эксперт рассказала о трех моделях профессионального развития личности: адаптационная модель, модель самоорганизации и модель самореализации.

С результатами социологического опроса студентов колледжей познакомила участников вебинара исполняющая обязанности директора Регионального института кадровой политики Иркутской области Ольга Кондратьева. Отвечая на вопрос: «С кем вы можете обсудить свои опасения и переживания?», ни один молодой человек не назвал мастера производственного обучения, преподавателя. То есть педагог не является значимым взрослым, с которым можно обсуждать проблемы личного характера. «Если система воспитания не ориентирована на запросы молодежи, не решает их жизненные проблемы, то и дети относятся к этому отстраненно, как к параллельно существующему процессу», – подытожила спикер.    

«Если обучающийся колледжа не является, наряду с преподавателями и администрацией, субъектом формирования программы воспитания, то он уже не замотивирован... Чем больше он будет включен, тем выше у нас вероятность того, что мы получим мотивированного участника... Если ни одна из запланированных практик не будет для него важной, то он может предложить свою акцию или активность. Но вправе получить требуемый результат и вне программы... При планировании все результаты воспитания, знания и опыт практической деятельности должны быть известны студентам с самого начала их учебного года», – отмечали участники вебинара.

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: