Новости

Наталья Тарасова для Радио России: Учительство - это профессия, миссия, призвание, развитие человека и будущее, в котором мы будем жить…

15 февраля 2021 на Радио России обсуждали вопрос: Каким должен быть современный учитель? О том, какие учителя станут востребованными в эпоху трансформации способов и форматов получения знаний, рассказала директор Центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС Наталья Тарасова.

­Слушать эфир...

 – 15 февраля 2021 на Радио России обсуждали вопрос: Каким должен быть современный учитель? О том, какие учителя станут востребованными в эпоху трансформации способов и форматов получения знаний рассказала  директор Центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС Наталья Тарасова.

Радио России: Наталья Владимировна, речь сегодня пойдёт о людях, от которых более всего зависит судьба маленького человека. Мне, например, повезло с учителями, а вот мой сын, который учился в очень хорошей московской школе, - ему не повезло: учительница была не «учительница начальных классов», а «училка»…  и она всему классу отбила охоту учиться очень надолго. И всё таки учитель - это профессия? Правда, Наталья Владимировна? Как-то что-то изменилось со временем, и другие требования теперь?

Наталья Тарасова: С одной стороны, учитель - это профессия. И можно говорить о каких-то формализованных документах, в рамках которых существует эта профессия, и там очень сухим языком написано, какие формы, методы, какие технологии учитель должен осваивать, что разрабатывать, какие подходы использовать… Но мы же понимаем, что в первую очередь, Учитель – это человек с большой буквы, которому приходится учить ребенка познавать мир и развиваться, а вот как развиваться, как общаться с детьми? В предшествующий период мы всегда говорили, что профессия учителя - это  не просто выбор профессии, а ты должен себя осознать, принять себя вот в этом качестве. Здесь не достаточно одной любви к детям, нужно глубокое знание и постоянное собственное развитие, свой собственный пример именно в педагогической деятельности, не пустые разговоры, не пустая болтовня.

Радио России: Наталья Владимировна, наверное, тут еще яркий представитель взрослого перед детьми? Родителей то они знают, а тут учитель...

Наталья Тарасова: Как раз учитель и должен помогать ребёнку, если порой родители слишком оценивают своих детей, т.е считают что они супер талантливые. Хотя каждый родитель вправе так считать. С другой стороны, учитель, обладая своими профессиональными знаниями, как раз должен выявить то, пусть даже не многое, но лучшее в каждом ребенке, увидеть его собственную линию развития и показать это родителям, если они этого не видят, и показать самому ребенку -  в этом и будет интерес и дальнейшее продвижение к вершинам. Очень часто происходит, что идут шаблоны, идет гонка под какой-то конкретный контент, выполнение заданий в срок, а ребенок находится в другом темпе, он по-другому воспринимает информацию…

Радио России: Да, сейчас, когда и компьютер появился, и опять же столкновение с удаленным образованием…

Наталья Тарасова: Да, есть дети-визуалы , есть кинестетики. Удаленное образование тоже сыграло свою роль. В этом направлении как раз учитель и должен работать, если он учитель с большой буквы, если он обладает свойствами понять ребенка, умеет с ним общаться, признает свои собственные ошибки, умеет  слышать и слушать детей, задавать вопросы, чтобы разобраться в том, что интересно детям, самообразовывается.

Почему вот так всё срослось у этого талантливого педагога из показанного сюжета? Потому что он всю жизнь саморазвивался, он всю жизнь перед собой ставил более высокие старты. Может быть не специально, но он к ним шёл, он всё преодолевал и очень успешно.

Радио России: Ваш высокий штиль, и Ваш, и Бориса, который к Вам на этом же высоком штиле присоединился с одной очень короткой фразой: «Всё это так, но это совершенно не коррелирует вот с теми документами, где написано, что учитель обязан предоставлять образовательные услуги. Всё. Точка. И вот этот учитель года стал учителем года потому, что он учил, а не предоставлял образовательные услуги». Вы с этим согласны?

Наталья Тарасова: Конечно, я с этим согласна, мы говорим об этом много. И сразу же вызывало возмущение у всего педагогического сообщества, как только это попало в закон "Об образовании", но мы не думали, как эксперты, что это приведет к такому переосмыслению, мы не придали особого значения, а потом увидели, как через несколько лет стало меняться  отношение к системе образования ( из-за этой формулировки).

Радио России: Вы единственная, Наталья Владимировна, кто покаялись, вот ни от кого этого покаяния, кроме Вас, мы не слышали. Спасибо Вам за это.

Наталья Тарасова:  Этот вопрос, ставился   и предыдущим министром, который говорил о том, что не может быть, чтобы  учитель, и система образования в целом  были той сферой, которая оказывает образовательные услуги. Учительство - это миссия, это искусство по мнению  академика  Д Лихачева,  раскрывает суть  этой профессии.

Радио России: Наталья Владимировна, а что-то делается именно в сфере издания документов и различных методических указаний, о том, о чем мы говорим?

Наталья Тарасова: В законе «Об образовании в РФ» мы, конечно, правок еще не видим.

Но на всех международных конференциях, семинарах, в профессиональных сетевых сообществах, (они сейчас по разным предметным областям) этот вопрос не просто ставится, он очень активно обсуждается. Все признают, что формулировки надо менять. Но законодательно пока ещё всё сохраняется, все признают и как бы по умолчанию считают, что да - это не образовательная услуга, но, повторяю, мы же живем в рамках закона "Об образовании в РФ", где сохраняются эти определения.

Радио России: Наталья Владимировна, скажите, пожалуйста, делается что-то чтоб дебюрократизировать профессию учителя?

Наталья Тарасова: С уровня государства предпринимаются шаги в этом направлении. «Регуляторная гильотина» - инструмент масштабного пересмотра и отмены нормативных правовых актов, негативно влияющих на развитие всех отраслей экономического развития страны, в том числе и системы образования. Есть поручение Правительства,  в результате , которого проведен анализ огромного количества  документов, которые повторяют друг друга.

Произошло укрупнение каких-то документов, какая-то часть документов отмирает, но если вспомнить учителя, то даже в период пандемической ситуации находились какие-то бесконечные отчеты, дополнительные бумаги, которые раньше не присутствовали, а их надо было заполнять. Поэтому нельзя сказать сейчас, что учителя вздохнули полной грудью и у них появилось огромное количество времени чтобы самообразовываться.

Радио России: Почему так много уроков задается, почему до 2 часов ночи приходится сидеть?

Наталья Тарасова: Ну, что нужно признать? Что у нас, действительно, количество уроков регламентируется определенными нормативами, более того, эти же нормативы закрепляют, сколько ученик должен тратить времени на домашние задания. Опять-таки исследования доказывают, что дети российские на домашние задания тратят в разы больше времени, чем дети за рубежом. Т.е. у них получается на собственное развитие, даже на отдых, на какие- то свои интересы, даже пообщаться с семьей - времени на это не остается. Этот вопрос остается по-прежнему острым и очень актуальным.

Есть школы, которые не боятся быть инновационными, как вот этот талантливый учитель «инноватор». И те школы, которые не боятся быть инновационными, они отказались от оценок «мы оценки не ставим» или же «мы не задаём домашнее задание», и в качестве эксперимента это пробуют делать, потому что проблема перегрузки становится  очень напряженной, и в любом случае с ней надо разбираться.

Радио России: Наталья Владимировна, скажите, ведь всё-таки у нас рынок тоже не спит и регулирует эти процессы, потому что у нас тоже есть некая форма образования, в которой можно найти лазеечку, как вот заочная форма у детей, есть частные организации, которые помогают им учиться, и вот они уже учатся по другим методикам, а потом ребенок, который приписан к какой-то школе, идёт и сдает экзамены не хуже. Получается, что эта идиотская, громоздкая, забюрократизированная система с неимоверным количеством домашних заданий имеет КПД у неё как у паровоза, так что ли?

Наталья Тарасова:  У меня двойственное ощущение. С одной стороны, если у нас дети все свое время уделяют конкретной дисциплине для сдачи определённых экзаменов, то мы двигаемся только по какой-то одной дорожке, очень узкой, закрываем какие-либо перспективы для развития детей. В этих организациях дети «натаскиваются» на все эти задания, чтобы успешно сдать ЕГЭ.

Радио России: Это дрессура какая-то скорей, чем образование.

Наталья Тарасова: Да, именно дрессура. А вот как сделать так, чтоб не по одной дорожке бегали, а по многим дорожкам? Всеобщее развитие, и при этом не было бы дрессуры - вот в чём состоит задача: чтоб шла не только подготовка к бесконечным контрольным, а чтоб ребенок сам понимал, а чтоб учитель ему помогал в этом, увидеть, что у него не получается, к чему ему надо стремиться.

Радио России: Наталья Владимировна, а на сегодняшний момент все школы как бы ну муниципального там и прочего подчинения - они в общем-то по одному учебному плану учатся, т.е где тут у них шаг влево, шаг вправо? Возможен он для учителя?

Наталья Тарасова: Вообще учебный план формируется с учетом основной образовательной программы школы . Основная образовательная программа –это прерогатива школы. Есть официальный государственный реестр, где размещены примерные основные образовательные программы, по каждому уровню образования – это некая рамка.

И вот имея эту рамку образовательные организации должны дорабатывать свои программы и составлять  учебный план. К сожалению,   основные образовательные программы  школ не всегда отражают особенности и специфику школы, с одной стороны, разработчики программ  пытаются соблюсти норму закона, а с другой стороны, часто копируют друг у друга, становится множество одинаковых программ, которые не демонстрируют своей особенности, т. е. своего какого-то уникального местонахождения, учительских коллективов , особенностей самой школы и её традиций… В учебном плане есть базовая часть, а есть часть, которая разрабатывается участниками образовательных отношений, в разработке которой должны включаться родители, все субъекты  образовательного процесса.

Радио России:  У меня такое впечатление, что вот сейчас мы детей учим сдавать ЕГЭ, а не учим предметам? Или я не прав?

Наталья Тарасова: Те школы, которые у нас прорывные, которые у нас являются такими статусными, мы знаем талантливых директоров, как в регионах, так и Москве, -  у них всё выстроено, всё оформлено в рамках букв и законов, а живут они так, чтобы было комфортно и детям, и учителям. Такие школы стремятся к созданию благоприятной комфортной среды. Как им это удаётся? Они используют свой ресурс, свой авторитет, свои возможности отстоять позиции. Хотя, это для меня тоже остается некой загадкой. Кто-то подсказывает, что в рамках закона есть статьи, которые можно использовать, и это тебя защищает, но, к сожалению, корпус директорства не всегда готов идти на амбразуру и защищать, даже не всегда умеют свои права защищать. Кто-то должен это им показать, где, в рамках какой статьи они могли бы это сделать и сделанное не являлось бы нарушением.

Радио России: На самом высоком уровне – министра образования, зам. министра образования, главной мотивацией должно быть - образование! А у нас главной мотивацией является - протолкнуть такой проект, такой, потому что за этим проектом такие-то структуры, а за этим те и те. Главная цель другая, или я не прав?

Наталья Тарасова: Даже с самой высокой трибуны говорится об образовании, о развитии, о благах для нас, для каждого, в том числе и для системы образования. Сейчас много разговоров о статусе учителя, роли учителя. Вспомнили и осознали, что без учителя мы все равно ничего не поменяем. И с зарплатой нужно что-то решать. Нельзя, чтобы  все оставалось в таком же состоянии – учитель работает  на 1,5 на 2 ставки, да еще и не понятно, как считается средняя зарплата, как сейчас выяснилось.

Как-то я задала вопрос экономистам: почему придумали среднюю по экономике, ведь стандарт реализовывает каждый учитель, неважно, где он находится. Все реализовывают один и тот же ФГОС ОО. Так же хорошо и качественно все учителя должны готовить детей к выпускным  экзаменам и промежуточной аттестации. Выполняется весь цикл, который необходим. Мне ответили просто и доступно: это был единственный механизм «средний по экономике субъекта», который должен был  как-то увязать все отрасли и дать понимание, как это можно выплачивать.

Я говорю: Давайте мы учителям и медикам сделаем единую базовую ставку, а к ней стимулирующую выплату, чтоб не было такой колоссальной разницы. На тот момент, когда я задавала этот вопрос, тогда это даже не рассматривалось, считали, что никаких ресурсов финансовых у страны, чтобы это сделать не было. Сейчас, как мы видим, правительство ставит такую задачу. Более того, я знаю, что к 20 апреля должны быть по всем бюджетным организациям заявления, как это теперь будет все рассчитываться. Я очень ожидаю, что что-то все-таки будет решено по учительской заработной плате. Это очень важно.

 

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: