Новости

Эксперт ФИРО РАНХиГС Наталья Тарасова: "Творческая часть расписания поможет закрепиться в школе молодому педагогу"

Что не так с подготовкой учителей? Почему они избегают школу? Должен ли педагог проводить 8 часов на работе? О новых подходах к расчету зарплаты учителя на материалах последних международных исследований рассказывает сайту Президентской академии директор Центра социализации и персонализации образования детей Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС Наталья Тарасова.

– Наталья Владимировна, данные международного сравнительного исследования TALIS говорят о том, что педагоги в России перегружены работой, которая не имеет прямого отношения к их обязанностям. Главным предметом исследования стала поддержка молодых учителей. Они в дефиците: даже в Казахстане учителей в возрасте до 30 лет 18%, а у нас – всего 11%. Почему?

– Подготовка учителей, условия работы этого корпуса специалистов тема важнейшая. Как вы знаете, этому был посвящен федеральный проект «Учитель будущего» Национального проекта «Образование». Сейчас он вошел со своими приоритетами в ФП «Современная школа». Но в любом случае его задачи не остаются незавершенными.

Методическое сопровождение учителей, выстраивание качественной, системной, комплексной модели их подготовки. Такими видятся ключевые направления в решении затронутых проблем.   

– К педагогическим вузам много вопросов. На ваш взгляд, каких знаний не хватает выпускникам?

– Знания предмета, умения услышать ребенка, взаимодействовать не только с детьми, но с коллегами и родителями.

Чаще всего, судя по пабликам в соцсетях, трудности возникают при общении с родителями. Почему-то у одних преподавателей все мамы «злые», «неадекватные». А у других – «удивительные», «мастера в своем бизнесе», «интереснейшие собеседники». Парадокс!  

– А как реагирует на эти дефициты школа?

– Подобно главам крупных производств, директора школ, которым родители доверяют своих детей, занимают обычно такую позицию по отношению к педагогам-новичкам: «Мне надо погрузить их в боевую обстановку, приобщить к профессии». И вот с уровня государства было услышано: необходимо стимулировать учителя к непрерывному самообразованию, устранить разрывы на переходе от вуза к педагогическому «цеху».

Изучался опыт, в том числе зарубежный. В частности, Сингапура, где создана наиболее многоступенчатая система формирования педагогических кадров. Длительная по времени, очень сложная по прохождению. Там со школьной скамьи идет глубокий серьезный отбор будущих педагогов.

Отучиться в вузе, вернуться в школу и вдруг сделать открытие: «Нет, это не мое»? Такое у них невозможно. В Сингапуре учитель воспринимается как драгоценный камень. Его огранка выполняется по программе профессионального роста учителей TGM.

Возвращаясь к нацпроектам: создается система наставничества, она реализуется не только в помощи и научно-педагогической поддержке молодых учителей. Рассматриваются разные модели их взаимодействия.

Потому что сегодня наше учительство оказалось в зоне больших рисков. Учителя входят в ситуацию выгорания, мы вынуждены это признать. Они на самом деле за последнее время много выполняли функций, которые не связаны напрямую с их профессиональной деятельностью. Она не просто отнимает у них время. Его не хватает для собственного развития, движения вперед.

Мы говорим: он должен научить ребенка учиться, показывать ему динамику его собственного развития. А самому педагогу время на это не оставили.

Следующая новелла – помогать надо не только молодым специалистам, но и тем, у которых выявляются профессиональные дефициты. Для этого внутри каждой образовательной организации важно выстроить систему наставничества. Совсем не обязательно, чтобы более зрелый педагог помогал молодому. Может быть, молодой будет охотно помогать зрелому коллеге в тех же цифровых компетенциях. Но с точки зрения методики, знания предмета, практического прикладного применения теории мы, конечно, больше опираемся на учителей с опытом.

Механизм, который помогает выстроить внутри каждой образовательной организации систему наставничества, разработан. Рассчитывать же только на систему повышения квалификации (педагог проходит эти курсы один раз в 3 года) нельзя, сейчас этого недостаточно.

– По данным исследования TALIS, средняя нагрузка педагога в странах ОЭСР равняется 39 часам в неделю, а в России 43 часа. Ждать ли школьным преподавателям хороших новостей? 

– Это известная история: педагоги в большинстве своем, чтобы уйти от пониженной «ставки» к, скажем так, повышенной зарплате, вынуждены брать по 1,5 – 2 ставки.  

В настоящий момент в Минпросвещения России разрабатываются подходы, предполагающие расчет заработной платы по-новому. Речь идет о том, чтобы гарантировать базовую оплату за 18 – 20 часов аудиторной нагрузки в неделю, но с суммой, позволяющей учителю и развиваться, и жить. 

Это позволит за одну и ту же задачу, поставленную перед ним, платить одинаково в Ингушетии, на Чукотке и в Москве.   

– Известно, что в странах Скандинавии (они также принимали участие в исследовании TALIS-2018) учителю платят не за отдельные занятия, а сразу за весь 8-часовой рабочий день. Как вы оцениваете плюсы и минусы «скандинавского аккорда» в контексте российских школьных проблем?

– Плюсы понятны: мы освобождаем учителя от почасового крохоборства. И как педагог я говорила бы об этом опыте с надеждой. Но при условии, что для учителя этот «аккорд» не дополнительное обязательное бремя. Мне кажется, такой эксперимент не будет лишним, но именно как эксперимент. А в чем-то он может оказаться и полезным. Важно не торопиться, как с той кукурузой, и не доводить до абсурда.     

К слову, система наставничества предполагает, что учитель занят и после уроков. В этой, второй половине дня он помогает коллегам оттачивать мастерство, проводит мастер-классы, обучающие семинары. Учится   сам, анализирует образовательные результаты учеников. Без этой творческой и «рефлексирующей» половины дня невозможно построить систему наставничества. Эта модель способна стать неплохим мотиватором и для молодых педагогов в плане закрепления в школьном коллективе.

Творческая (вечерняя) часть расписания больше располагает к коммуникации, побуждает учителя по-новому посмотреть на себя и ребят.  

В Москве с ее бесплатными музеями по выходным дням для детей, абитуриентскими уикендами, набором секций и кружков школа фактически уже сейчас являет собой уклад полного дня. Хотя он и не объявлен, а явочным порядком вошел в жизнь мегаполиса.

– Опыт действительно ценный. Но как передать его другим?

– Это вполне реально, если каждая школа столицы возьмет шефство над какой-нибудь провинциальной школой и потихонечку начнет делиться наработками. А делиться ей точно есть чем! 

Международное исследование TALIS (Teaching and Learning International Survey) – это первое международное исследование ОЭСР, в фокусе внимания которого находятся учебная среда и условия работы учителей 5-х – 9-х классов средней школы. Впервые оно проводилось в 2008 году в 24 странах. Второй цикл исследования прошел в 2013 году с участием 37 стран. В третьем цикле TALIS (2018 год) Россия дала свое согласие на участие в группе уже 48 стран. Национальным координатором реализации исследования TALIS в РФ является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: