Новости
Возможные сценарии проведения Единого государственного экзамена в зависимости от распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации

Автор: Дождиков Антон Валентинович, ведущий аналитик Центра анализа образовательных данных ФИРО РАНХиГС
В современных условиях все решения о проведении Единого государственного экзамена и иные действия в системе образования должны быть подчинены логике борьбы с Covid-2019 в России и основываться на оценке фактической эпидемиологической обстановки в регионах. До появления устойчивой тенденции к снижению количества инфицированных о проведении ЕГЭ и подобных мероприятий даже не может идти речи, при том, что сама процедура – критически важна не только для системы образования России, но и в первую очередь для самих участников. Поэтому уже сейчас необходимо рассматривать разные сценарии развития российской системы образования – для предварительной проработки вариантов реагирования.
В документе, подготовленным сотрудниками НИУ ВШЭ «Оценка различных вариантов проведения Государственной итоговой аттестации (в том числе, Единого государственного экзамена) в 2020 году с учетом международного опыта» рассматриваются четыре варианта реагирования: «перенос экзаменов на более поздний срок», «усиление мер санитарной безопасности на экзаменах», «замена экзаменов альтернативными моделями оценивания» и «онлайнизация экзаменов и проведение их в дистанционном режиме»[1]. При этом исследователи честно признаются, что к проведению «ЕГЭ в режиме онлайн» или «альтернативным моделям оценивания» с сохранением должного уровня объективности и равных возможностей для всех участников Россия пока не готова. Основной рабочий вариант – это «смещение сроков проведения ЕГЭ».
Существуют достаточно подробные[2] математические модели[3] развития эпидемий для разных стран и регионов [4]. Есть варианты расчета ситуации и для России [5] в зависимости от жесткости принимаемых ограничительных и противоэпидемиологических мероприятий [6], однако пока еще трудно представить достаточно точный сценарий [7] развития ситуации. Поэтому для прогнозирования воздействия пандемии и ее последствий на разные сферы экономики и общества нужно оценивать несколько вариантов, в отличие от классических «оптимистических-пессимистических» схем.
Как правило, большинство сценариев развития эпидемий предполагают ее равномерное распространение по стране с выявлением отдельных очагов массовых заражений. В этих условиях Российская Федерация в силу ее географических характеристик и социально-экономических особенностей регионов, а также разного набора принимаемых в них мер [8], может давать картину отличную от классических моделей.
Рассмотрим несколько основных сценариев развития эпидемии.
«Оптимистический» вариант предполагает, что к концу мая этого года будет достигнута победа над Covid-2019 – количество новых выявленных случаев заражения существенно уменьшится. В этом случае большая часть процедур оценки качества образования будет просто смещена во времени – на лето, возможно, осень, как собственно произошло с выпускными проверочными работами [9]. Эти изменения повлекут за собой определенный организационный хаос, но в целом сохранят работу системы на прежних принципах, разве что с усиленными требованиями обеспечения противоэпидемиологической безопасности. Вероятность реализации этого сценария обусловлена уровнем ограничений на распространение инфекции [10], предпринимаемых властями на федеральном уровне и в регионах.
«Пессимистический» вариант основывается на негативном прогнозе [11], предполагает распространение вируса с сохранением карантинных и ограничивающих мероприятий до осени и далее до конца 2020 года. Пока не сформируется «коллективный иммунитет» или в массовое производство и применение не запустят вакцину и (или) действенное лекарственное средство. В этом случае систему образования, как и многие другие социальные системы ожидают радикальные потрясения и преобразования. В условиях, сопоставимых с военными действиями, оценкой качества образования через ЕГЭ и подобными процедуры, вероятнее всего, придется поступиться.
Необходимо учитывать так же вероятность промежуточного, «субэкспонентоциального» [12] сценария, предполагавшего развитие эпидемии по варианту между «оптимистическим» и «пессимистическим» с выходом на другие возможные модели распространения инфекции: например «вторая волна», «острова» и «хроника».
Сценарий «вторая волна» [13] предполагает наличие второй волны [14] эпидемии на осень-зиму 2020 года, возможное повторение последующих волн со смягчением последствий каждой из них в случает отсутствия серьезных мутаций вируса. Часть оценочных процедур, в том числе ЕГЭ, может быть проведена в период «седла». Ориентировочно – это вторая половина лета. Данный сценарий имеет определенные шансы на реализацию с учетом аналогий с эпидемиями гриппа.
Сценарий «Острова» учитывает как раз специфику регионов Российской Федерации и разную совокупность мер, принимаемых местными властями [15]. В рамках его реализации первую волну эпидемии принимает Москва, Московская область, затем – другие города-милионники [16]. В целом сценарий предполагает катастрофическое для экономики понижение уровня транспортного сообщения между регионами, для системы образования – разные эпидемиологические условия по проведению ЕГЭ и других процедур оценки качества образования.
Сценарий «Хроника» предполагает, что после определенного пика в количестве заражений, этот показатель будет снижаться, но все же недостаточно активно – на некоторых территориях по причине ошибок и халатности возможно будут происходить локальные вспышки заболевания, по причине перемещений между регионами будут возникать случаи «завозной» инфекции.
В приведенной ниже таблице представлены основные характеристики каждого из сценариев, но еще раз повторимся, оценивать вероятность реализации каждого из них и точную траекторию развития эпидемии следует на большей совокупности данных, чем предусмотрено в данном обзоре по результатам других аналитических материалов и предложений. Все сценарии предполагают, что к концу 2020 года будет получена вакцина и (или) лекарство с высокой доказанной клинической эффективностью и запущены в массовое производство и будут доступны большинству населения Земли. Таким образом, даже в самом «пессимистическом» варианте Covid-2019 будет полностью побежден в начале 2021 года или перейдет на уровень «обычных» сезонных вирусных эпидемий по примеру знакомого всем гриппа.
Таблица 1. Общая характеристика сценариев распространения пандемии
№ |
|
«Оптимистический» |
«Пессимистический» |
«Вторая волна» |
«Острова» |
«Хроника» |
1. |
Пик |
Начало мая 2020 года |
Июнь-июль 2020 |
Начало мая 2020 года Ноябрь 2020 года |
Москва и Московская область – первые; далее индивидуально для каждого региона |
Май 2020 года |
2. |
Плато |
Середина мая 2020 года |
Август – сентябрь 2020 года |
Декабрь 2020 – январь 2021 года Июнь 2020 года |
Затяжное плато 2020 года |
|
3. |
Спад |
Конец мая 2020 года |
Октябрь 2020 года |
Июль-август 2020 года Февраль-март 2021 года |
Локальные пики по регионам – осень-зима 2020 года |
|
4. |
Ключевые условия реализации |
Жесткий тотальный карантин[17] и ограничительные меры на непродолжительный срок (4 недели) с последующей поэтапной отменой основных ограничений и сохранением ряда «социальных» мер. Массовое тестирование [18] обучающихся и преподавателей (миллионы тестов), в том числе на наличие антител [19] к коронавирусу (выявление тех кто уже переболел). |
Мягкий карантин или неадекватно жесткий («провоцирующий» на нарушения), но не адресный карантин |
Сезонная активность вируса определяется температурой, другими сезонными факторами, перемещением жителей. |
Разная ресурсная обеспеченность регионов и разный набор мер, принимаемых на местном уровне, в том числе перекрытия границ. |
Локальные вспышки по причине халатности и неэффективности принимаемых мер и «завозные» случаи |
В таблице ниже представлены варианты реагирования системы образования на изменение эпидемиологической обстановки. При этом, точный сценарий может быть выявлен только по результатам развития эпидемии, анализа ситуации в регионах, проведения дополнительны более масштабных исследований и моделирований.
Таблица 2. Варианты реагирования системы образования Российской Федерации в зависимости от сценария развития эпидемии Сovid-2019
№ |
|
«Оптимистический» |
«Пессимистический» |
«Вторая волна» |
«Острова» |
«Хроника» |
1. |
ЕГЭ |
ЕГЭ сохраняется (со смещением графика) |
Отмена ЕГЭ |
Может проводиться в фазе между волнами с экстраординарными санитарными, защитными мерами |
ЕГЭ проводится волнами – в зависимости от региона и ситуации в нем. |
ЕГЭ растягивается во времени |
2. |
ОГЭ |
ОГЭ может быть принесен в жертву ради ЕГЭ и минимизации рисков |
Отмена |
Отмена |
Отменяется (все силы брошены на ЕГЭ) |
Отменяется (все силы брошены на ЕГЭ) |
3. |
Иные оценочные процедуры |
Некоторые процедуры смещаются по графику |
Отмена |
Отмена |
По ситуации в регионе |
Существенно сокращаются |
4. |
Исследования в рамках международных оценок качества образования (PISA и другие) |
Сохраняются по текущим графикам |
Отмена |
Смещаются на срок после второго пика, на 2021 год |
Изменяется график проведения |
Изменяется график проведения |
В итоговой таблице указаны примерные стратегии в отношении проведения ЕГЭ (применительно только к данной процедуре)
с указанием того или иного набора рекомендуемых мер, по аналогии с действиями в других социальных системах.
Таблица 3. Варианты проведения ЕГЭ в зависимости от сценария развития эпидемии Covid-2019
|
«Оптимистический» |
«Пессимистический» |
«Вторая волна» |
«Острова» |
«Хроника» |
Варианты реализации ЕГЭ |
ЕГЭ сохраняется (со смещением графика)
План «А» |
Отмена ЕГЭ
Чрезвычайные меры.
Альтернативные модели оценивания. |
Может проводиться в фазе между волнами со смещением и чрезвычайными санитарными мерами
План «Б» |
ЕГЭ проводится волнами – в зависимости от региона.
План «Б» |
ЕГЭ растягивается во времени
План «С» или альтернативные модели оценивания. |
Стратегия подготовки к ЕГЭ
План «А» для проведения ЕГЭ с рациональным смещением сроков (в целом по стране).
Условия: Пик пандемии пройден, минимум две недели – плато и устойчивое падение графика количества новых заражений.
Рабочая гипотеза: те обучающиеся, кто готовился к ЕГЭ с высокой мотивацией напишут задания как минимум не хуже, чем при отсутствии пандемии [20]. Будет наблюдаться феномен «гиперконцентрации» - часть таких высокомотивированных обучающихся напишут ЕГЭ даже лучше. Но в целом общий уровень оценок за ЕГЭ может быть ниже по причине все-таки преобладания обучающихся с низкой мотивацией.
Для нивелирования указанных тенденции необходимо пересчитать распределение ЕГЭ в баллах, возможные варианты решения:
- Пропорционально «ослабить» общую сложность заданий ЕГЭ в количественном измерении (способы пересчета первичных баллов в тестовые)[1];
- Исключить из вопросов ЕГЭ «сложные» вопросы по темам третьей-четвертой четверти (как правило в большинстве школ идет повторение пройденного материала)[2].
- Оставить в вопросах ЕГЭ задания начального уровня сложности по темам третьей-четвертой четверти.
- Оставить вопросы «среднего» уровня сложности в вопросах ЕГЭ по темам третьей-четвертой четверти, автоматически присвоить им максимальный уровень сложности с соответствующей оценкой в баллах.
Возможные организационные и санитарные меры для подготовки к ЕГЭ:
- Обеспечить «социальную дистанцию» в 1,5 - 2 метра (редкая посадка, не более 8-10 человек в стандартной аудитории на 35-40 чел.)[3];
- Применять дезинфицирующие средства, медицинские маски на время экзамена для всех обучающихся и организаторов.
- Использовать одноразовые персональные комплекты из герметичных пакетов – ручка[4], бумага/бланки, резиновые и одноразовые перчатки для организаторов при работе с материалами.
- Кварцевание кабинета после экзамена каждой группы и протирка дезинфицирующими растворами всех поверхностей.
- Работа закрытого обеззараживателя воздуха (типа «Дезар») во время экзамена.
- Сотрудники Полиции и Росгвардии со средствами индивидуальной защиты участвуют в управлении потоками обучающихся на входе в ППЭ и мониторят соблюдение дистанции (без наложения штрафных санкций – только предупреждения).
- Наносится разметка о «социальной дистанции» в ППЭ по аналогии с магазинами.
- Обеспечивается создание размеченного парковочного пространства для родителей, привозящих детей на своем авто.
- Информирование (таблички и громкоговорители) – о дистанции, ношении маски, дезинфицирующих растворах и одноразовых комплектах ЕГЭ для каждого.
- Дистанционное (бесконтактное) измерение температуры в отдельной палатке за 30-40 метров до входа в ППЭ. Увеличение времени сбора на экзамен. Запрет на участие в ЕГЭ при наличии симптомов ОРВИ и повышенной температуры с возможностью сдать ЕГЭ «без санкций» в резервный день (детализация запрета в Методических рекомендациях по подготовке и проведению ГИА, ежегодно обновляемых ФГБУ ФЦТ).
- Предварительный мониторинг здоровья участников экзамена.
- Реклама СМИ и органами исполнительной власти сдачи массового «теста на COVID-2019» до экзамена. При этом тест с учетом стоимости процедуры не должен являться обязательным для родителей и обучающихся.
- Массовое внедрение менее затратного и дорогого «теста на антитела» для выявления уже переболевших обучающихся и сотрудников системы образования[21], такой тест фактически за 15 минут позволяет выяснить – переболел человек или нет.
- Массовое проведение компьютерной томографии для сотрудников системы образования, работающих во время проведения ЕГЭ.
- Еженедельный обзвон родителей и информирование родителей о проверке температуры и симптомов ОРВИ.
Проблема реализации плана «А» - не допустить негативных последствий, по аналогии с массовым скоплением людей в московском метро 15 апреля 2020 года, когда началась массовая проверка пропусков[22].
План «Б» в случае проведения ЕГЭ с непропорциональным смещением сроков (в зависимости от эпидимиологической ситуации в каждом конкретном регионе)
- Все мероприятия плана «А».
- Подготовка большего количества разных вариантов ЕГЭ[5], с учетом как минимум трех волн проведения ЕГЭ для регионов (трех комплектов экзаменов).
- Дополнительное массовое тестирование на наличие антител к COVID-2019 на уровне региона в расчетное время до проведения ЕГЭ.
- Сокращение количества самих экзаменов.
План «С» в случае задержки пика пандемии.
- Мероприятия из планов «А» и «Б».
- Перемещение экзаменов ЕГЭ на август, возможно – начало осени – в зависимости от эпидемиологической ситуации.
- Параллельная проработка с Минобрнауки России «осеннего» зачисления, для вузов – оптимизация программ первого года обучения. Отсрочки на призыв на период сдачи ЕГЭ и зачисления.
[1] Но здесь возникают вопросы с принципом преемственности. Результаты ЕГЭ действительны 4 года и необходимо обеспечить их корреляцию с результатами прошлых и следующих лет.
[2] Технологически это достаточно сложно и может в ограниченных сроках по времени повлечь ошибки в экзаменационных материалах.
[3] Вопрос должен прорабатываться с учетом возможности регионов, т.к. необходимо обеспечить видеотрансляцию и иметь в наличии запас площадок как-минимум двукратный.
[4] По сложившейся практике, участники приносят ручки с собой. В случае их передачи друг другу возникает угроза заражения.
[5] В текущих условиях представляется достаточно сложным мероприятием. Т.к. у ФИПИ отсутствуют ресурсы в достаточной мере.
Резюме:
Единый государственный экзамен – это приоритет по отношению к другим процедурам оценки качества образования. Замена ЕГЭ и изменение формы его проведения (онлайн) в настоящее время невозможны. Следовательно, единственный вариант проведения ЕГЭ – это оттягивание по времени и распределение экзаменационных сессий по времени. Параллельно необходимо разрабатывать в среднесрочной перспективе, с учетом возможности аналогичных и более серьёзных пандемий, варианты дистанционного ЕГЭ, единого метапредметного экзамена, дистанционного творческого экзамена и других возможных процедур оценки качества, включая проведение ВПР и ОГЭ в дистанционном режиме.
Предлагается до определения траектории развития эпидемии (переломная точка – середина мая 2020 года) обеспечивать организационную готовность по «оптимистическому» сценарию с проработкой возможности организационных процедур проведения ЕГЭ по плану «А» (этап подготовки и накопления организационных и материальных ресурсов в регионах – май 2020 года) с уменьшением или полным свертыванием других оценочных процедур. Во время подготовки «плана А» - осуществлять проработку других вариантов реагирования по сценариям «вторая волна», «острова» и «хроника» как возможным.
[1] Цит. по: https://ioe.hse.ru/sao_ege#2_gigiena
[2] Как правило используется модель SEIR - модель описывает распространение эпидемии в популяции, в которой нет иммунитета к инфекции
[3] См. например: http://epidemicforecasting.org/?selection=russia
[4] См., например, для Санкт- Петербурга https://www.pnp.ru/social/matematiki-predskazali-konec-epidemii-koronavirusa-v-peterburge.html
[5] См., например. https://covid19-scenarios.org/
[6] См. подробнее: «Апрельские» тезисы о карантине» https://www.solidarnost.org/articles/aprelskie-tezisy-o-karantine.html
[7] С учетом использования разных источников по статистическим данным: https://www.worldometers.info/coronavirus/ - обновляемая база данных по коронавирусной инфекции в Мире и «Долгосрочный прогноз хода пандемии COVID-19 для 150 стран, разработанный группой исследователей из «Института будущего человечества» Оксфордского университета. http://epidemicforecasting.org/
[8] Например, ограничение въезда для пассажирского транспорта, «внутренний» двухнедельный карантин для приехавших из других регионов и иные ограничения.
[9] Всероссийские проверочные работы перенесли на осень. См. https://ria.ru/20200417/1570188217.html
[10] См. «Глава Минздрава заявил о «гладком» течении эпидемии в Москве». Подробнее на РБК: https://www.rbc.ru/society/20/04/2020/5e9d33bd9a79472333c02642
[11] См., например, «Россия не сможет быстро победить коронавирус. Расчеты математиков: страна повторяет путь государств-лидеров по заболеваемости» https://ura.news/articles/1036280056
[12] См. «Названы сроки возврата к нормальной жизни после эпидемии коронавируса в России». Подробнее https://lenta.ru/news/2020/04/19/prognoz/
[13] См. например «Вторая волна коронавируса: почему надежды на скорую победу над инфекцией могут быть преждевременными»https://forbes-ru.turbopages.org/s/forbes.ru/obshchestvo/395507-vtoraya-volna-koronavirusa-pochemu-nadezhdy-na-skoruyu-pobedu-nad-infekciey-mogut
[14] См., например, «Интервью академика РАН Сергей Недоспасов в интервью Парламентской газете» https://www.pnp.ru/social/chto-predstavlyaet-soboy-test-na-antitela-k-koronavirusu.html
[15] См. «Власти Чечни решили закрыть границы региона на въезд и выезд с 5 апреля, сообщает «Грозный-информ» со ссылкой на слова главы республики Рамзана Кадырова» https://snob.ru/society/chechnya-pervoj-iz-rossijskih-regionov-reshila-polnostyu-zakryt-granicy/ и «Прилетающие пассажиры авиарейсов Москва-Томск с понедельника обязаны быть на самоизоляции» https://tomsk.gov.ru/news/front/view/id/53880 - а так же в других регионах.
[16] См. Голикова заявила об отставании регионов от Москвы по заражению на месяц.
Подробнее на РБК: https://www.rbc.ru/society/13/04/2020/5e945f379a7947a527b021ca?from=newsfeed
[17] По типу карантина в Ухане КНР.
[18] Один из вариантов объяснения роста выявленных инфицированных – изменение методики тестирования и увеличение числа тестирований. См. «Собянин связал рост числа заболевших COVID-19 в Москве с улучшением тестов» https://www.interfax.ru/moscow/703982
[19] См. сообщение ТАСС о начале массовой процедуры «Тестирование на наличие антител к коронавирусу запустят в Москве с 14 апреля» в отношении медицинских работников. https://tass.ru/obschestvo/8232317 - такая же процедура может быть запущена в отношении работников системы образования и обучающихся.
[20] Подробнее см. «Прогноз: Успеют ли школьники подготовиться к ЕГЭ» https://rg.ru/2020/04/15/prognoz-uspeiut-li-shkolniki-podgotovitsia-k-ege.html
[21] В случае подтверждения предположения о формировании устойчивого иммунитета к последующим заражениям после перенесенной инфекции
[22] По мнению руководителя отдела микробиологии латентных инфекций Института, им. Гамалеи, профессора Виктора Зуева. https://iz.ru/1001374/izvestiia/po-covidnomu-schetu-rossiia-voshla-v-top-10-stran-po-chislu-zabolevshikh-virusom
В раздел "Образование на "карантине"...
Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: