Новости

Эксперт ФИРО РАНХиГС Галина Резапкина: "Новое время требует более тонких инструментов воспитания"

О том, нужны ли стандарты в воспитательной работе и как соблюсти тонкую грань между контролем и доверием к учителю, рассказала в интервью для сайта Президентской академии старший научный сотрудник НИЦ стратегии, прогнозирования и правового обеспечения Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС Галина Резапкина.

– Галина Владимировна, вы автор учебного пособия «Профессиональное самоопределение. Личность. Профессия. Карьера». И тем не менее, в последнее время всерьез углубились в проблемы воспитания. С чем связан этот ваш новый интерес?

– Это не новый интерес. Вопросами воспитания я занимаюсь с 1984 года, когда пришла работать в школу. Сейчас появилась надежда, что в школу возвращается задача воспитания Человека, которая десятилетия была уделом энтузиастов-одиночек. Не от хорошей жизни – на протяжении 20 последних лет врачи, социологи, педагоги и психологи констатируют рост числа детей и подростков с алкогольной, наркотической и другими видами зависимостей, детских и подростковых психических заболеваний, самоубийств и преступлений. Профилактическая работа не дает результатов, потому что направлена на борьбу с симптомами, а не с болезнью. Истоки болезни следует искать в неблагополучии духовно-нравственной сферы детей и взрослых. Один из способов «лечения» – воспитание детей и подростков.

В Федеральном институте развития образования я более 10 лет занимаюсь разработкой воспитательных программ, направленных на развитие морального сознания, воспитание нравственной направленности личности. В 2013 году была разработана концепция образовательной области «Самоопределение», которая ждет своего часа. Многие материалы прошли успешную апробацию на базе экспериментальных площадок ФИРО РАНХиГС по теме «Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения учащихся» в 2015 – 2020 гг.

Например, систему классных часов «Беседы о самоопределении» в 5 – 9 классах я разработала в 2007 году. Сценарии публиковались в течение всего года в журнале «Классное руководство и воспитание школьников» ИД «Первое сентября». Их можно найти на сайте журнала.

– Насколько сейчас обязательны классные часы?    

– Нередко их используют не по назначению – для решения организационных вопросов, как дополнительные занятия по тем предметам, на которые не хватает клеточек в расписании. Проведение классных часов – одна из обязанностей классного руководителя. Но разработка их системы с 5 по 9 класс – задача, требующая времени, которого у педагогов хронически не хватает. Поэтому я и сделала эти беседы, на которых рассматриваются важнейшие вопросы самоопределения школьников.

После того, как эта программа заняла первое место на всероссийском конкурсе «Воспитание в классе», по заказу департамента образования Москвы издательство «Академия» выпустило под моей редакцией учебно-методический комплект «Самоопределение», в который вошли эти классные часы.

Два полюса общественного воспитания

– Как бы вы обозначили «штрихи к портрету» выпускника? А также стратегию и тактику, в русле которых возможно решение поставленных перед воспитанием задач? 

– Большинство общественных систем тяготеет к одному из двух полюсов: «человек для государства» или «государство для человека». Первый вариант рассматривает человека как средство решения экономических и/или политических задач, что соответствует технократической парадигме. Ее расцвет пришелся на первую треть XX века.

Новое время требует более тонких инструментов, основанных на гуманистических подходах: ведь чем совершеннее технологии, тем выше роль «человеческого фактора». Для гуманистической парадигмы, которая приходит на смену технократической, органичны подходы, в которых человек рассматривается не как средство, а как цель общественного развития...

– ... и мера всех вещей? Тезис принадлежит Протагору. Но не кажется ли вам, что дальше благозвучных тезисов мировая педагогика с тех пор почти не продвинулась?

– Мировая педагогика продвинулась. Но все попытки пересадить чужой опыт на российскую почву, ничего по сути не меняя в наших школах, обречены на неудачу. Интересен опыт школ, имеющих религиозную направленность. Например, классических православных гимназий в Нижнем Новгороде, в которых реализуется Концепция духовно-нравственного воспитания (ДНК), предложенная известным педагогом и богословом игуменом Киприаном (Ященко). 

Отец Киприан видит смысл воспитания в движении детей и взрослых вверх по «лестнице добродетелей»: любовь, смирение, мужество, радость, кротость, нестяжание, целомудрие, воздержание. Любая конфессия рассматривает эти качества как цель развития человека. Наша задача – предложить педагогам эффективные инструменты достижения этой цели.

Что обнадеживает: в сущности, все теоретики и практики сегодня говорят о своде заповедей, единых для разных культур. Ричард Сент-Джон в книге «Большая восьмерка. Результаты самого масштабного исследования успешных людей» на основе интервью 500 известнейших современников выделяет близкие качества, отличающие этих достойных и успешных в своем деле людей: «Любовь к своему делу, трудолюбие, умение концентрироваться, преодолевать себя, настойчивость, креативность, способность к самосовершенствованию, к саморазвитию». Мне особенно дорог восьмой пункт – «умение служить людям». Развитие этих качеств должно стать целью школьного воспитания.

– Как вы планируете продвигать эти идеи?

– В Федеральном институте развития образования создается новая экспериментальная площадка «Организационное, методическое и кадровое сопровождение воспитательного процесса в условиях непрерывного образования». В нее войдут 20 образовательных организаций: детские сады, школы, учреждения дополнительного образования, учебно-методические центры. На основе методологически выверенной концепции будут разрабатываться, апробироваться и внедряться различные формы воспитательной работы.

Между контролем и доверием

– В свое время, еще в 90-е годы активно обсуждалась тема стандарта воспитания. А как вы в принципе относитесь к федеральному стандарту в образовании?

– Для меня стандарт – это некая оболочка, задающая общий формат учебного процесса или внеурочной деятельности. Стандарт определяет общую стратегию, но не предлагает готовые решения. Задача ученых-практиков – наполнить эту оболочку содержанием, необходимым для решения стратегических задач. Стандарт не должен регламентировать каждый шаг учителя, оставляя поле для творчества. Тем более, что мы не можем прогнозировать развитие и личности, и общества.

Поэтому стандарт, безусловно, нужен, но рамочный, а не директивный, сохраняющий баланс между контролем и доверием к работе учителя, школы. Избыточный контроль блокирует внутренние регуляторы, смещая акцент с внутренней работы на стремление соответствовать внешним требованиям. Сегодня вкладываются огромные ресурсы в отслеживание негативного контента в сетях, видеонаблюдение, защиту персональных данных и другие действия, направленные на защиту граждан. Но преступники находят новые способы обойти закон. Это бесконечная игра, в которой не бывает победителей. Рассматривая учителя как потенциального нарушителя, неоправданно усиливая контроль, мы ослабляем его внутренние регуляторы и снижаем качество работы.

– Но вместе с тем, если впасть в другую крайность и чересчур ослабить управленческие гайки, то возникает опасность превращения учителя в предметного официанта, вытянувшегося по струнке перед учеником.

– Высший уровень самоопределения, высший мотив деятельности – служение. Причем в любой сфере: медицина, школа, армия, театр. Служить своему пациенту, зрителю, ученику – не значит «обслуживать», исполнять его прихоти, идти на поводу. Это значит помогать ему расти, развиваться, совершенствоваться. Ничего не может быть выше этой миссии.

– К слову, «умение служить людям» – восьмой по счету жизненный принцип Сент-Джона и ведущих бизнесменов нашей эпохи.

– Ну да, потому что служение – высший мотив труда. В теории мотивации выделяется несколько мотивов. Например, стремление к власти, славе и обогащению. Но эти деструктивные мотивы воспитывать не нужно, они сами вырастают, как сорняки, при отсутствии внятной воспитательной стратегии. И только два конструктивных мотива у труда – это служение в профессии и творчество. Эти мотивы, направленные на саморазвитие и благо

общества, надо взращивать и воспитывать при слаженном взаимодействии семьи, школы и общества.

Постоянно действующий цикл авторских вебинаров Галины Владимировны Резапкиной «Образовательная среда», которые ведутся с осени прошлого года, можно найти и смотреть на YouTube канале ФИРО РАНХиГС.

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: