Новости

Александр Попов и Павел Глухов для «Вестника образования»: Ключевая задача региональных систем дополнительного образования детей – формирование человеческого потенциала

Содержание новых программ дополнительного образования должно отвечать как интересам и запросам современных учащихся, так и потребностям территориального развития в каждом регионе. Таким мнением с журналом «Вестник образования» Минпросвещения России поделились Александр Попов, заведующий научно-исследовательским сектором «Открытое образование» Федерального института развития образования РАНХиГС (ФИРО РАНХиГС),  и Павел Глухов, научный сотрудник научно-исследовательского сектора «Открытое образование» ФИРО РАНХиГС.

Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей выражается не столько в масштабе тех изменений, которые необходимо осуществить, сколько в приобретении дополнительным образованием качеств открытости системы и направленности на решение задач социально-экономического развития территорий. Базовым показателем на сегодняшний день является увеличение охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием. При этом в этой сфере не хватает более дифференцированных и качественных показателей. Например, таких, которые указывали бы на конкретные категории детей, форматы и режимы образовательных программ, уровень вовлеченности новых субъектов (негосударственных организаций, организаций реального сектора экономики, промышленных предприятий и т. д.). 

Обсуждая перспективы этой сферы, мы должны уделять внимание не только развитию соответствующей отрасли и расширению ее инфраструктуры, но и построению экосистемы развития человеческого потенциала территории, в которой дополнительное образование способствует самоопределению детей с учетом приоритетов ее социально-экономического развития.

Иными словами, необходимы образовательные программы нового поколения. Эти программы станут инструментом управления и реализации нового содержания образования, которое основывается на социокультурной и социально-экономической специфике территории. Одна из ключевых составляющих такого подхода – это «сквозная» образовательная программа, которая не только отличается новым метапредметным содержанием, обобщая многообразие интересов и запросов учащихся, но и может быть реализована в региональном масштабе, отвечает потребностям территориального развития. Но для реализации новых подходов сегодня также должны быть переосмыслены и актуализированы содержательно-тематические направления системы дополнительного образования детей. 

Так, в рамках социально-гуманитарного направления образовательные программы должны вовлекать детей в создание новых социальных форм организации жизни через постановку образовательных задач, связанных с исследованием, проектированием и управлением социальными изменениями (например, «Школа гуманитарного образования»), в рамках художественного направления – в создание новых культурных форм (например, «Школа креативной индустрии и IT-технологий»). 

В рамках туристско-краеведческого направления реализуются практики пространственного мышления и деятельности через комплексный анализ проблем развития российских регионов и территорий в историческом, географическом, экономическом, экологическом, краеведческом и экономическом аспектах (например, «География человеческих перспектив» (Российская компетентностная олимпиада)).

В рамках физкультурно-спортивного направления осваиваются практики эмоционального, физического, духовного, интеллектуального развития человека (например, «Шахматы и технологии логического мышления»), в рамках естественно-научного направления – практики наблюдения, описания, моделирования и конструирования различных явлений окружающего мира (например, «Математическое моделирование в физике: от маятника до торнадо»).

И, наконец, в рамках технического направления создаются искусственно-технические и виртуальные объекты (например, «Дата кампус: анализ данных и искусственный интеллект»).

Таким образом, дополнительное образование может способствовать повышению стартовых возможностей и жизненных шансов людей, проживающих на территориях регионов. Ключевая задача региональных систем дополнительного образования детей заключается в формировании человеческого потенциала, от которого зависит реализация инновационных проектов и стратегий территориального развития.

Источник: Вестник образования