Новости

Четвертая Всероссийская научно-практическая конференция «Цифровая дидактика профессионального образования и обучения»

15 марта 2022 года Научно-исследовательский центр профессионального образования и систем квалификаций (НИЦ ПОиСК) ФИРО РАНХиГС совместно с Ассоциацией образовательных организаций, научных работников и педагогов профессионального образования «Академия профессионального образования» провел IV Всероссийскую научно-практическую конференцию «Цифровая дидактика профессионального образования и обучения».

В конференции приняли участие ведущие российские ученые – специалисты в сфере цифровой трансформации образования; представители экспериментальных площадок ФИРО РАНХиГС по направлению «Цифровая дидактика профессионального образования»; руководители, педагоги, методисты профессионального образования; разработчики цифровых образовательных продуктов и средств. Всего боле 770 участников из более чем 50 регионов России.

На пленарном заседании с приветственным словом выступили:

Заместитель директора ФИРО РАНХиГС Картушин Ю.В., он отметил, что наша система образования. находясь в особых условиях, будет получать определенный вектор развития. И цифровая дидактика наиболее полно и активно будет использоваться системой СПО для подготовки специалистов в наших непростых условиях. Надеюсь, что участники конференции получат новый опыт для того, чтобы можно было работать в этих сложных условиях.

Проректор РАНХиГС Назаров М.Н. выразил надежду, что наша уже традиционная научно-практическая конференция не будет менее информативной и интересной. От лица руководства академии он пожелал всем участникам удачной работы, чтобы результаты конференции нашли свое применение и в академии, и во всей системе образования.

Заместитель директора департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России  Сафронова М.И. в своем выступлении рассказала, что по поручению президента Российской Федерации, распоряжением Правительства Российской Фед     ерации от 02.12.21г. № 3427р утверждены стратегические направления цифровой трансформации образования в сфере деятельности Минпросвещения России. Данное стратегическое направление, рассчитанное до 2030 года, учитывает цифровую трансформацию не только общего образования, но и СПО. Этот большой шаг сделан для включения системы СПО в федеральную программу цифровизации. Она подчеркнула,  что видно как участники конференции заинтересованы во внедрении новых методик обучения, в условиях цифровой трансформации и выразила надежду что эту задачу удастся решить на высоком уровне. Хотя в современных условиях задача усложняется, а с другой стороны, это вызовы для создания своих технологий, информационных ресурсов и сервисов. Создать систему, способную трансформировать систему СПО. Данное стратегическое направление начинает свою работу с 2022г. Минпросвещения ведется работа по нескольким направлениям. Будут создаваться программы с учетом новых технологий — это первое. Второе - профессионалитет. На базе ИРПО планируется создать цифровой ресурс, который позволит совместно с работодателями создать цифровой контент, который будет интегрирован в образовательные программы. В заключение своего приветствия Марина Иннокентьевна отметила, что система СПО не стоит на месте, двигается в нужном направлении.

Вице-президент РАО, академик – секретарь отделения профессионального образования РАО Стриханов М.Н. в своем приветственном слове сказал:

«РАО и РАНХиГС – это две площадки, на которых можно решать определенные вопросы, которые потом найдут отражение в постановлениях Правительства, документах Минпросвещения России. Наложилось много проблем, которые требуют решения:

  1. Цифровая трансформация образования всех уровней, не только СПО. Именно трансформация, т.к. образование это не только обучение, но и воспитание. Отцифровать воспитание нельзя.
  2. Программа Профессионалитета. Стыковка работодателей и образовательных организаций, задача, которая не была решена за 20-25 лет. Это проблема и для СПО, и для высшего образования.
  3. Политическая трансформация, которая накладывается на все.

Все эти проблемы должны быть решены. РАО приветствует участников конференции и желает сотрудничества. Надо активно привлекать к работе ВУЗы, в которых есть СПО. Это отдельные траектории для обсуждения, как и карьерные траектории выпускников СПО, которые могут быть разные, в том числе, связанные впоследствии с высокими должностями.

Здесь необходимо учитывать отраслевой аспект, который надо разбивать на сегменты: производственный, сфера обслуживания, медицина, региональный аспект и т.д.». В заключение Михаил Николаевич выразил надежду на дальнейшую совместную работу.

Директор ИРПО Золотарева Н.М. отметила, что цифровая дидактика – это тема, которая обсуждается уже много лет. И она трансформируется с учетом тех реалий, которые нас окружают, развивается общество, технологии, дидактика. Сейчас мы вышли на новый уровень цифровизации всех процессов, и в ИРПО будет проведена большая работа в рамках программы «Профессионалитет», где уже формируются творческие коллективы по созданию конструктора компетенций, по проектированию образовательных программ, которые будут настроены на потребности работодателя. Вся работа по разработке программ, УМК будет вестись с целью дальнейшего использования в цифровой образовательной среде.

В пленарном заседании выступили с презентациями:

 О развитии системы независимой оценки педагогов, в том числе с использованием цифровых средств - Духанина Любовь Николаевна, заместитель председателя Наблюдательного совета Российского общества «Знание», председатель СПК в сфере образования

О формировании и поддержке позитивных онлайн-практик в молодежной среде - Солдатова Галина Уртанбековна, заместитель заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, главный редактор журнала «Дети в информационном обществе», Москва

О развитии AR-технологий в рамках предметной области «Технология» при формировании функциональной грамотности - Аурениус Юрий Константинович, генеральный директор ООО “ЛИНТЕХ”, резидент Инновационного центра "Сколково"

О региональной системе дополнительного профессионального образования для педагогов СПО - Васильев Роман Витальевич, заместитель директора Регионального института кадровой политики и непрерывного профессионального образования Иркутской области

Модерировал пленарное заседание директор НИЦ профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Владимир Игоревич Блинов.

При подведении итогов пленарного заседания выступил академик РАО Подуфалов Н.Д. Он подчеркнул, что надо плотнее работать с возрастными психологами и физиологами. Что происходит в душе, в сердце, в голове подростка, который попал в информационную кашу? Исследования проводились, когда разрабатывалась классическая дидактика, когда человек находился в спокойном информационном потоке. Сейчас ситуация в корне изменилась. Необходимо изучать в новых реалиях совместно с психологами, педагогами, возрастными физиологами. Необходимы новые методики.

После перерыва работу конференции продолжили три секции:

  • Педагог в условиях цифровой трансформации образовательного процесса СПО;
  • Цифровое портфолио студента СПО;
  • Общеобразовательная подготовка в СПО в условиях цифровизации.

При подведении итогов секции «Педагог в условиях цифровой трансформации образовательного процесса» СПО Блинов В.И. отметил, что на секции речь шла о тех цифровых компетенциях, которые необходимы современному педагогу. Участниками сетевой экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС «Цифровая дидактика профессионального образования и обучения» были представлены доклады о цифровом мышлении педагога, когда он ищет способы и приемы захвата внимания, поддержания учебной мотивации. Необходимо цифровое мышление, которое важно не только в цифровой среде, но и в обычной среде, когда выходим на модели смешанного обучения. Институт развития образования Республики Татарстан показал интересные наработки именно в ДПО по подготовке педагогов, когда выстраиваются такие схемы, которые затем можно применять и в работе других регионов. Решается вопрос мотиваций, развитие личностных качеств, знаний, умений педагогов. Как сказал академик Подуфалов, мы столкнулись с дефицитом психоло-педагогических исследований в этой области. Накоплен опыт (хотя только у лидеров), но есть что распространять.

Подводя итоги секции «Цифровое портфолио студента СПО», заместитель директора НИЦ профессионального образования ФИРО РАНХиГС Сатдыков А.И. рассказал, что на секции обсуждались вопросы, связанные с формированием цифрового портфолио не только студента, но и преподавателя (опыт Кировской области). Заместитель директора НИЦ профессионального образования ФИРО РАНХиГС Осадчева С.А. представила нормативную базу по вопросу цифровизации, цифрового портфолио студента  как результата цифровой зрелости. Участниками секции были представлены разные формы цифрового портфолио. Показано, что его заполнение идет с первого курса и на весь срок обучения. Очевидно, что в будущем будет интересно рассмотреть и зарубежные образцы заполнения портфолио.

В центре внимания секции «Общеобразовательная подготовка в СПО в условиях цифровизации», как отметила ведущий научный сотрудник НИЦ профессионального образования ФИРО РАНХиГС Есенина Е.Ю. оказались вопросы отбора содержания общеобразовательной подготовки в учетом профиля профессии, специальности СПО, важнейший инструмент интенсификации образовательного процесса – развитие учебной мотивации студентов, создание условий для преодоления их образовательных дефицитов по итогам основной школы и успешное освоение курса среднего общего образования, являющегося базой для освоения профессиональной части ОПОП СПО, в конечном счете – профессиональной квалификации. Немаловажную роль в этой работе играют цифровые средства обучения, которые также представили представители сетевой межрегиональной экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС при партнерстве с ООО «Мобильное электронное образование». Был также представлен интереснейший опыт Сургутского государственного университета по организации работы совместно с профессиональными образовательными организациями ХМАО по развитию «цифрового колледжа» и подготовке онлайн-курсов по общеобразовательным дисциплинам в составе ОПОП СПО.

Впервые в рамках IV Всероссийской научно-практической конференции «Цифровая дидактика профессионального образования и обучения» в программу были включены стендовые доклады, которые представлены на странице конференции на сайте ФИРО РАНХиГС в формате презентаций и тезисов к ним. Помимо представителей экспериментальных площадок ФИРО РАНХиГС в стендовых докладах представили свои ресурсы для системы СПО издательства «Лань», «Юрайт», «IPR Media».

Перейти к материалам конференции...