Новости

Антон Дождиков на Международном конгрессе финансистов об инвестициях в креативные индустрии

27-30 апреля в Санкт-Петербурге состоялся Международный конгресс финансистов (МКФ). Эксперт Антон Дождиков, директор научно-исследовательского центра аналитики образовательных данных ФИРО РАНХиГС выступил с докладом «Акции, облигации и инвестиции в креативные индустрии: есть ли шансы?»

Выступление Антона Дождикова было посвящено анализу финансовой эффективности российской киноотрасли (на основе количественных данных) и перспективным механизмам государственно-частного финансирования сферы креативных индустрий с использованием рыночных финансовых инструментов. (Перейти к презентации выступления)

*   *   *

«Акции, облигации и инвестиции в креативные индустрии: есть ли шансы?»

На западе и в России креативную индустрию  финансируют государство и энтузиасты. В последнее время активно используются краундфандинговые и краундлендинговые платформы. Однако не надо строить иллюзий. Как правило, большие сборы до 15-17 млн (альбом группы «Алиса» и другие) получают проекты, имеющие длительную яркую историю, развитое креативное сообщество энтузиастов и группу поддержки. Большинство успешных проектов останавливаются на суммах, не превышающих 2-3 млн. рублей, при наличии опять же активной группы поддержки. Свыше 95% всех краунд-начинаний в области креативной индустрии по разным причинам оборачиваются неудачей.

Производственный бюджет современного «полного метра» стартует от суммы в 50 млн. Такую сумму с российским опытом и культурой краундфандинга набрать проблематично. Есть и исключения, например проект «28 панфиловцев» (собрано 3,2 млн руб.), стартовавший на краундфандинге, но фактически реализованный только с привлечением уже серьёзных инвестиций.

Большую часть доходов (а сюда мы относим не только кинотеатральный прокат, но и передачу прав на трансляцию на телевидение, на платформы и продажу за рубеж) проект приносит в течение первого года. И вероятность успеха (точнее – неуспеха проекта) можно заранее просчитать с очень высокой точностью, по аналогии с классическими финансовыми «мультипликаторами» при оценке перспектив акций и облигаций компаний-эмитентов.

Казалось бы, перед нами классическая схема трехлетнего выпуска облигаций из сферы ВДО, однако есть много но:

  • Никто не знает, что будет через 2 года - пандемия, локдаун или уход с рынка иностранных дистрибьюторов.  Два года – это классический производственный цикл кино. У телевизионных проектов и сериалов он, как правило, меньше и составляет 1 год.
  • Историческая окупаемость российского кино в прокате 7,75%.
  • Кино стабильно окупается только на рынке в 500 млн. Это Китай, США, Европа, Индия и бывший СССР, включая страны социалистического лагеря. С меньшим числом зрителей «блокбастеры» бесперспективны.

Сложно, но возможно спрогнозировать прибыль и окупаемость каждого кинопроекта. К сожалению, эти показатели не являются приоритетными в государственном финансировании российского кино, когда преимущества  получают проекты, заведомо провальные (государственное финансирование  во всех странах всегда менее эффективно, чем частное, Россия здесь не является исключением).

Факторов успеха/неуспеха  проекта на самом деле несколько десятков, но все они прекрасно просчитываются методом кластерного анализа и на основе исторической доходности проектов-аналогов. Чем больше факторов – тем точнее модель. На рисунке 1. приведена зависимость по окупаемости проекта от размера производственного бюджета. Как правило, наиболее финансово эффективными являются фильмы с малым и средним производственным бюджетом от 50 до 300 миллионов рублей. В то же время как «блокбастеры» проваливаются в прокате. Чтобы проект окупился, он должен собрать минимум два своих бюджета в кинопрокате.

Рисунок 1. Открытые данные по сборам российского кино

Исторически успешными для российского рынка являются малобюджетные (в пределах  100 млн. рублей) «народные» комедии («Горько», «Я худею»), которые могут приносить своим продюсерам и прокатчикам сотни процентов  прибыли. При условии организации грамотного продвижения в сети.

Так же могут быть успешными «среднебюджетные» комедии («Полицейский с Рублевки», «Холоп») (в пределах 300 млн. рублей с обязательным рекламным бюджетом не менее 50% от производственного). На базе таких «раскрученных» проектов можно делать сиквелы с большим бюджетом.  Как в случае с проектом «Последний богатырь».

Детская анимация, рассчитанная на семейный просмотр, со средним бюджетом практически всегда имеет неплохие шансы на успех.

С высокой достоверностью можно определить, какие проекты точно не окупятся. Big Data, кластерный анализ, история проката позволяют делать аналитические выводы. «Большие данные» проката и база для анализа и повышения процента окупаемости в России  уже разработаны – это «Единая федеральная автоматизированная информационная система сведений о показах фильмов в кинозалах» (ЕАИС) у Министерства культуры и Фонда Кино. В вопросах информатизации и сбора данных российские регуляторы  проводят достаточно  эффективную политику.

Для частного инвестора можно сформировать «инвестиционный портфель»  из 15-20 тщательно отобранных проектов, поскольку инвестировать только в один фильм   даже при идеальных условиях –  всегда высокий риск.  Один из вариантов инвестирования – облигации российских компаний-производителей и дистрибьютеров киноконцерта или «квазигосударственные» облигации на национальный проект «Культура» или подпроект «Российский кинематограф», в перспективе – акции российских киноконцернов.  

Можно замотивировать частного инвестора вкладывать в российское кино  и креативные индустрии через индивидуальные инвестиционные и брокерские счета, через следующие механизмы:

  1. Гарантии выкупа инвестиций государством. Если проект не удался, но очень нужен для Российской Федерации, входит в число приоритетных, то государство возмещает инвестиции с учетом ставки рефинансирования.
  2. Льготное налогообложение дохода с киноинвестиций, допустим не 13% НДФЛ для физических лиц, а 5%.
  3. Зачет «киноинвестициями» других налогов и платежей в бюджет для частного инвестора.
  4. Полное освобождение прибыли от налогообложения при реинвестировании в отрасль, когда все полученные с финансового инструмента доходы частный инвестор вкладывает в следующий кинопроект или продолжение текущего.

Все  организационные инструменты  есть у  российских брокеров и Мосбиржи. В последнем случае речь может идти о создании отдельной торговой секции «кинооблигаций» или «сектора креативных индустрий» с учетом возможности использования не только облигационного механизма инвестирования, но и других рыночных финансовых продуктов, включая индексные фонды, активно управляемые биржевые фонды, производные инструменты и структурные продукты.

Для реализации данных идей необходимы изменения в законодательстве и инициатива российских производителей и дистрибьютеров киноконтента. Похожие механизмы (льготы по российским облигациям) уже применялись в российской финансовой отрасли, поэтому никаких существенных изменений и организационных затрат здесь не предполагается.

Другое направление  повышения эффективности российского кинематографа, это создание «зонтичной франшизы» и «сценарно-интегрированный» продакт-плейсмент.

В первом случае зрителю предлагается сразу «пакет» по всей креативной индустрии: фильм, сериал, видеоигра, книги, квесты и реалити-шоу, сувенирная продукция, мерч, брендовая одежда, FMCG (товары повседневного спроса), событийные мероприятия, локации и другие продукты и услуги.

Во втором случае: бренды производителей продукции и услуг, рекламируемые локации и места напрямую интегрируются в сюжет фильма. В этом случае оценивается экономический эффект замещения рекламного бюджета, важным становится не прямая доходность проекта, а количество просмотров. Проект показывает эффективность, даже если его украдут пираты и выложат на торренты.

Даже тщательно отобранный проект  всегда имеет риск неуспеха. Поэтому инвестиции в конкретный проект особенно для честного инвестора – всегда  рискованны. Вложения должны быть диверсифицированными, а принимаемые решения базироваться на точном расчёте и достоверной информации.  

Перейти на сайт МЕЖДУНАРОДНОГО КОНГРЕССА ФИНАНСИСТОВ