Новости

Борис Илюхин для Радио Sputnik: для формирования патриотизма важны не плакаты

28 декабря в авторской программе Николая Валуева "Разбор полетов" на радио Sputnik обсуждали введение в школах начальной военной подготовки.

Экспертом программы стал Борис Илюхин, директор центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС.

Минпросвещения России включило с 1 сентября 2023 года в школьную программу блок об СВО в курсе истории и начальную военную подготовку в рамках уроков ОБЖ. Про студентов тоже не забыли, Минобрнауки совместно с Минобороны разработали программу модуля для бакалавриата и специалитета. Как проходит НВП для желающих сейчас и как она изменится со следующего года?

«Специалисты по начальной военной подготовке – это достаточно серьезная проблема, но есть пути ее решения, - считает Борис Илюхин, - дело в том, что в большинстве школ страны существуют различные музеи, посвященные событиям Великой Отечественной войны, и, как правило, этими музеями занимаются не только учителя истории, но и те люди, которые раньше служили в армии. Я считаю, что общение с военными людьми, с людьми, которые прошли военную службу, на школьников влияет очень положительно. На самом деле, есть сотрудничество школ с различными организациями ветеранов боевых действий, есть институт учителей ОБЖ. Поскольку нагрузка, пока предполагается в часы ОБЖ, то и вести будут учителя ОБЖ. Поэтому дополнительного увеличения кадров существенно не потребуется»

Эксперт отмечает, что патриотизм формируется на любом уроке: истории, физики, химии и так далее. В этом смысле, важны не плакаты и не теория, а жизненная позиция, потому что дети больше учатся не на словах, а на поведенческих историях. Вот о роли личности в образовании здесь важно говорить. По словам Бориса Илюхина патриотизм – это в большей степени передача жизненного опыта, мировоззрения, причем не голословное, а в делах, в практике. Когда разговариваешь с человеком, который прошел какие-то сложные жизненные ситуации, гораздо больше формируется жизненного опыта и понимания, нежели от любого учебника, пусть даже и хорошо написанного.

«Мне кажется очень важным сейчас, если мы хотим серьезного развития экономики, открыть двери школ для людей из производства, из бизнеса, для людей из вузов с любым образованием. Сейчас по закону в школе может работать либо человек с педагогическим образованием, либо прошедший соответствующую переподготовку. Министерство просвещения разрешает уже работать в школах студентам старших курсов педагогических вузов. И мне кажется, важно обеспечить такую систему дополнительного образования, когда человек уже пришел в школу, уже работает, ну и параллельно может получать ту самую профессиональную переподготовку по педагогике», - заключает Борис Илюхин. 

Источник