Новости

Галина Резапкина: "О психологической готовности школьников к выбору профессии..."

Москва. 6февраля. ИНТЕРФАКС -О психологической готовности школьников к выбору профессии и о критериях оценки эффективности профориентационной работы среди старшеклассников рассказывает научный сотрудник Федерального института развития образования РАНХиГС Галина Резапкина.



Директора школ и чиновники разного уровня часто задают профконсультантам вопрос: как оценить эффективность вашей работы? Когда говорят об отсроченности результатов – мол, подождите лет 10-15, тогда все увидите, – директора и чиновники подозревают, что их водят за нос, вспоминая Ходжу Насреддина, который обещал падишаху за двадцать лет научить осла говорить в надежде, что кто-то из троих столько не протянет.

Косвенным образом эффективность профориентационной работы можно оценить по числу выпускников школы, сориентированных на получение профессии, по которой они планируют работать. Если рассматривать школьную профориентацию как подготовку школьников к выбору профессии, то важно уточнить критерии этой готовности. Однако монографии и рефераты диссертаций дают широкий разброс мнений по этим вопросам:

«Основные критерии готовности личности к самоопределению можно подразделить на когнитивные (информационные), эмоционально-оценочные, действенно-практические (деятельностный, поведенческий)».«Среди показателей результативности профориентационной работы можно выделить такие критерии: высокий уровень заинтересованности учащихся в самостоятельном выборе профессии (определятся по наблюдениям, беседам с учащимися и их родителями, картам интересов, анкетированию); насыщенное использование возможностей учебно-воспитательного процесса для создания у учащихся необходимой профориентационной основы; наличие системы профориентационной работы с целью развития профессиональных интересов, склонностей, способностей, профессиональных намерений».

«С педагогической точки зрения эффективность выбора профессии означает меру соответствия индивидуального выбора профессии рекомендациям педагога. Чем больше число учащихся избирают рекомендованные им профессии, тем выше действенность профориентационной работы педагогов, школы».

«Главным критерием эффективности профориентационной работы служит мера сбалансированности количества учащихся, поступающих на работу, на учебу в СПТУ, техникумы и вузы по профессиям, отвечающим актуальным потребностям города, района, региона, общества в целом».


Последовал ученик совету педагога –значит, выбрал профессию правильно, независимо от того, насколько обоснованы эти рекомендации. «Насыщенное использование возможностей учебно-воспитательного процесса» не всегда означает эффективную профориентационную работу – избыточность профориентационных мероприятий, проводимых рутинно и бессистемно, способна вызвать у детей отвращение: «Опять эта профориентация!» Особенно, если ее главная задача –«удовлетворить актуальные потребности города, района, региона, общества в целом».

Мы видим, что за критерии выдаются условия, причины, следствия, даже мечты.

Критерий –это признак, на основании которого оценивается предмет или явление. Критерии должны быть однозначными и измеримыми, поэтому их сложно определить «по наблюдениям, беседам с учащимися и их родителями, картам интересов». Но видеть результаты своего труда нам необходимо – это дает уверенность в том, что мы действуем правильно или рождает сомнения, что еще важнее.

Не найдя внятного ответа на вопрос о критериях эффективности профориентационной работы в книгах и в интернете, рискну предложить свои критерии, основанные на личном опыте и понимании задачи подготовки подростков к выбору профессии.

Итак, первый и самый очевидный критерий –своевременность профессионального выбора. Авторы ряда возрастных периодизаций сходятся в том, что нормативный выбор профессии происходит в 14-15 лет, то есть в 8-9 классе. Нормативный, то есть обеспеченный полноценным развитием. В нашем случае это –психолого-педагогическое сопровождение самоопределения ребенка на протяжении всей учебы в школе. Как минимум. Учитывая зыбкую границу нормы, можно ее немного сдвинуть –плюс-минус 1 год. Критерий этот можно оценить одним вопросом: «Ты уже выбрал профессию? Если да, то какую?»

Второй критерий –осознанность выбора. Какой выбор можно считать осознанным? Более ста лет в профориентации используется простая и логичная модель «хочу-могу-надо». Если школьник говорит, что выбирает профессию, потому, что она ему нравится, интересна, но при этом не знает ни содержания труда, ни профессионально важных качеств, ни медицинских противопоказаний, ни востребованности профессии на рынке туда, то такой выбор нельзя считать осознанным. Отвечая на вопрос анкеты «Что ты знаешь о своей будущей профессии?», подросток начинает понимать, как много надо знать, чтобы правильно выбрать профессию.

Можно знать все перечисленное (предмет, условия, средства труда, профессионально важные качества, уровень заработной платы, пути получения профессии и т.д.), но при этом иметь смутное представление о своих ресурсах, необходимых для получения этой профессии и успешной профессиональной деятельности–интеллектуальных, физических, финансовых. Такой выбор может быть нереалистичным. Реалистичность выбора – еще один критерий.
Например, подросток хочет стать ученым, но результаты интеллектуальных тестов невысоки, не сформированы основные мыслительные операции. Девушка хочет стать певицей, но не имеет ни слуха, ни голоса. Такой выбор трудно признать реалистичным, хотя иногда человек добивается профессионального успеха вопреки, казалось бы, объективным данным.

Четвертый критерий –согласованность, или непротиворечивость профессионального выбора, при котором выбор профессии, профиля обучения, профессионального образования и результаты психологической диагностики профессиональных интересов и склонностей лежат в одной плоскости. Пример непротиворечивого выбора: девушка хочет стать журналистом, любит русский язык и литературу, пишет статьи и рассказы, обладает развитым словесно-логическим мышлением, предпочитает профессии сферы «Человек-Человек». Пример противоречивого выбора: юноша хочет стать юристом, но учится в физико-математическом классе, а предпочитает профессии сферы «Человек-Природа». Причины этого рассогласования мы можем увидеть в ходе индивидуальной работы.

Все четыре критерия взаимосвязаны и должны рассматриваться в сочетании друг с другом. Их выявление –не самоцель, а средство оценки эффективности профориентационной работы, помогающее увидеть свои просчеты и недоработки.

Своевременность, осознанность, реалистичность и непротиворечивость профессионального выбора можно оценить с помощью специально подобранных вопросов анкеты и методик. Если подросток еще не выбрал профессию, ее можно смоделировать на основе выбора объектов и видов деятельности, целей, содержания, средств и условий труда.

Анкета профессионального самоопределения, в вопросы которой «зашиты» эти критерии, –только первый этап систематической профориентационной работы. Целесообразно повторить анкетирование через год полноценных занятий в форме тренингов и классных часов по самоопределению. Если мы делаем свое дело хорошо, то уже через год увидим, как у наших учеников повысится осознанность профессионального выбора. А директора школ получат достоверную информацию об эффективности профориентационной работы в виде желанных графиков и диаграмм.

Ниже приводится фрагмент аналитического отчета по апробации программы оценки психологической готовности обучающихся к выбору профессии и прогнозу профессиональной успешности педагога-психолога МБОУ СОШ No 5г.о. Королев Московской области Т.С. Туз.


Из 19 человек выбрали профессию только 13, т.е. две трети опрошенных.

Мы видим, что значительная часть выпускников выбирает профессию, которая им интересна. К сожалению, школьное обучение в существующем виде не дает возможности подросткам понять смысл профессии, увидеть ее плюсы и минусы, поэтому декларируемый большинством  подростков  «интерес»  чаще  всего  не  подкреплен  реальным  знанием будущей профессии, о чем свидетельствуют ответы на следующий вопрос, смысл которого в том, чтобы показать подросткам  условия правильного выбора профессии и оценить обоснованность своего выбора.

Недостаточная  информированность  учащихся  о  предмете,  содержании,  условиях труда, профессионально важных качествах будущей профессии и путях ее получения, а также о спросе профессии на рынке труда может быть причиной нереалистичного выбора профессии, что косвенным образом подтверждает рейтинг выбираемых профессий.

Если  вы  не  знаете,  с  чего  начать профориентационную  работу – начните  ее  с анкетирования  учащихся  8-9  классов  по  Анкете  профессионального  самоопределения. Школьникам она поможет сделать осознанный выбор, а «профориентаторам» – собрать аналитический материал для целенаправленной работы.

АНКЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ (Г.В. Резапкина)

I.МОИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ

1. Моя будущая профессия (если еще не выбрали, переходите к разделуII)

2. Какое образование считаете необходимым и достаточным для этой профессии?

1) обучение на рабочем месте

2) краткосрочные курсы

3) среднее профессиональное образование (колледж, лицей)

4) высшее профессиональное образование (институт, университет)

5) обучение не требуется

3. Что повлияло на ваш выбор (не более 3-х вариантов):

1) высокая зарплата

2) престиж профессии

3) будет легко найти работу

4) посоветовали родители и друзья

5) мне это интересно

4. Что вы знаете о своей будущей профессии?

1) предмет, содержание, условия труда

2) профессионально важные качества

3) где можно получить эту профессию

4) спрос на профессию на рынке труда

5) медицинские противопоказания

II.СОДЕРЖАНИЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

5. Выберите самые привлекательные для вас объекты труда (1-2 варианта):

1)Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели, сотрудники)

2)Информация  (тексты,  формулы,  схемы,иностранные  языки,  языки программирования)

3)Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)

4)Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины)

5)Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.)

6)Животные и растения (дикие, домашние, декоративные и т.д.)

7)Изделия и продукты (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства, хлеб, мясомолочные продукты, овощи, фрукты и т.д.)

8)Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения угля, нефти, газа, полезных ископаемых и т.д.)

6. Выберите самые привлекательные для вас виды труда (1-3 варианта):

1)Управление (руководство чьей-то деятельностью)

2)Обслуживание (оказание различных услуг)

3)Образование (воспитание, обучение, формирование личности)

4)Производство и добыча (изготовление продукции и получение сырья)

5)Конструирование (проектирование деталей и объектов)

6)Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)

7)Защита (охрана от болезней и враждебных действий)

8)Контроль и оценка (проверка и наблюдение)

7. Выберите самые привлекательные для вас средства труда (1-6 вариантов):

1)Ручные

2)Механические

3)Автоматические

4)Компьютерные

5)Мышление

6)Голос, мимика, жесты

7)Физические возможности организма (сила, выносливость, координация)

8)Органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус)

8.Выберите самые привлекательные для вас условия труда (1-4варианта):

1)Обычное помещение (кабинет, класс, аудитория)

2)Помещение  с  большим  числом  людей  (залы,  спортивные  сооружения,  музеи, вокзалы, аэропорт и т.д.)

3)Разъезды и командировки

4)Открытый воздух

5)Экстремальные условия (в воздухе, под землей, под водой, угроза для жизни)

6)Работа на дому

7)Специально оборудованное помещение (мастерская, лаборатория, операционная)

8)Вахтовый метод или сезонная работа (несколько недель напряженно работать без выходных, зато потом столько же времени отдыхать)

III. ПРОФИЛИ ОБУЧЕНИЯ И ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ

9. Выберите 3-5привлекательных для вас учебных предмета

1)Математика

2)Физика

3)Химия

4)История

5)География

6)Русский язык

7)Литература

8)Иностранный язык

9)Информатика

10)Обществознание

11)Биология

12)Физическая культура

13)Основы безопасности жизнедеятельности

14)Мировая художественная культура

15)Технология

10.Отметьте наиболее привлекательный для вас профиль обучения

1)Физико-математический профиль,

2)Естественнонаучный профиль (физика-химия, биология-география),

3)Социально-экономический профиль,

4)Гуманитарный профиль,

5)Филологический профиль,

6)Информационно-технологический профиль,

7)Агро-технологический профиль,

8)Индустриально-технологический профиль,

9)Художественно-эстетический профиль,

10) Оборонно-спортивный профиль

11. Отметьтеинтересующие вас отрасли экономики (1-4 варианта)

1)Сельское, лесное и рыбное хозяйство

2)Разведка недр и добыча полезных ископаемых

3)Тяжелая промышленность

4)Легкая промышленность

5)Обрабатывающие производства

6)Энергетика

7)Строительство и архитектура

8)Торговля и общественное питание

9)Бытовое обслуживание

10)Транспорт

11)Финансовая деятельность

12)Операции с недвижимым имуществом

13)Государственное управление

14)Обеспечение правопорядка и безопасности

15)Социальное обеспечение и здравоохранение

16)Образование и наука

17) IT-технологии, связь и телекоммуникации

18)Жилищно-коммунальное хозяйство

19)Искусство, культура и СМИ

20)Физическая культура, спорт и туризм

12. Отметьте 2-3 отрасли экономики, в которых хотели бы работать после получения профессии.