Новости

Интервью Максима Дулинова газете "Гудок": "Предприятия сами должны искать студентов"

Транспортная система страны не может развиваться без специалистов. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года прогнозирует обострение кадрового дефицита в отрасли. Какие меры нужно принять, чтобы укомплектовать отрасль необходимым количеством высококвалифицированных кадров, «Гудку» рассказал директор ФИРО РАНХиГС Максим Дулинов.

– Максим Викторович, какие приоритетные задачи стоят сегодня перед системой среднего профессионального образования, в том числе отраслевой?
– Задачи, стоящие перед всей образовательной системой, были обозначены в Послании президента Федеральному собранию 1 марта 2018 года, а позже легли в основу федерального проекта «Молодые профессионалы» нацпроекта «Образование». Речь идёт о разработке образовательных программ, формирующих квалификации выпускников по запросам предприятий в соответствии с мировыми стандартами, в том числе со стандартами «Ворлдскиллс».
Ещё одна задача – регулярное повышение квалификации и переподготовка педагогических работников для освоения новых образовательных технологий. Техника и технологии меняются стремительно, и образовательные учреждения не должны отставать. Поэтому ещё одно направление образовательной политики – модернизация материально-технической базы колледжей и техникумов.

– Кто должен заниматься привлечением специалистов в транспортный комплекс страны?
– Наш институт участвовал в разработке методических рекомендаций для развития отраслевого среднего профессионального образования, которые вошли в Транспортную стратегию РФ на период до 2030 года. В частности, вопрос кадрового обеспечения транспортной отрасли мы предлагаем разделить на несколько взаимосвязанных задач, а именно: как привлечь выпускников школ на транспортные специальности, как привлечь их по окончании обучения на работу и как потом удержать их в отрасли. В решении этих вопросов должны принимать участие все заинтересованные стороны – образовательные организации и их учредители, работодатели, органы исполнительной власти.
Ведущая роль в этой работе отводится Минтрансу России, региональным министерствам транспорта, объединениям работодателей. Они должны наладить взаимодействие с координационными региональными органами по кадровой политике, участвовать в реализации госпрограмм в сфере образования, в том числе через механизмы конкурсного распределения контрольных цифр приёма.
Также транспортному ведомству необходимо тесно сотрудничать с профильными колледжами и техникумами при формировании их программ модернизации, участвовать в организации профориентационных мероприятий, в разработке образовательных программ и в итоговой аттестации, а также развивать институт наставничества и обучения на рабочем месте.

– Насколько важна связь работодателя с учебными заведениями?
– Выстраивание взаимодействия между предприятием и учебным заведением – задача первоочередной важности, если мы хотим обеспечить транспортную отрасль кадрами с необходимым уровнем квалификации.
В развитых странах, в частности в США, Великобритании, Германии, укрепление связки колледж – работодатель является магистральным направлением развития среднего профессионального образования. В СССР была выстроена система школа – профтехучилище – базовое предприятие, а закон «О народном образовании в СССР» утвердил институт базовых предприятий. К сожалению, эта система не могла работать в рыночных условиях. Однако с начала 90-х годов получил распространение институт социального партнёрства с предприятиями.
На сегодняшний день есть немало примеров успешного взаимодействия предприятий с колледжами. Большое внимание подготовке потенциальных работников уделяют МГТС, ПАО «Северсталь», госкорпорация «Росатом», ПАО «Газпром», ОАО «РЖД», ПАО «Ростелеком», ПАО «Лукойл». Тем не менее нельзя сказать, что это системное явление. На то есть объективные причины, которые кроются в структуре отечественного рынка труда, а также в сложности для предприятия вернуть средства, затраченные на подготовку студента-целевика, если после окончания учёбы он не придёт на производство.

– Каким образом работодатели могут наладить и укрепить взаимодействие с колледжами и техникумами?
– В законодательстве есть два интересных инструмента. Это сетевая форма реализации образовательных программ и создание базовых кафедр. Однако ежегодный мониторинг системы среднего профобразования, проводимый Министерством просвещения РФ, фиксирует их невостребованность. Между тем те компании, которые эти инструменты активно применяют, в частности ОАО «РЖД», окажутся в кадровом выигрыше.
И конечно, работодателям необходимо активнее участвовать в организации практики студентов.

 

Источник: Gudok.ru