Новости
Прямой эфир на Радио России с Ириной Селиверстовой: о платном и бесплатном профессиональном образовании

Аналитики подсчитали накопления россиян на учебу детей. Средняя желаемая сумма составляет 300 тысяч рублей. На образование сыновей копят 44% россиян, дочерей – 41%, говорится в исследовании Сбербанка. За последний год стоимость обучения в российских вузах выросла на 15%. Средний срок, за который клиенты планируют накопить на образование детей – 10 лет.
3 сентября на Радио России обсуждали вопросы особенности получения платного и бесплатного профессионального образования. Экспертом прямого эфира выступила заместитель директора центра мониторинга и статистики ФИРО РАНХиГС Ирина Селиверстова.
Радио России: Можно ли действительно поступить ребенку в вуз, при этом не потратив денег родителям?
И.С. Боюсь, что совсем не потратить денег не получится, если мы говорим о вузах первого эшелона, либо о профессиях которые являются желанными для семьи. Есть очень большая разница между тем, на какую специальность вы хотите поступить, будет ли это обучение платным/бесплатным с одной стороны, а с другой стороны, это зависит от того в какой вуз вы хотите поступить. Для примера, за последний учебный год платное обучение было зафиксировано на таких специальностях: экономическая безопасность, таможенное дело и медиакоммуникация. На этих специальностях больше 90 % всех студентов, поступивших в 2018 году, обучались на платной основе. С другой стороны, есть специальности, на которых меньше 5 % платных студентов, например музыковедение, реконструкция и реставрация архитектурного наследия — это невостребованные специальности.
Радио России: Конкурс на них, наверное, тоже невелик?
И.С. Да! Конкурс на них невелик, студентов-платников мало.
Плюс очень важно то, где вы живете. В Москве – это одно дело, здесь больше 58 % студентов поступают на платной основе, при этом в среднем по России это 54%. А есть регионы, например Республика Алтай – там 14 % платников, а в Республике Марий Эл – 31 % студентов платят за обучение.
Радио России: У них бюджетных мест больше?
И.С. Да. И возможностей платить меньше.
Радио России: Это понятно. Вопрос в том, что у нас лимит бесплатных мест, в университетах Москвы и Санкт-Петербурге места сокращается стремительно с каждым годом.
И.С. Не совсем так. Речь идет о вузах первого эшелона, о тех вузах в которые все хотят поступить и готовы платить за обучение. При этом я могу сказать, что конкурс на платные места стремительно растет. Бюджетные места плюс- минус сохраняются. Другое дело, что через 10 лет количество выпускников школ увеличится на 30%.
Радио России: Не придем ли мы к тому, что вообще не останется бюджетных мест?
И.С. Не соглашусь. Если сравнивать 2015 и 2018 годы, то можно сказать, что доля семей, которые платят за обучение сократилась.
Радио России: Как это может быть если бюджетных мест стало меньше?
И.С. Бюджетных мест стало меньше только в очень желанных вузах, в тех, в которые все стремятся попасть, а в средних вузах они увеличиваются.
Радио России: Парадокс заключается вот в чем, все больше россиян полагают, что значимость вузовского диплома преувеличена. И вообще сомневаются, что высшее образование является подспорьем для построения успешной карьеры. И более половины выпускников колледжей не считают необходимым продолжать обучение в вузе, чтоб найти высокооплачиваемую работу.
И.С. Я не согласилась бы. Во-первых, что касается колледжей, здесь население тоже очень много платит. 29 миллиардов за 2018 год семьи заплатили за образовательные программы в СПО. Это более 11 % от бюджета организаций СПО, потраченных на образовательную деятельность.
Радио России: Платят - да, но потом в вузы не хотят идти.
И.С. Переход из СПО в вузы с каждым годом увеличивается.
Радио России: Все-таки статистика опровергает это?
И.С. Да. В соответствии со статистикой, которую подают вузы о контрагенте, прием увеличивается в абсолютных цифрах. Другое дело, что для работодателя желанность высшего образования на определенных позициях, там, где достаточно среднего, не так актуальна. Тут скорее опыт. Наше исследование показывает, что любой опыт, которые приобрели студенты во время обучения, более значим.
Ссылка на источник: https://www.radiorus.ru