Новости

20.12.2018 — Прошёл Московский межрегиональный научно-практический форум с международным участием «Профессиональное ориентирование: актуальные вопросы, тренды, вызовы»

В работе форума приняли участие эксперты ФИРО РАНХиГС - Игорь Сергеев, д.п.н., ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций и Галина Резапкина, старший научный сотрудник Центра стратегии, проектирования и правового обеспечения, другие ведущие учёные-профориентологи из России, Беларуси, Германии, а также практики, решающие задачи сопровождения профессионального самоопределения детей и молодёжи.

Форум в лицах и мнениях:

Мартынов Виктор Георгиевичректор РГУ нефти и газа (НИУУ) им. И.М.Губкина, к.г.-м.н., д.э.н, профессор, член-корреспондент РАО.

«По мере развития цифровых технологий весь офисный планктон, все эти экономисты-юристы-менеджеры попадают под угрозу сокращения.»

«Главное в образовании человека – это серьёзные фундаментальные знания. Что бы ни изменилось в мире, они ему помогут <адаптироваться к изменениям>. Тот, кто опирается только на прикладные умения и навыки по конкретной профессии, будет держаться за неё до последнего, пока она не умрёт. А другой <тот, кто ориентируется на фундаментальные основы подготовки> быстро и гибко переориентируется.»

«У нас гипертрофирован рынок охранников. Хорошо это или плохо? С точки зрения рынка труда это хорошо, потому что это один из тот самых факторов, благодаря которым у нас нет безработицы. Но куда денутся те, кто сейчас работают охранниками, когда везде появятся автоматические системы наблюдения и охраны?»

«Я смотрю на «Атлас новых профессий» глазами работодателя. Вот придёт ко мне устраиваться на работу человек с профессией из этого «Атласа». Куда я его дену? (Смех и аплодисменты в зале). Откуда они там эти профессии взяли и напроектировали?...»

«Что такое ЕГЭ? Это просто новая форма крепостного права.»

Чистякова Светлана Николаевнаакадемик-секретарь отделения профессионального образования РАО, академик РАО, д.п.н, профессор.

«Цели карьеры могут быть разные, и не все они равноценны. Хорошо, если цель карьеры – иметь такую работу, которая носит творческий характер и даёт возможность для развития личности.»

«В числе принципов карьерного продвижения следует назвать маневренность, что предполагает, в том числе, смягчение остроты возможных столкновений, обход препятствий, готовность к компромиссам, иногда – движение «зигзагом» и выход на другие карьерные маршруты.»

«У нас в профориентации многие сегодня выдают себя за методологов, а получается них не очень.»

«Жаль, что редко мы прослеживаем профориентационную судьбу человека.»

Пряжников Николай Сереевичпрофессор МГУ им. М.В.Ломоносова, к.псих.н., д.п.н., профессор.

«Каждый, кто причастен к профориентации, в том числе и сам самоопределяющийся человек, должен уметь мыслить государственными масштабами, а не только своими личными. Потому что самоопределение – это прежде всего выбор мировоззрения.»

«Я считаю, что цели профориентационной работы должны задаваться свыше <на государственном уровне>. Хотя это и сложно. С моей точки зрения, в основе такой цели должен лежать патриотический момент – позиция человека как гражданина своего государства.»

«В системе управления человеческими ресурсами страны профориентация должна занимать центральное место.»

«Основной принцип в научных исследованиях о профориентации, на мой взгляд – это принцип альтернативности в идеях, в научных подходах. В науке не может быть монополи. Но при этом – единство в стиле ведения научных дискуссий.»

«Профориентационная наука давно уже у нас опережает практику.»

«На мой взгляд, наиболее перспективны, с точки зрения профориентации, сейчас онлайн-технологии. Они позволяют в какой-то степени возместить отсутствие системы в профориентационной работе.»

Людмила Юрьевна Грачёваведущий ааналитик лаборатории анализа и состояния перспектив развития образования РАО, к. п. н.

«В зарубежной профориентации акцент уже заметно сместился от помощи в выборе учебного курса, направления обучения, профессиональной сферы – к развитию умений в управлении собственной карьерой.»

«В США в профориентационной работе доминирует традиционно-психологический подход, основанный на профдиагностике, профконсультировании и индиувидуальной помощи школьнику в построении плана его будущей карьеры.»

Ханнелоре Крессст. научный сотрудник Федерального института профессионального образования Германии. (Видеовыступление).

«Профориентация – это общественная задача, это кооперация между разными ведомствами, подведомствами и организациями.»

«Критерии качественной профориентации: во-первых, это межведомственный подход; во-вторых, это практическая направленность, что предполагает участие школьников в производственном процессе; в-третьих, это системность профориентационной работы в средней школе.»

«В наших школах профориентация начинается с 7 класса.»

«Всего мы сформировали 18 областей профессиональной деятельности. Из этих 18 областей каждый школьник выбирает 4, и по каждой из этих четырёх областей он должен пройти двухнедельную стажировку на производстве.»

«У нас нехватка мальчиков в социальной сфере, и мы активно стараемся профориентировать их в этом направлении.»

Елена Александровна Бельницкаяметодист  Национального института образования Республики Беларусь.

«На старшей ступени школьного образования у нас профильное обучение. При этом мы каждому ребёнку даём возможность попрактиковаться в разных возможных направлениях приложения его труда в будущем. Например, в рамках химического профиля обучения он должен попробовать себя в исследовательском, педагогическом, технологическом профилях деятельности.»

Алексей Игоревич Федосеевкоординатор проекта «Билет в будущее», секретарь оргкомитета Олимпиады НТИ, руководитель направления юниоров в Союзе Ворлдскиллз Россия, зам. декана инженерной школы (факультета) Московского политехнического унивеситета.

«Цель проекта «Билет в будущее» - запустить процесс самоопределения человека, дать стартовую точку его карьерному развитию.»

«В этом году мы знаем, что были большие сложности в регионах, участвовавших в проекте, с обработкой объёмной документации, связанные с введением персональных данных всех учеников. Чтобы эту сложность устранить, мы предполагаем переход на электронный документооборот по типу электронного формата оформления госуслуг.»

Алексей Георгиевич Серебряковпрезидент Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» при МГУ им. М.В.Ломоносова.

«Мне кажется, что «Билет в будущее» - это первый проект, который можно сделать реально, не имитационно.»

«Ключевой вопрос современной профориентации – не «Что выбирать?» и не «Как выбирать?», а «Как развиваться?»

 

Виталий Владиславович Алтуховдиректор по разработке и исследованиям Компании «Профилум».

«Такое большое количество тестов, которое школьники получили в рамках проекта «Билет в будущее», вряд ли они когда-то раньше получали.»

«Мы сформировали 8 компетенций <логические способности, конструкторские способности, пространственное мышление, внимательность, память, числовые способности, социальные способности, художественно-эстетические способности>, каждый школьник должен был попробовать себя в трёх. И тут мы увидели, что со стороны очень многих школьников есть запрос: три компетенции – это слишком мало, мы хотим ещё, дайте нам больше возможностей для проб!»

Источник: Сергеев И.С.

Презентации

Е.А. Бельницкая

Л.Ю. Грачева

Х. Кресс

Н.С. Пряжников

И.С. Сергеев

А.Г. Серебряков, В.В. Алтухов

А.И. Федосеев

С.Н. Чистякова