Новости

10.12.2018 — Инновационная профориентация школьников: непрерывность, социальное партнёрство, практикоориентированность

Об основных принципах инновационной модели профессиональной ориентации и о том, как выстраивается профориентационная работа со школьниками в регионах России, рассказывает ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, д.пед.н. Игорь Сергеев.

В 2015 году в Центре профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования (ныне ФИРО РАНХиГС) была разработана Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. К настоящему времени Концепция приобрела статус стратегического документа, на основе которого формируются инновационные системы организации профориентационной работы со школьниками в ряде регионов России. Ядро Концепции составляет Инновационная модель профессиональной ориентации, основанная на трёх базовых принципах: непрерывностьсоциальное партнёрство и практикоориентированность.

Основные идеи Концепции можно изложить в следующих тезисах.

Тезис 1. Конечная цель профориентационной работы – это человек, способный к самостоятельному, свободному и ответственному выбору. Выбор профессии, образования, повышения квалификации, должности, карьерной позиции в современном мире совершается неоднократно. Подготовка к такому выбору – серьёзная образовательная задача и в то же время длительный, непрерывный процесс. Таким образом, профессиональная ориентация сегодня приобретает вид непрерывного сопровождения профессионального самоопределения человека, начиная с раннего (старшего дошкольного) возраста и заканчивая выходом на пенсию. А значит, привычные разовые, «мероприятийные» форматы организации профориентационной работы – «дни профессий», «дни открытых дверей», соревнования, фестивали, ярмарки – должны уйти в прошлое. От мероприятий необходимо продвигаться к продолжительным, преемственным программам сопровождения профессионального самоопределения детей, молодёжи, взрослого населения.

Тезис 2. В современном мире профессиональный выбор человека – это предмет социального договора между всеми субъектами, заинтересованными в результатах этого выбора. Основными участниками договора выступают три главных благополучателя профориентационной работы со школьниками: во-первых, работодатели, во-вторых, сами школьники и, в-третьих, их родители. Образовательные организации в этом процессе выполняют роль своего рода «квалифицированных посредников» или провайдеров, представляющих интересы конечных заказчиков. Их задача – организовать взаимодействие «работодатель – школьник – родитель» в профориентационно значимом контексте. Как видим, современная профориентация выходит за рамки школы, службы занятости, кабинета профконсультанта и становится сетевым процессом, приобретая вид профориентационного нетворкинга. Инструментом такой работы должны стать уже не просто программы профориентационного сопровождения самоопределения, а сетевые программы. Участниками сетей, реализующих такие программы, могут быть разные типы образовательных организаций: школы, организации дополнительного образования детей, колледжи, вузы, работодатели (представленные, как правило, учебными подразделениями и кадровыми службами), а также специализированные организации, оказывающие профориентационные услуги.

Тезис 3. Мейнстрим в развитии современной профориентации – от «кабинетно-диагностических» – к практикоориентированным форматам работы со школьниками. В 90-е годы прошлого века «профориентационную поляну» в нашей стране прочно захватили психологи. На тот момент это был прогрессивный фактор, позволивший сфокусироваться на самоопределяющейся личности школьника как на главной цели профориентационной работы. Однако на какое-то время профориентация потеряла связь со своим другим заказчиком – работодателем – и замкнулась в кабинетах психологов-профконсультантов. Прямая связь профориентационной работы с профессионально-трудовым контекстом была утрачена. Первые, достаточно наивные попытки вернуть эту связь в начале нового века нам хорошо известны – они имели вид мер по «популяризации» или «повышения престижа» определённых профессий. Сегодня становится ясно, что управление профессиональным выбором на основе привлечения «престижностью» тех или иных профессий – тупиковый путь, поскольку формирует ситуативную, поверхностную мотивацию выбора. Человек, выбравший профессию из-за её престижности, вряд ли станет потом эффективным работником. Мы противопоставляем стратегии «повышения престижа профессий» модель системной профориентационной работы со школьниками, выраженную формулой: «обучение самоопределению + профессиональное информирование + практикоориентированное сопровождение профессионального выбора». Если все три элемента этой модели успешно реализованы, то профконсультирование перемещается в разряд «дополнительных опций», подобных медицинским услугам: оно нужно только тем учащимся, кто, пройдя через базовую модель, так и не смог определиться с профессионально-образовательным выбором. Замечу, что в представленной базовой модели все три составляющие играют важную роль, но всё же решающее значение имеет практикоорентированный этап профориентационной работы со школьником, обеспечивающий у него формирование опыта погружения в реальную профессиональную среду, в настоящую профессиональную деятельность.

Комплекс современных практикоориентированных форматов со школьниками достаточно широк. Он включает в себя: организацию профориентационных практических и исследовательских проектов; конкурсы профессионального мастерства для школьников; интерактивные профориентационные экскурсии или экспедиции; ученические фирмы и бизнес-инкубаторы; программы предпрофессионального и профессионального обучения школьников; профессиональные пробы.

Три представленных принципа современной профессиональной ориентации – непрерывность, социальное партнёрство, практикоориентированность – находят своё воплощение в региональных моделях построения профориентационной работы со школьниками. В 12-ти субъектах РФ функционируют сетевые экспериментальные площадки Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС. Среди регионов-лидеров, успешно выстраивающих опережающие системы профориентационной работы с обучающимися, можно назвать Вологодскую, Иркутскую, Кемеровскую, Нижегородскую, Самарскую области. Здесь сформированы и развиваются территориальные сетевые циклы профессиональных проб. Это современная технология сопровождения профессионального выбора школьников, разработанная специалистами Центра и наиболее полно соответствующая трём базовым принципам.

Профессиональные пробы реализуются на основе модели «работодатели, колледжи и вузы – для школьников». Комплекс проб различной направленности объединён в сетевой цикл, при этом каждый школьник за время своего обучения в 8-х – 11-х классах может пройти 10-15 различных проб, выбирая их из достаточно обширного набора. Содержание набора профпроб, реализуемых в территории, соответствует перечню профессий, наиболее востребованных и перспективных для этой территории.

Например, в Вологодской области содержание цикла профессиональных проб строится на основе кластерного подхода: каждая из проб соответствует какой-либо из профессий/специальностей, входящих в один из трех приоритетных региональных отраслевых кластеров. В рамках кластера «Информационные технологии и связь» школьники 8-9 классов могут выбрать одну или несколько проб из набора, включающего десять различных программ, в том числе: «Компьютерная скоропись», «Робототехника», «Моделирование и персонажная анимация», «Программирование на языке Java» и др. Для учащихся 10-11 классов разработаны программы профпроб «Системное администрирование» и «Основы программирования – 1С: Предприятие 8». В рамках приоритетного кластера «Строительный комплекс и деревянное домостроение» предлагается другой избыточный набор проб, таких как «Декоративная отделка жилых помещений», «Строим умный дом» (и другие) – для учеников 8-9 классов или, например, «3-D проектирование деревянных лестниц» для старшеклассников. Наконец, свой пакет профпроб разработан и для регионального кластера «Туризм и народные промыслы» – «Мастерская живописной грамоты», «Проектирование туристических маршрутов», «Организация комплексного туристского обслуживания» и так далее. В других регионах содержание цикла профессиональных проб также заострено на наиболее востребованных профессиях (например, в Кемеровской области – на профессиях горного профиля, в Нижегородской – на профессиях инженерно-технического профиля для машиностроительного комплекса и т.д.). Такой подход позволяет обеспечить «мягкое» и вместе с тем эффективное профориентационное продвижение востребованных профессий, без использования примитивных «лобовых» решений в духе социальной рекламы.

Что представляет собой каждая профессиональная проба в составе цикла? Прежде всего, нужно отметить, что её разработчиком является колледж (иногда вуз), который готовит специалистов по данной профессии. Продолжительность каждой пробы составляет 16 и более часов, включая подготовительный, основной и оценочный этап. Основной этап профпробы обязательно проходит на территории колледжа или вуза: в учебной мастерской, в лаборатории, на территории учебно-производственного полигона и т.д. Иногда в разработке программы и реализации пробы принимают участие и работодатели.

В задачу общеобразовательной школы, участвующей в реализации сетевого цикла профпроб, входит формирование графика, по которому учащиеся посещают различные профпробы. В образовательную программу школы такие профпробы включаются либо в качестве курсов по выбору (факультативных, элективных), либо в качестве программ дополнительного образования за пределами учебного расписания. Большую роль играет привлечение родителей школьников, которые совместно с педагогами и школьниками участвуют в оценке хода и результата профессиональных проб, делая отметки на специальной «родительской» странице Дневника профпробы. Это позволяет сделать процесс профориентационной работы максимально прозрачным для родителей и, более того, активизировать и сделать более осмысленной их собственную позицию в процессе профессионального самоопределения детей.

Целью прохождения каждым школьником цикла профессиональных проб является не только выбор конкретной профессии, которая оказалась наиболее близка и интересна при погружении в ней. Не менее важная задача – формирование у подростков комплекса общих компетенций («Soft Skills»), необходимых для успешного самоопределения: способность оценивать успешность своей деятельности, «себя-в-профессии» и качество продукта, созданного в ходе профессиональных проб; готовность обоснованному выбору; умение видеть дефициты в своих знаниях, навыках и личностных качествах, которые необходимо закрыть, чтобы успешно обучиться и работать в избранной сфере деятельности. Таким образом, реализуемые в рамках территориального сетевого цикла профессиональные пробы относятся к категории «soft-проб». Это существенно отличает их от более привычных программ профессионального обучения для школьников, по итогам которого формируются, прежде всего, конкретные профессиональные знания, умения и навыки («Hard Skills»), а также от профессиональных «hard-проб», уже давно используемых для профотбора на профессии, требующие особых способностей или навыков.

За время работы экспериментальных площадок Центра в различных регионах страны в подобных профессиональных пробах приняло участие около 600 тыс. школьников. Значимым социально-экономическим результатом этой работы стало заметное возрастание интереса к востребованным в регионах профессиям, в том числе рабочим, увеличение конкурса на профессии и специальности среднего профессионального образования. Кроме того, технологию организации цикла профессиональных «soft-проб» для школьников предполагается использовать в новом федеральном профориентационном проекте «Билет в будущее», реализация которого началась в 2018 году.

По мере развития наших представлений о том, как должна выглядеть современная профориентационная работа со школьниками, методика разработки и организации профпроб претерпевает изменения. Меняется и сам мир профессий: стандартизованные наборы трудовых функций, отражённые в профессиональных стандартах, вскоре превратятся в динамичные, нередко персонализованные, а подчас и уникальные наборы компетенций. В связи с этим, ближайшим направлением развития станет разработка комплексов профессиональных проб для школьников, ориентированных на знакомство уже не с целыми профессиями, а с отдельными, прежде всего новыми и перспективными компетенциями. Это, например, компетенции межкультурного общения для ресторанно-гостиничного бизнеса или дистанционное управление транспортными объектами для железнодорожной сферы. Так, в Иркутской области, в рамках экспериментальной работы Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС уже ведётся разработка «Регионального атласа перспективных компетенций», который должен стать своего рода «техническим заданием» для разработки таких инновационных профпроб.

Источник Интерфакс

Фото предоставлено Игорем Сергеевым