Новости
Доклад Игоря Сергеева в Минпросвещения РФ: "О методических рекомендациях по реализации проекта "Билет в будущее"

30 сентября 2019 года в Министерстве просвещения Российской Федерации прошло заседание научно-методического совета по реализации проекта «Билет в будущее» под председательством заместителя Министра просвещения РФ Ирины Потехиной.
В заседании приняли участие директор научно-исследовательского Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов и ведущий научный сотрудник Центра Игорь Сергеев.
На заседании Игорь Сергеев представил доклад «О методических рекомендациях по реализации проекта «Билет в будущее».
Эксперт ФИРО РАНХиГС отметил, что в целом в методических рекомендациях закреплены основные важные ценностные и смысловые основания проекта:
- профориентация - это не только экономика, но и ребёнок;
- профориентация - это не только ребёнок, но и экономика;
- профориентация - это региональная история;
- нужны не кабинетные, а практикориентированные мероприятия;
- для обучения самоопределению нужно не столько обучение профессии, сколько пробы;
- одной профпробы недостаточно - нужен цикл проб, в ходе которого развивается умение сравнивать и делать выбор;
- идея о том, что нужна индивидуальная педагогическая поддержка самоопределения для каждого школьника;
- наконец, выделение трёх разных уровней готовности к профессиональному самоопределению и разные типы практических активностей для учащихся, обладающих соответствующими уровнями.
Однако, Игорем Сергеевым были отмечены и недостатки представленных методических рекомендаций. В частности, в структуре документа прослеживается дефицит рекомендаций по разработке индивидуального плана учащихся по итогам тестирования. Также в докладе отмечены научно-методологические проблемы всей системы мероприятий по профессиональной ориентации.
«Проблема в том, что у нас нет ни новой профессиологии, ни новой профориентологии, базис 20-30-летней давности, современное состояние не отрефлексировано, а без научно-методологической платформы любой проект обречён застрять во внутренних противоречиях и неувязках. Например, есть риск, что на разных этапах проекта «Билет в будущее» и даже на разных шагах одного этапа будут использованы совершенно разные типологии профессий, что вызовет дезориентацию детей - по итогам прохождения тестирования они могут получить не тот перечень рекомендуемых профессий», - считает эксперт.
В заключении выступления Игорь Сергеев отметил в целом удовлетворительный, но не исчерпывающий характер методических рекомендаций. Так, по его мнению, в документе не нашли отражения следующие важные для проекта направления:
- деловая программа для педагогов и для родителей в рамках событий «Билета в будущее», и вообще работа с родителями;
- способы встраивания эффективных региональных форматов в «Билете в будущее», а если не встраивания, то хотя бы их сочетания;
- работа педагога-навигатора со школьниками по сопровождению их профессионального самоопределения за пределами мероприятий «Билета в будущее», в повседневной жизни;
- использование наработок и результатов проекта «Билета в будущее», для повышения профориентационной направленности содержания общего образования;
- развитие цифровой платформы проекта.