Новости
В ФИРО проведен мониторинг по тайм-менеджменту деятельности педагога и рискам онлайн-обучения в условиях дистанционного обучения в системе СПО

Результаты опросов по тайм-менеджменту деятельности педагога и рискам онлайн-обучения в условиях дистанционного обучения в системе СПО
Вашему вниманию предлагаются результаты двух опросов «Мониторинг тайм-менеджмента деятельности педагога в ходе реализации образовательных программ СПО в условиях дистанционного обучения» и «Мониторинг рисков онлайн-обучения в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования, в условиях дистанционного обучения (СПО)»
В рамках проекта «Мобильный колледж России» [1], реализуемого по инициативе ФИРО РАНХиГС, начиная с 20 марта 2020 г., в связи с началом мероприятий по противодействию пандемии, в конце апреля – мае 2020 г. был проведён второй этап исследования состояния системы СПО в условиях перевода на дистанционную форму обучения. Исследованием охвачены два направления.
Опрос преподавателей и мастеров производственного обучения
1) Затраты времени педагогов профессиональных образовательных организаций (преподавателей и мастеров производственного обучения) на реализацию свих профессиональных функций в условиях дистанционного обучения.
Выводы. Общие затраты времени на непосредственное обеспечение учебного процесса возросли более чем на одну четверть у подавляющего большинства (77% ответивших, в том числе примерно в полтора-два раза у 34% респондентов; в два раза и более – у 27%). Не изменился расход времени на деятельность, связанную с преподаванием, у весьма небольшой (8%) доли опрошенных. На уменьшение затрат времени в условиях перехода на дистанционное обучение указывает крайне незначительная группа преподавателей (около 3%).
Дифференцированный анализ по группам трудовых функций преподавателя показывает, что наибольший прирост в трудоёмкости составило текущее оценивание учебных достижений (почти половина опрошенных указывает, что на её реализацию в условиях дистанционного обучения стало требоваться вдвое или больше времени, чем в обычных условиях). На втором месте по трудоёмкости – сценарная и техническая подготовка учебных занятий. Несколько меньше (в среднем, в 1,5-2 раза) возросли затраты времени на организацию и изложения и объяснение нового материала и на организацию и поддержку закрепления пройденного.
Несколько меньше возросли затраты времени на коммуникацию в условиях дистанционного обучения по различным организационно-техническим вопросам. Более чем у половины респондентов (57%) расход времени на решение этой задачи увеличился на одну четверть и более, в том числе у 22% - в полтора-два раза и у 17% - более, чем в два раза. Наибольшие затраты времени потребовала коммуникация со студентами и родителями (примерно треть респондентов стала тратить на решение этой задачи вдвое и больше времени), наименьшие затраты – профессиональная коммуникация с руководством. В целом, как и в случае с преподаванием, лишь небольшая доля респондентов (10%) указала, что затраты времени на организационно-техническую коммуникацию в условиях дистанционного обучения уменьшились.
В целом, использование цифровых средств, которые принято называть «коммуникационными», для преподавателей СПО является существенно более трудоёмким процессом, чем традиционная контактная коммуникация. При этом значительная часть (до 50%) времени, затрачиваемого преподавателями в условиях дистанционного обучения по программам СПО, является непроизводительной, будучи связана с доминированием письменной коммуникации над устной, «избыточной индивидуализацией» в текущем оценивании, а также с попытками решения задач «удалённой организации» и «удалённой мотивации» студентов, не обладающих навыками учебной самоорганизации и самомотивации.
По итогам исследования не выявлено принципиально новых профессионально-трудовых функций в структуре деятельности педагога СПО. Это объясняется тем, что состоявшийся экстренный переход на дистанционное обучение не был обеспечен использованием адекватных дидактических подходов в отборе и структурировании учебного содержания, в способах организации его освоения. Вместе с тем, наблюдается существенная трансформация существующих профессиональных функций (организация вебинаров и видеосвязи – изложение и закрепление материала; использование электронных форм тестирования и электронного журнала – контроль и оценка и т.д.).
[1] https://firo.ranepa.ru/meropriyatiya/serii-meropriyatij/768-mobilniy-kolledj-rossii
Приложение 1
Результаты опроса «Мониторинг тайм-менеджмента деятельности педагога в ходе реализации образовательных программ среднего профессионального образования в условиях дистанционного обучения»
(для преподавателей и мастеров производственного обучения)
Всего 709 ответов из 60 субъектов РФ. Из них 509 преподавателей из региональных ПОО, 200 – из ВУЗов или их филиалов. Подавляющее большинство образовательных организаций находятся в городах и посёлках городского типа. Опрос замеряет представления преподавателей и мастеров производственного обучения в ПОО об изменении временных затрат на разные этапы педагогического процесса в связи с переходом на дистанционное обучение в апреле-мае 2020 г. (по сравнению со штатной ситуацией февраля 2020 г.).
Преподаватели отметили, что на техническую и сценарную подготовку к учебному занятию у 83% ответивших стало затрачиваться значительно (более чем на ¼) времени больше, при этом 28% преподавателям стало необходимо в 2 раза и больше времени.
Аналогичная ситуация наблюдается и в увеличении времени, необходимого на организацию изложения и объяснения нового материала (включая подбор учебного содержания) – 37% респондентов стали затрачивать времени более чем в 1,5 раза, а 19% - более чем в два раза.
На организацию и поддержку закрепления нового материала 33% преподавателей стали затрачивать времени более чем в 1,5 раза, а 17% - более чем в два раза.
Значительное увеличение времени у большинства преподавателей отмечается на текущее оценивание (включая комментирование результатов и ошибок, другие корректирующие действия, а также учёт результатов обучения) – 74% респондентов отметили, что стали тратить более чем в 1,5 раза больше времени в апреле и мае по сравнению с февралём 2020 г. Такая же ситуация наблюдается и при коммуникацию со студентами и их родителями по организационно-техническим вопросам учебного процесса – 61% респондентов отметили, что стали тратить на это более чем в 1,5 раза больше времени в апреле и мае по сравнению с февралём 2020 г.
Если говорить о профессиональной коммуникации с коллегами по вопросам обучения и воспитания, то у 46% преподавателей временные затрат на неё либо остались на прежнем уровне, либо выросли совсем незначительно. У 20% - выросли на треть, у 22% до значения в 1,5-2 раза больше. Похожая ситуация наблюдается и в ситуации с профессиональной коммуникацией с руководством – у 59% преподавателей временные затрат на неё либо остались на прежнем уровне, либо выросли совсем незначительно, но в то же время у 22% они выросли в 1,5 раза и больше.
На оформление профессиональной документации также стало уходить значительно больше времени – 48% преподавателей тратят на это в 1,5 раза и больше времени, и только у 18% респондентов затраты времени не изменились. Преподаватели отметили, что значительно увеличилось количество еженедельной отчётности по дистанционному обучению.
На вопрос о том, появились ли какие-либо принципиально новые профессиональные функции, действия в деятельности преподавателей в ситуации с переходом на дистанционное обучение ответы разделились поровну – 49% ответили, что появились, 51% - что нет. Среди таких новых профессиональных функций ожидаемо указываются:
- работа с электронным журналом;
- овладение онлайн-платформами обучения;
- организация вебинаров и видеосвязи;
- освоение платформ для общения со студентами;
- освоение электронных форм для проверки знаний (тестирования).
В целом на выполнение всех профессиональных функций у 67% преподавателей и мастеров производственного обучения стало уходить в 1,5 раза и больше времени, и лишь у 9% ситуация осталась прежней или даже трудозатраты уменьшились.