Новости

Борис Илюхин в прямом эфире РБК: Уроки депрессии в эпоху удаленки

12 октября на РБК обсуждали последствия «удаленки» для школы и школьников. Экспертом прямого эфира стал директор Центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Борис Илюхин.

РБК: Борис Валентинович, нужно ли нам ориентироваться на оценку Всемирного банка будущих потерь в зарплатах российских пока еще школьников?

Борис Илюхин: Эта оценка Всемирного банка не столько относится к российским школьникам, сколько это исследование, которое показывало вообще потери от прекращения образования любого человека в мире. По-моему, оно было сделано для американского рынка.

РБК: Всемирный банк предполагает, что дистанционка отразится на будущих результатах тестирования по стандартам PISA. Если посмотреть на результаты этих тестов российских школьников (с 2000 года они проводятся), и без дистанционки они периодически ухудшаются, результат у нас волнообразный. Почему?

Борис Илюхин: Если Вы говорите о международных сравнительных исследованиях, то эти исследования показывают в основном влияние образовательной политики на качество образования. На самом деле очень много факторов: и школьная программа, и работа с семьями. Факторов, влияющих  на образовательные достижения очень много и они очень  разные. Опять же, говоря  о том, что в России немного ухудшилось, немного улучшилось, в пределах двух – трех мест на 150 стран - это не очень большие изменения. Хотя, конечно же, их принимают во внимание, их пытаются изменить, мир не стоит на месте и системы образования развиваются.

РБК: Эксперты PISA включили Россию в 18 из 79 стран с устойчивым прогрессом качества образования. Вы наблюдаете прогресс?

Борис Илюхин: Вы знаете, я лично наблюдаю прогресс в образовании качества своего ребенка. Она учится лучше, чем мы, ее родители.  Наверное, действительно, подрастающее поколение оно другое, чем мы. У них другие цели, другие задачи. Я очень счастлив, что эксперты выделяют, что они учатся лучше.

РБК: В исследовании центра здоровья детей Минздрава России говорилось о том, что у 40% детей началась депрессия на дистанционном обучении, что тоже не может не влиять на качество образования. С детьми кто-то работает? Школьные психологи или это головная боль родителей и врачей, которым детей приводят?

Борис Илюхин: Знаете, я бы сказал, что это общая наша проблема, которую нужно решать всем миром. Действительно,  вот такая смена обстановки очень пагубно сказывается на детях. Роль родителей очень важная и роль школы тоже не нужно принижать! Многие школы пытаются что-то сделать, проводят какие-то онлайн кружки, занятия. Не забывайте, что во многих субъектах РФ занятия проводятся очно.

РБК: Пандемия увеличила уровень агрессии среди подростков или наоборот?

Борис Илюхин: Я не знаком с подобного рода исследованиями, сложно сказать о влиянии пандемии на буллинг, но то,  что он растет – это очевидно. Много внимания этому уделяется. А то, что в школе нужен один, а лучше два-три психолога – это совершенно точно! Один из факторов, влияющих на качество образование - это мотивация.  Мотивация - это в том числе и психология.

РБК: Не во всех школах есть психологи и те, которые есть, что с ними не так?

Борис Илюхин: Действительно, не в каждой школе есть психолог. И, к сожалению, история образования в России такая - те, кто есть, зачастую пришли работать в школу не от хорошей жизни. Конечно же, служба школьных  психологов нуждается и в реформе, и в укреплении.

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: