Новости

Эксперт ФИРО РАНХиГС Галина Резапкина: "Тема личностного самоопределения могла бы стать стержнем всего школьного образования"

Учебное пособие Г.В. Резапкиной «Профессиональное самоопределение. Личность. Профессия. Карьера» (Корпорация «Российский учебник», «Дрофа», 2020) включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования. О том, что отличает это издание от прежних профориентационных пособий, корреспондент сайта Президентской академии поговорил с научным сотрудником ФИРО РАНХиГС Галиной Резапкиной.

 – Галина Владимировна, что побудило вас написать книгу, помогающую детям понять себя и правильно выбрать профессию? 

– Это моя двадцатая книга о выборе профессии. Вопросами профессионального самоопределения детей и подростков занимаюсь почти тридцать лет, половину своей жизни. У меня за спиной хорошая школа – работа в Московском областном центре профориентации. Пройдены все ступени горизонтальной карьеры – от стажера до директора этого центра. Мне кажется, я понимаю, почему прежняя система помощи младшему поколению в поиске себя была неэффективна. Сегодня, когда профориентация в очередной раз объявлена приоритетным направлением сферы образования, очень важно сойти с порочного круга и не повторять вчерашние ошибки.  

– В чем, на ваш взгляд, причины низкой результативности прежней профориентационной работы?

– Наша профориентация сводится к замечательной формуле «могу – хочу – надо». Ее обычно изображают в виде трех окружностей и говорят детям, что эти окружности должны совпадать. В теории. На практике эта красивая модель не работает: «хочется» одно, «можется» другое, а «надо» – третье. Модель была разработана за рубежом в начале ХХ века на основе протестантской этики. Механически перенесенная в другую культурно-историческую среду, она перестала работать. Почему? Понятно: под ней нет прочного ценностного фундамента – основы любой деятельности.

– Фундамент – это замечательно. Но кто и как будет его возводить, учитывая, что этика протестантизма не совпадает с канонами общества, в котором мы живем?  

– Фундамент ценностей закладывается в раннем возрасте в семье. Когда ребенок видит, что родители честно делают свое дело, любят свою работу. Потом – в школе, когда воспитываются качества, необходимые в любой профессии. Трудолюбие, ответственность, уважение к другому.  Важно, чтобы семейное и школьное трудовое воспитание поддерживали друг друга на протяжении всего школьного курса. Только в этом случае у ребенка будет формироваться целостная, непротиворечивая картина мира труда и профессий. Если же мы начинаем говорить с подростком на эти темы только в старших классах, то строим здание профориентации, начиная с крыши. Без фундамента и этажей.

Поэтому хорошо, что первые уроки по предмету «Технология» начинаются в пятом классе. Со временем в каждый учебник по технологии будет включен профориентационный модуль. К 8 – 9 классу накапливается приличный объем информации. Поэтому содержание нашего учебника «Личность. Профессия. Карьера» ляжет на подготовленную почву.

– Что отличает его от других пособий, посвященных профориентации? 

– Главное для подростка он сам, с его проблемами и переживаниями. Слово «личность» стоит в названии учебника на первом месте неслучайно. Мы вроде бы говорим на уроке о профессиональных интересах и склонностях, способностях. А на самом деле – о каждом. От личности – мостик к профессии, от профессии – к карьере. Осознанный и реалистичный выбор области деятельности после девятого класса – не цель, а результат.

Много лет занимаясь данной темой, вижу, с каким удивлением и радостью они подхватывают разговор на чисто, казалось бы, философские темы. Хотя на самом деле это все очень конкретно и понятно. В учебнике много практических заданий, мудрых притч, примеров и мыслей людей, достигших вершин профессионального мастерства. Заданий для работы в группах, для острых дискуссий.

– «Позорно, ничего не знача, / Быть притчей на устах у всех» – эти строчки из Бориса Пастернака предваряют главу «Творческие способности» в вашем учебнике. Вы думаете, что поэзия может поменять людей, их личные картины мира?  

– Эти стихи я вспоминаю всякий раз, когда вижу на телеэкране людей определенного типа, читаю новостные заголовки о событиях, происходящих с ними, смотрю в социальных сетях посты о том, что человек съел на завтрак… Они действительно думают, что кому-то интересны? Если раньше «демонстративное поведение» было всего лишь одной из не самых приятных черт характера, то теперь, как вы знаете, оно признано психическим расстройством.  

Нет, я не стремлюсь поменять чью-то картину мира. Скорее, это попытка с помощью слова раскрыть ценности, отличные от тех, которые сегодня так агрессивно навязываются.  

Учебник «Профессиональное самоопределение. Личность. Профессия. Карьера» можно рассматривать как инструмент решения этих задач. Если угодно — кирпичик в ценностный фундамент, без которого не состоится ни «хороший человек» (а это, как утверждали Илья Ильф с Евгением Петровым, не профессия), ни мастер золотые руки. 

Но возможности одной предметной области ограничены. На мой взгляд, в школьной программе нет самого главного предмета – «Самоопределение». Эта тема размыта по разным областям –  обществознанию, технологии, психологии, жизненным навыкам... А она могла бы стать стержнем всего школьного образования.

 

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: