Новости

Результаты работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, представили в ФИРО РАНХиГС

Экспертный семинар на тему «Анализ результатов экспертного обследования эффективности процессов внедрения моделей построения образовательных траекторий в сфере дополнительного образования, обеспечивающих социальную самореализацию и профессиональное самоопределение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» состоялся 18 ноября 2020 года в Федеральном институте развития образования (ФИРО) Президентской академии.

Советник Минпросвещения России Светлана Осокина отметила, что по итогам реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» НП «Образование» охват детей в возрасте от 5 до 18 лет должен к 2024 году составить 80%. Речь идет в том числе и о школьниках, находящихся в трудной жизненной ситуации. «Это особая, наиболее уязвимая категория детей, для которой необходимо создать условия освоения программ дополнительного образования различных направленностей», – подчеркнула она. За два года осуществления проекта разработаны модели по самореализации и профессиональному самоопределению таких ребят. Их апробация успешно завершается. В министерстве отмечают, что к проекту подключилось более 100 организаций-партнеров, выразивших желание сотрудничать с проектными командами в регионах. Следующий шаг – распространить накопленный в проекте опыт не только в регионах, где проходила апробация. «Самое важное тиражировать в субъекты РФ лучшие практики поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации», – акцентировала спикер.

Если бы регионы не приняли за основу те материалы, которые были подготовлены в течение первого этапа проекта, последний мог бы оказаться в зоне риска. «Но мы постоянно получали обратную связь... Я думаю, правильно была поставлена задача со стороны министерства просвещения. Именно средствами системы дополнительного образования через вторую половину дня и внеурочную деятельность можно и нужно решать проблемы детей, оказавшихся в непростой ситуации», – подключилась к разговору директор центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС Наталья Тарасова.

Одна из уникальных особенностей проекта (подробно мы рассказывали о нем здесь) в том, что его организаторы дали возможность регионам самим определиться с целевой аудиторией и другими условиями участия. В результате на сегодняшний день 28% состава проекта представляют дети, проживающие в малоимущих семьях, а пятую часть – подростки с отклонениями в поведении, которые состоят на различных учетах в Комиссии по делам несовершеннолетних. Это очень серьезная цифра, считает выступившая модератором мероприятия ведущий научный сотрудник НИЦ социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС, руководитель проекта Ирина Попова.

Она привела популярное у педагогов изречение: «Ребенок зол и недисциплинирован, если он страдает». А страдает он оттого, что не включен в нужное и полезное дело. Соответственно, каждый пятый юный участник проекта был охвачен особым вниманием и вовлечен в профилактическую работу с целью минимизировать или совсем исключить его противоправное поведение.     

Подавляющая часть детской аудитории проекта относится к основной ступени школы. Однако по мнению спикера, «многие взрослые интуитивно чувствуют, что охватывать учеников педагогической поддержкой нужно уже в младших классах».   

Тест цветовых предпочтений М. Люшера показал, что около 67% воспитанников обнаруживают удовлетворительное эмоциональное состояние, каждый третий – неудовлетворительное, а 5% – признаки стресса, кризисного состояния.

«Наша методика была направлена на то, чтобы выявить потребности детей в самореализации. Оказалось, что «максимум» их интересов приходится на область радиотехники, спорт и военное дело (в пределах 15%), предпринимательство (10%)», – сообщила Ирина Попова, указав, что в рамках проекта было разработано 9 видеофильмов, 20 буклетов, 14 методических материалов и пособий.  

Обращаясь к участникам семинара, федеральный эксперт проекта, профессор Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ» Ирина Демакова выразила убеждение, что сегодня требуется другая педагогическая деятельность. «Важно не только провести это занятие. Что называется, занять время ребенка пением или рисованием. Но важнее намного брать такие немыслимые вершины педагогической деятельности, которые получили название «фасилитация». Оно возникло от французского глагола «облегчать», – пояснила педагог.  

Это на самом деле сочетание пяти искусств. Искусства уважения ребенка (как писал Януш Корчак: «Уважайте ребенка хотя бы за то, что он появился на этом белом свете»), самого сложного из искусств – искусства понимания, искусства помощи и поддержки (по Олегу Газману). Но все эти искусства будут только тогда нами освоены, когда мы научимся искусству быть самими собой.

Осмысляя двухлетнюю эволюцию федерального проекта в 10 регионах, она остановилась на понятиях «педагогические результаты», «гуманизация  сферы детства», «социальный эффект» инноваций.  

Психолог Екатерина Болдырева и директор МБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» (г. Воронеж) Татьяна Фалькович представили опыт работы в рамках комплексной психолого-педагогической программы «Стратегия твоего успеха». По мнению руководителя детского центра, в будущем было бы интересно продолжить этот проект с самыми маленькими детьми. Когда мотивированный малыш идет в школу, то там в мастерских и студиях дополнительного образования научается трудиться сам. «Мы смогли у себя сохранить систему психологов, педагогов. Потому что многие исследования и собственные наблюдения показали: ребенок шел прежде всего на человека, а потом его увлекал образовательный процесс», — заключила эксперт.  

НА СТРАНИЦУ ЭКСПЕРТНОГО СЕМИНАРА...

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: