Новости

Комплексное сопровождение лиц с РАС обсуждают на конференции в ФИРО РАНХиГС

Ведущие российские ученые-исследователи, эксперты, специалисты принимают участие во Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра», которая проходит 19 – 20 ноября 2020 года в Федеральном институте развития образования.

Начальник отдела дошкольного образования Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Наталья Костюк отметила, что тема сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС) обсуждается на всех уровнях. К сожалению, число детей с такими нарушениями растет во всем мире. При том, что расстройство до сих пор плохо изучено, к этой проблеме стали более внимательно относиться не только специалисты, но и люди, которые занимаются сопровождением таких ребят непосредственно в бытовых условиях и в рамках образовательной деятельности.

Сегодня к данной работе привлекаются благотворительные фонды, общественные организации. Подчеркнув важность наработок, которые обобщаются в рамках конференции, представитель министерства выразила надежду на то, что последние станут достоянием всех заинтересованных практиков и теоретиков.

Современным концепциям аутизма и их значению для развития практики помощи лицам с РАС посвятил свое выступление известный ученый, один из инициаторов конференции, ведущий научный сотрудник ФИРО РАНХиГС Сергей Морозов.

Ни у кого не вызывает сомнений, что примерно на 90% аутизм обусловлен генетически. Но дальше начинаются многочисленные вопросы. Эксперт подчеркнул, что подавляющее большинство ребят с РАС параллельно имеют другие хронические заболевания. Причем наиболее часто встречаются интеллектуальная недостаточность, речевые нарушения, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

За последние 25 – 30 лет частота встречаемости аутизма выросла в десятки раз. В некоторых штатах США каждый 50-й ребенок страдает этим недугом. «Это слишком много. И понятно, что об эпидемии аутизма как-то не очень хочется говорить», – отметил Морозов.   

С его точки зрения, естественная классификация аутистических явлений должна основываться на этиопатогенетическом принципе. «Сотрудниками нашего института была разработана такая классификация, она опубликована. Мы выдвигаем здесь варианты аутизма, которые связаны с поражением структур тонического блока мозга в разные сроки. Во-вторых, рассматриваем аутизм как проявление адаптации к неспецифическим органическим поражениям, к крайней депривации и, возможно, к соматической патологии. Ну и наконец, как способ адаптации к превышению допустимого информационного порога», – рассказал ученый.

На необходимости следовать принципам вариативности образования при РАС сделал акцент директор Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения (Псков), руководитель Федерального ресурсного центра по развитию образования детей с интеллектуальной недостаточностью и тяжелыми множественными нарушениями развития Андрей Царев.  

Когда мы говорим об образовании детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, в том числе когнитивной сферы, важно ориентировать эту работу на развитие способностей и компетенций, направленных на решение жизненных задач. И в меньшей степени – на формирование академических компонентов, которые связаны с такими процессами как анализ – синтез. Поскольку последние, как правило, недоступны или труднодоступны для особенных детей, отметил спикер. 

Методологические и методические аспекты комплексного сопровождения лиц с РАС рассмотрел во втором докладе доцент научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС Сергей Морозов.

В общем виде практической целью сопровождения лиц с РАС следует признать максимально возможный уровень их социальной адаптации, самостоятельности и независимости, качества жизни. Но что означает «максимально возможный»? От чего отталкиваться, с чем сравнивать? «Если соотносить с типичным развитием, то по каким показателям? Если по всем, то из этого заведомо ничего не получится», – предупредил эксперт.

Остановившись на кадровой проблеме, директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС Артур Хаустов отметил существенный рост численности обучающихся с РАС в России. Только в период с 2017 по 2019 годы их контингент в 83 регионах расширился с 14, 5 тысяч до 23 тысяч человек. «С моей точки зрения, все больше таких ребят включаются в систему общего образования. И включаются не стихийно, как это было раньше, а осознанно», – считает участник онлайн конференции. 

По сравнению с прошлыми годами все большему количеству подростков оказывается помощь самых разных специалистов. Но вместе с тем мы отлично видим, что, например, тьюторское сопровождение доступно абсолютному меньшинству детей с аутизмом. На данный момент это всего 13% ребят. «Проблема не только в числовых показателях, но и в качестве предоставляемой помощи», – добавил Хаустов, пояснив, что по данным Минпросвещения России, 21 000 педагогических работников различных специальностей нуждаются в повышении квалификации.  

Спикер проиллюстрировал рассказ о деятельности руководимой им организации вариантами программ индивидуальной коррекционной работы, которые используют его коллеги по ФРЦ. «Такие программы с четко прописанными целями сопровождения являются ядром, скелетом всей работы. Каждый специалист, опираясь на них, свободно ориентируется в том, над чем конкретно работает», – сказал он.

По словам научного сотрудника ФИРО РАНХиГС Светланы Морозовой, там, где речь идет о психолого-педагогическом сопровождении ребенка с РАС, вряд ли коррекционная помощь будет полезной, если в семье не поддерживают то, что делают специалисты.

В нашей стране существует множество как некоммерческих общественных, так и частных организаций, которые осуществляют коррекционную работу при РАС. Обобщая данный опыт, эксперт перечислила основные формы содержательного взаимодействия родителей и специалистов. Это психологическое консультирование родителей; сотрудничество непосредственно в рамках коррекционного сопровождения ребенка; группа психологической поддержки; информационная поддержка (включая проведение лекций, семинаров, дискуссий); детско-родительские группы, где занимаются дети вместе с родителями под руководством мастеров и пр.  

Второй день мероприятия проходит в рамках двух малых конференций: «Дошкольное образование детей с РАС в РФ: проблемы и возможные пути их решения» и «Начальное общее образование детей с РАС: предварительные итоги внедрения».

К МАТЕРИАЛАМ КОНФЕРЕНЦИИ...

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: