Вопрос-ответ: дошкольное образование
Коррекционное и инклюзивное образование
О ПООП для детей с ОВЗ
Вопрос. Необходимо ли разрабатывать к 1 сентября адаптированную программу для детей с ОВЗ? У нас 7 групп компенсирующей направленности. Если да, то где взять примерную, как для школ? Хотя бы, какова её правильная структура?
Ответ. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. п.2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.Таким образом, образовательная деятельность в группах компенсирующей направленности осуществляется по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее - АООП). При разработке АООП необходимо предусмотреть и обосновать строго определенные варианты и формы организации образования каждой категории дошкольников с ОВЗ (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с ЗПР, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра,) в целях максимальной реализации их реабилитационного потенциала к моменту поступления в школу. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу III пункта 3.2.7. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249)
Содержание АООП разрабатывается в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, с учетом ПООП дошкольного образования, использованием комплексных программ, специальных программ обучения и воспитания детей с ОВЗ, парциальных программ и др. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу II пункта 2.2. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249).
Структура АООП также как и ПООП дошкольного образования включает целевой, содержательный и организационный разделы.
При разработке АООП дошкольной образовательной организации рекомендуется брать во внимание АООП обучающихся с ОВЗ соответствующей категории. Это важно для осуществления преемственности с НОО (в случае если ребенок будет продолжать обучение по такой программе). (Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Статья 63. Общее образование. п.1. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными).
Вопрос. В навигаторе образовательных программ дошкольного образования нет программы для детей с ЗПР. Какие образовательные программы можно использовать для разработки рабочей программы учителя-дефектолога, работающего на группе детей с ЗПР?
Ответ. Рабочая программа учителя-дефектолога, работающего в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР, разрабатывается в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой дошкольной образовательной организации, содержание которой могло быть разработано с использованием программ:Баряева Л.Б., Вечканова И.Г., Гаврилушкина О.П. и др. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития / Под ред. Баряевой Л.Б., Логиновой Е.А. - СПб, 2010.
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / Под ред. Шевченко С.Г. - М., 2004.
Вопрос. В навигатор образовательных программ дошкольного образования не вошла «Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой, по которой работали учителя-логопеды групп для детей с ТНР. Какими программами теперь (сейчас) можно руководствоваться для разработки рабочей программы учителя-логопеда группы для детей с ТНР?
Ответ. Рабочая программа учителя-логопеда, работающего в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, разрабатывается в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой дошкольной образовательной организации, содержание которой могло быть разработано с использованием следующих программ:Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. Сост. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. - М.: Издательство "Просвещение", 2010.
Нищева Н. В.: Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет).- СПб.: Детство-Пресс, 2006.
Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7) в соответствии с ФГТ. - СПб.: Детство-Пресс", 2012.
Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. - СПб.: Детство-Пресс, 2006 и др.
О коррекционной работе с детьми с ОВЗ и детьми –инвалидами в рамках реализации ООП ДО
Вопрос. Скажите, пожалуйста, нужно ли в Программу включать раздел "Коррекционная и инклюзивная педагогика", если в ДОУ нет детей с ОВЗ? А если придут дети с ОВЗ, то что потом? Делать приложение к Программе?
Ответ: Согласно ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. п.2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу III пункта 3.2.7. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249).АООП дошкольной образовательной организации разрабатывается в том случае, если такие дети есть.
Вопрос. Добрый день! У нас в детском саду закрыли логопедический пункт. Вместо него, согласно приказа заведующего, организовали комбинированные группы для детей с ТНР. Родители детей прошли ПМПК. Логопедические заключения детей - ФФН и ОНР. Вопрос: АОП пишется одна на всех детей или на каждого ребенка? И нужен ли образовательный маршрут для каждого или достаточно иметь план работы специалистов конкретно для ребенка?
Ответ. Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ограниченными возможностями здоровья разрабатывает ПМПК (см. Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование. Выпуск 3. Методическое пособие. М. : Центр «Школьная книга». 2010).При разработке АООП необходимо предусмотреть и обосновать строго определенные варианты и формы организации образования каждой категории дошкольников с ОВЗ. В Вашем случае – это разные образовательные программы: для детей с ФФН и для детей с ОНР. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу III пункта 3.2.7. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249).
Вопрос. В ходе разработки ООП нашего ДОУ возник вопрос: какой раздел добавить в программу, если у нас есть ребёнок-инвалид (отдельно адаптированную программу для ребёнка-инвалида теперь разрабатывать не нужно), но по его индивидуальной карте реабилитации по всем её разделам, кроме мероприятий медицинской реабилитации со стороны Управления здравоохранения Липецкой области, нет никаких рекомендаций, т.е. в разделе мероприятий психолого-педагогической реабилитации в рекомендациях по условиям организации обучения не нуждается, в психологической помощи со стороны ДОУ не нуждается. И так по всем разделам этой карты. Как проступить в этом случае?
Ответ. Согласно тексту этого письма образование данного ребенка должно осуществляться по ООП дошкольной образовательной организации с учетом медицинских показаний.
Вопрос. Подскажите, пожалуйста, как написать адаптированную программу для ребенка инвалида 5 группы здоровья. Диагноз: дизэритропатическая анемия, отклонений нет, только освобождение. Заранее вам благодарны.
Вопрос. Здравствуйте, в одном из детских садов нашего района реализуется логопедическая программа Н.В. Нищевой для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Также используются рабочие тетради О.С.Гомзяк "Говорим правильно", но они не относятся к учебно-методическому комплекту программы Нищевой Н.В. Можем ли мы указывать рабочие тетради О.С.Гомзяк "Говорим правильно" в организационном разделе ООП ДО.
Ответ. Можете. Содержание АООП разрабатывается в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования с учетом ПООП дошкольного образования, с использованием комплексных программ, специальных программ обучения и воспитания детей с ОВЗ, парциальных программ и др. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу II пункта 2.2. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249).
Вопрос. Наше образовательное учреждение реализует ООП с учётом программы «Детство», имеется одна группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР и ОНР. Подскажите, пожалуйста, должны ли мы, реализуя программу Н.В.Нищевой в группе компенсирующей направленности, вести образовательную деятельность по лексическим темам автора или мы можем по общему тематическому планированию ДОУ. Не будет ли это нарушением?
Ответ. Согласно ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. п.2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу III пункта 3.2.7. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249)Содержание АООП разрабатывается в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования с учетом ПООП дошкольного образования, с использованием комплексных программ (в том числе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой), специальных программ обучения и воспитания детей с ОВЗ, парциальных программ и др. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу II пункта 2.2. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249).
Однако для детей с ЗПР должна быть разработана своя АООП с учетом особых образовательных потребностей этой категории детей, особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей в целях максимальной реализации их реабилитационного потенциала к моменту поступления в школу.
Изменение календарно-тематического планирования возможно в случае, если это . не нарушает процесс реализации целей и задач АООП ДОО.
Вопрос. Анализируя нормативные документы, касающиеся разработки ООП ДО в группах компенсирующей и комбинированной направленности, пришли к определенным выводам. Есть ли в нижеуказанных тезисах ошибки?
- В группе компенсирующей направленности разрабатывается адаптированная основная образовательная программа (АООП ДО). Требования к ее объему и структуре совпадают с требования ФГОС ДО к объему и структуре ООП ДО.
Раздел программы «Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции» может включать в себя следующую информацию:
- механизм адаптации/интеграции авторских вариативных программ/парциальных программ, например:
- адаптация авторской программы Нищевой Н.В. под условия ДОО;
- замещение образовательной области «речевое развитие» авторской программы «От рождения до школы» под. ред. Веракса Н.Е. парциальной программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Филичевой Т.Б., Тумановой Т.В., Чиркиной Г.В.);
- алгоритм выявления и сопровождения детей, нуждающихся в осуществлении коррекции (деятельность ПМПк); алгоритм комплектования групп;
- особенности проведения психологической и педагогической диагностики с детьми с ОВЗ (длительность, кратность, методики, способы фиксации, место хранения и т.д.);
- особенности планирования образовательной деятельности (механизм привлечения детей и родителей к планированию, определение тем и т.д.)
- В группе комбинированной направленности реализуется ООП ДО (для основной группы детей, не имеющих нарушения в развитии), а также адаптированная образовательная программа (АОП) (для ребенка с ОВЗ).
Структура АОП утверждается ДОО, исходя из профессиональных предпочтений специалистов. АОП (по количеству детей) являются приложением к ООП ДО. В разделе «Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции» ООП ДО может указываться:
- алгоритм выявления и сопровождения детей, нуждающихся в осуществлении коррекции (деятельность ПМПк); алгоритм комплектования групп;
- алгоритм разработки адаптированной образовательной программы (АОП) для детей с ОВЗ;
- особенности проведения психологической и педагогической диагностики с детьми с ОВЗ (длительность, кратность, методики, способы фиксации, место хранения и т.д.);
- особенности планирования образовательной деятельности (механизм привлечения детей и родителей к планированию, определение тем и т.д.)
- В группах общеразвивающей направленности в разделе «Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции» может указываться:
- алгоритм выявления и сопровождения детей, нуждающихся в осуществлении коррекции (деятельность ПМПк).
Ответ.
- В группе компенсирующей направленности разрабатывается адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП ДО). Требования к ее объему и структуре совпадают с требования ФГОС ДО к объему и структуре ООП ДО.
Да это так.
Раздел программы «Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции» может включать в себя следующую информацию:
Здесь по всей видимости идет речь о разделе «Программа коррекционной работы».
- механизм адаптации/интеграции авторских вариативных программ/парциальных программ, например:
- адаптация авторской программы Нищевой Н.В. под условия ДОО;
- замещение образовательной области «речевое развитие» авторской программы «От рождения до школы» под. ред. Веракса Н.Е. парциальной программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Филичевой Т.Б., Тумановой Т.В., Чиркиной Г.В.);
Это должно быть прописано в пояснительной записке АООП.
- алгоритм выявления и сопровождения детей, нуждающихся в осуществлении коррекции (деятельность ПМПк); алгоритм комплектования групп;
Это отражается в разделе «Программа коррекционной работы».
- особенности проведения психологической и педагогической диагностики с детьми с ОВЗ (длительность, кратность, методики, способы фиксации, место хранения и т.д.);
Это описывается в разделе «Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе».
- особенности планирования образовательной деятельности (механизм привлечения детей и родителей к планированию, определение тем и т.д.)
Это отражается в разделе «Планирование образовательной деятельности»
- В группе комбинированной направленности реализуется ООП ДО (для основной группы детей, не имеющих нарушения в развитии), а также адаптированная образовательная программа (АОП) (для ребенка с ОВЗ).
Согласно ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. п.2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу III пункта 3.2.7. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249)
Структура АОП утверждается ДОО, исходя из профессиональных предпочтений специалистов. АОП (по количеству детей) являются приложением к ООП ДО. В разделе «Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции» ООП ДО может указываться:
Для детей с ОВЗ, посещающих группу комбинированной направленности разрабатывается АООП ДОО.
- алгоритм выявления и сопровождения детей, нуждающихся в осуществлении коррекции (деятельность ПМПк); алгоритм комплектования групп;
- алгоритм разработки адаптированной образовательной программы (АОП) для детей с ОВЗ;
- особенности проведения психологической и педагогической диагностики с детьми с ОВЗ (длительность, кратность, методики, способы фиксации, место хранения и т.д.);
- особенности планирования образовательной деятельности (механизм привлечения детей и родителей к планированию, определение тем и т.д.)
- В группах общеразвивающей направленности в разделе «Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции» может указываться:
- алгоритм выявления и сопровождения детей, нуждающихся в осуществлении коррекции (деятельность ПМПк).
Рекомендации См. выше.
Вопрос. Разъясните, пожалуйста, на примере: В дошкольной образовательной организации функционируют группы общеразвивающей направленности и группы компенсирующей направленности (для детей с нарушением речи). Необходимо ли разрабатывать образовательную программу для групп общеразвивающей направленности отдельно, а для групп компенсирующей направленности - адаптированную образовательную программу ( согласно ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 -ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")? Или в дошкольной организации должна быть только образовательная программа дошкольного образования, в которой, согласно Приказа от 17.10.2013 г. № 1155, включено содержание коррекционной работы?
Ответ. Согласно ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. п.2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу III пункта 3.2.7. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249)
Таким образом, для групп компенсирующей направленности разрабатывается АООП дошкольной образовательной организации.
Вопрос. Нужно ли утверждать руководителем учреждения авторские программы для работы с детьми с ОВЗ?
Ответ. Согласно ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Статья 12. п.6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.
О создании систем инклюзивного образования детей-инвалидов
Вопрос. 1. Может ли ребенок, имеющий статус - инвалид (справка МСЭ) иметь и статус ОВЗ (заключение городской ПМПК на обучение по адаптированной образовательной программе)?
Ответ. Да может. Детьми-инвалидами могут быть признаны, например глухие дети, дети с тяжелыми нарушениями зрения, детским церебральным параличом, со сложной структурой нарушений и др.
Вопрос. 1. В детском саду действуют группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. В группе осуществляют образовательную деятельность 2 воспитателя и учитель-логопед. В связи с нехваткой мест в дошкольных учреждениях планируем переоформить группы компенсирующей направленности в группы комбинированной направленности. В уставе учреждения прописаны все варианты. В связи с этим несколько вопросов:
- как правильно оформить переименование групп, какие НЛА должны быть разработаны?
- размер субвенций на ребенка ОВЗ компенсирующей группы и комбинированной одинаковый или различается?
- правомочно ли будет оставить ставку учителя-логопеда в группе комбинированной направленности, предположим, если ее будут посещать 16 детей ОВЗ и 10 здоровых?
- режим рабочего времени воспитателя группы комбинированной направленности - 5 часов в день и отпуск 56 дней или что-то изменится?
Ответ.
- как правильно оформить переименование групп, какие НЛА должны быть разработаны?
Вопрос к органам управления образованием и др.
- размер субвенций на ребенка ОВЗ компенсирующей группы и комбинированной одинаковый или различается?
Вопрос к органам управления образованием и др.
Вопрос: правомочно ли будет оставить ставку учителя-логопеда в группе комбинированной направленности, предположим, если ее будут посещать 16 детей ОВЗ и 10 здоровых?
Ответ: В группе комбинированной направленности не может быть такого количества детей с ОВЗ. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу III пункта 3.2.4. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249) п. 1.12. В дошкольных образовательных организациях организация групп комбинированной направленности, реализующих совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями, осуществляется в соответствии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.
Рекомендуемое количество детей в группах комбинированной направленности:
а) до 3 лет — не более 10 детей, в том числе не более 3 детей ограниченными возможностями здоровья;
б) старше 3 лет — не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом;
не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;
- не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.
Соответственно этим показателям устанавливается ставка учителя-логопеда.
Вопрос: режим рабочего времени воспитателя группы комбинированной направленности - 5 часов в день и отпуск 56дней или что-то изменится?
Ответ: Данных по изменению в этом плане нет.
О психолого-педагогической диагностике для выявления особых образовательных потребностей детей
Вопрос. Попадает ли диагностика, проводимая учителем-логопедом и учителем-дефектологом под определение «психологическая диагностика»?
Ответ. Учитель-логопед и учитель-дефектолог осуществляют педагогическую и психолого-педагогическую диагностику. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу III пункта 3.2.3. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249).
Вопрос. Диагностика, проводимая специалистами ДОО (музыкальный руководитель, инструктор по ФК) является диагностикой «педагогической» или «психологической»?
Ответ. Музыкальный руководитель, инструктор по ФК осуществляют педагогическую диагностику. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу III пункта 3.2.3. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249).
Вопрос. Должен ли в каждой ДОО функционировать ПМПк? Если да, то каким образом осуществляется деятельность по выявлению детей, нуждающихся в определении дальнейшего маршрута развития, в ДОО, которые не имеют в своем штате педагога-психолога, учителя-логопеда (учителя-дефектолога)?
Ответ. См. Положение «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения» (в соответствии с Письмом Минобрнауки РФ от 27.03.2000 №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»1. ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.
- ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов.