Сближение высшего и общего образования

 

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным, в том числе с точки зрения РАНХиГС. Нам необходимы выпускники школ, не просто успешно сдавшие ЕГЭ. Мы ждем выпускников готовых к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способных практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых употребляются понятия “ключевые компетенции”.  

            Основная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Реализация компетентностного подхода является важным условием повышения качества образования. По мнению современных школьных и академических педагогов, само приобретение ключевых компетенций дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.

           Сегодня в высшем образовании особенно остро стоит задача добиться качественных изменений в подготовке студентов, и будущих специалистов, а это возможно только при качественной подготовке школьников, в том числе в части формирования ключевых компетенций. В этой связи возникает необходимость сравнения и сопоставления содержания и методов оценки ключевых компетенций, используемых в системе общего и высшего образования.

           РАНХиГС силами различных структурных подразделений на протяжении уже нескольких лет успешно реализует проекты, направленные на сближение систем общего и высшего образования в части формирования ключевых компетенций.

В 2018 году РАНХиГС, на фоне присоединения ФИРО, принимает решение о создании Центра компетенций по развитию общего образования, ключевой задачей деятельности которого станет разработка Модели профильного класса РАНХиГС для общеобразовательных школ РФ с учетом успешного опыта организации проекта Профильный класс и ресурсного потенциала РАНХиГС и ФИРО.

В апробации новой модели «Профильный класс» в 2017 году приняло участие 7 школ города Москвы.

90 учителей – предметников гуманитарного блока (история, обществознание, русский и иностранные языки, литература) прошли обучение по программе повышения квалификации по формированию ключевых компетенций учащихся, а также совместно с экспертами Института общественных наук приняли участие в разработке единых для школы и Института критериев по оценке ключевых компетенций. Все это позволило организовать и провести в школах пилотные версии таких оценочных процедур как аргументированное эссе, дебаты, проектная и исследовательская деятельность, а Академии организовать такие конкурсные мероприятия как конкурс эссе «Мыслить критически», конкурс проектных и исследовательских работ «Большое будущее».

Более 200 учащихся профильного класса.

Успешный опыт апробации модели «Профильный класс», повышенный интерес со стороны общеобразовательных организаций, ресурсный потенциал Академии и ФИРО позволили сформировать условия для создания единой общеакадемической системы по взаимодействию с общеобразовательными организациями, где центральным звеном должна стать система академического оценивания ключевых компетенций.