Анонсы

Международная научно-практическая конференция «Профессиональные компетенции учителя в условиях цифровой трансформации образования»

28 октября Центр социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС  провел Международную научно-практическую конференцию «Профессиональные компетенции учителя в условиях цифровой трансформации образования».

Конференция проходила в двух форматах: пленарное заседание, профильные секции – онлайн; мастер-классы – на базе МБОУ СОШ № 43 имени Героя РФ В.Д.  Нужного (г. Ставрополь).

В рамках мероприятия обсуждались теоретические и практические подходы к формированию моделей наставничества и развитию профессиональных компетенций учителя, обеспечивающих эффективность педагогической деятельности в условиях современной цифровой образовательной среды. Смысловым ориентиром в обсуждении вопросов конференции явились изменения, происходящие в условиях, содержании, формах организации педагогической деятельности и компетенциях учителя, которые детерминированы процессами цифровизации социальной и экономической сфер жизни общества.

В конференции приняли участие коллеги из Республики Армении, Республики Узбекистан, Республики Беларусь, Республики Казахстан, ЛНР и ДНР, зарубежные эксперты Германии и Египта, а также представители из 67 субъектов Российской Федерации.

Структуры общего образования были представлены средними школами, школами-интернатами, специальными (коррекционными) школами, детско-юношескими спортивными школами, а также колледжами, техникумами и образовательными структурами сектора культуры.

На конференцию были поданы 17 постерных докладов и подготовлено 36 научных статей.

Модераторами конференции выступили:

  • Тарасова Наталья Владимировна, ФИРО РАНХиГС, Москва.
  • Сивакова Наталья Николаевна, МБОУ СОШ № 43 г. им. Героя РФ В.Д. Нужного, г. Ставрополь, Россия;
  • Пастухова Ирина Павловна, ФИРО РАНХиГС, Москва.
  • С приветствием к участникам конференции обратились:
  • Картушин Юрий Валентинович, заместитель директора по науке ФИРО РАНХиГС, Москва;
  • Диреганова Ангелина Владимировна, заместитель главы администрации города Ставрополя;
  • Черникова Елена Валерьевна, руководитель Международного детского медиапроекта «Детское Телевидение «Юная Планета», Образовательный центр «Родник», г. Хургада, Египет.
  • На пленарном заседании были заслушаны доклады:

“ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ” (Тищенко Алексей Сергеевич, старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС,  Москва). Докладчик рассказал о планах цифровой трансформации системы образования в соответствии с ФП «Цифровая образовательная среда», познакомил участников конференции с результатами социологического опроса учителей  об эффективности использования дистанционных форм и информационных технологий, планах и состоянии обеспечения доступа школ к скоростному Интернету, наличии компьютеров в государственных и частных школах, развитии электронного обучения и степени удовлетворенности им учителей. Особое внимание автор уделил чрезмерной нагрузке на учителей в условиях цифровизации и ее последствиям. 

-”УРОВНИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ” (Шапошникова Татьяна Леонидовна, профессор, зав.кафедрой физики ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», г. Краснодар). Анализ современных моделей и критериев наставничества позволил автору выделить и охарактеризовать семь его уровней как для отдельного наставника, так и для группы наставников (безусловно, в пределах единой образовательной мегасреды, являющейся результатом сетевого взаимодействия). Наличие разработанной математической модели уровней деятельности наставников позволило оценивать не только успешность региональной системы наставничества, но и оценивать эффективность социального партнёрства (сетевого взаимодействия) между организациями общего образования, учреждениями дополнительного образования педагогических работников и региональными органами управления образованием.

“ОЦЕНКА ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ КАК ЭЛЕМЕНТ АНАЛИЗА ПРОЦЕССОВ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ШКОЛЫ”(Тарасова Ксения Вадимовна, заместитель заведующего Лабораторией измерения новых конструктов и дизайна тестов ЦПИО НИУ ВШЭ, г. Москва) раскрыла в своем докладе содержание современных тенденций в формировании и оценке цифровых компетенций учащихся и учителей, представила компьютеризированный инструмент оценки с автоматической обратной связью, познакомила участников с результатами мониторинга сформированности ИК-компетентности в школах России (21 субъект РФ).

-” МЫШЛЕНИЕ В ЭПОХУ ИНТЕРНЕТА: ПОНИМАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПЕДАГОГАМИ И УЧАЩИМИСЯ” (Медведская Елена Ивановна, профессор кафедры социальной работы Брестского государственного университета имени А. С. Пушкина, г. Брест, Беларусь). В докладе представлены результаты сравнительного анализа понимания логических отношений представителями двух поколений интернет-пользователей: педагогов и учащихся. Также эксперт обозначила наличие определенных рисков деинтеллектуализации для пользователей интернет-технологий разных возрастов, что обусловливает актуальность идеи разработки новой междисциплинарной области исследований – цифровой психогигиены.     

-” ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ”  (Лавров Михаил Евгеньевич, директор ГПОАУ ЯО Ярославского педагогического колледжа, председатель Ассоциации педагогических колледжей России, г. Ярославль). Эксперт в своём докладе акцентировал внимание на  создании синергетической образовательной среды в образовательной организации, которая дает возможность развивать профессиональные компетенции будущих педагогов в условиях цифровой трансформации: разрабатывая собственные цифровые дидактические материалы и ресурсы, реализуя проектную деятельность и реверсивное наставничество, применяя на практике современное цифровое и электронное оборудование, вовлекая тем самым обучающихся в научно-исследовательскую деятельность и делая занятия технологичнее и интереснее.

-” РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА”(Погосян Лусине Мартуновна, заместитель декана по науке и международному сотрудничеству факультета начального образования  и Арутюнян Гаяне Нориковна, доцент кафедры педагогики, «Армянский Государственный Педагогический Университет им. Х. Абовяна», г. Ереван, Республика Армения). Содокладчики раскрыли необходимость развития цифровой компетентности студентов педагогического вуза, проанализировали   цифровые компетенции, составляющие основу для цифровой компетентности будущего учителя а результаты проведенного опроса среди студентов педагогического вуза, позволила докладчикам выявить степень развитости цифровых умений студентов и предложены пути решения данной проблемы.

“ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ”, (Пардаева Мехринисо Донияровна, проректор НИИ им. А.Авлони министерства народного образования РУз, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Эксперт рассказала о реформировании школьного образования в Республике, обозначив основные факторы, влияющие на качество результатов обучения, в частности профессионального развития учителей и их трансформации в эпоху цифровизации, предлагая учителям автоматизированные системы, облегчающие их труд и непрерывное развитие. 

“НАСТАВНИЧЕСТВО: ОТ ПЕРВОЙ ВСТРЕЧИ ДО ЭФФЕКТИВНОГО РЕЗУЛЬТАТА”, (Цифанова Ирина Владимировна, руководитель центра непрерывного повышения профессионального мастерства СКИРО ПК и ПРО, Председатель Ассоциации педагогов-наставников Ставропольского края). В рамках выступления была представлена реализацию модели наставничества в Ставропольском крае -от первых шагов до получения эффективного результата.

“54 SOFT SKILLS в цифре. УПРАВЛЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИЯМИ – НАВИГАТОР ОБРАЗОВАНИЯ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ”, (Кудрявцева – Хенчель Екатерина Львовна, научный руководитель международных сетевых лабораторий «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования» ФГАОУ ВО КФУ Германия – Россия). Эксперт представила цифровой профиль наставника на основе инструмента/системы КомПас, рассказала - как «собирать» цифровые компетентностные (soft) профили специалиста на примере педагогов.

“ШКОЛА УЧИТЕЛЬСКОГО РОСТА КАК МОДЕЛЬ КОЛЛЕКТИВНОГО НАСТАВНИЧЕСТВА”, (Репина Ольга Константиновна, научный руководитель Н(ч)ЭОУ «Гимназия им. В.В. Давыдова», директор центра компетенций АНО ДПО «Академия менеджмента»,  г. Набережные Челны).В докладе была представлена модель коллективного наставничества, когда наставником является не один человек, а творческая группа, коллектив. Предложенная модель вызвала у участников конференции большой интерес, когда творческие группы решают наставнические задачи, создаётся возможность профессионального роста педагога с опорой на его интересы и увлечения.

- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА В МБОУ СОШ №30Костина Ольга Александровна, к.филол.н., директор МБОУ СОШ № 30 г. Пятигорска, Ставропольский край, г. Пятигорск, Россия, обосновывала необходимость создания психолого-педагогических условий для осуществления модели наставничества на примере из опыта работы МБОУ СОШ №30: Это значит, что разработка и проведение психологического мониторинга диагностики позволяет выявить профессиональные затруднения в работе учителей и  построить индивидуальную траекторию развития учащихся, а также создать условия для адаптации молодых специалистов. Также на примере из опыта работы школы рассматривались особенности организации психологических диагностических исследований.

“ЦИФРОВАЯ ДИДАКТИКА: ДИСКУССИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ…”, (Тарасова Наталья Владимировна, директор НИЦ социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС; Пастухова Ирина Павловна, заместитель директора НИЦ социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС, Москва) Содокладчики в своем выступлении обозначили проблемы, возникшие в системе общего образования в условиях цифровой трансформации, наметили «поле» для  дискуссии в отношении таких современных понятий как «цифровая грамотность», «цифровая педагогика», «цифровое образование», «современная дидактика»,  «цифровая дидактика», «цифровая образовательная среда», «цифровой след», «цифровая трансформация образования» и др. Цифровая дидактика для учителей – это далекое будущее или реальность?

Далее обсуждение тематических направлений конференции продолжилось на профильных секциях и мастер-классах. Представители 6 образовательных организаций и аспиранты РАНХиГС представили свои доклады по направлению: «Наставничество: методология и пути решения» и Цифровизация образования.

Особый интерес на конференции вызвали мастер-классы. В течение пленарного заседания, профильных секций и мастер-классов было задано множество вопросов экспертам, участники активно включались в обсуждение заявленных тем. 

По завершении мероприятия  участники выразили ФИРО РАНХиГС признательность за приглашение и возможность пообщаться на профессиональные темы. Эксперты конференции выразили готовность к дальнейшему сотрудничеству.

Мероприятие было проведено в рамках выполнения государственного задания РАНХиГС на 2022 год по теме «Анализ процессов цифровой трансформации в системе общего образования».

Подробнее о мероприятии