Анонсы

Портфолио vs ЕГЭ: Как всё это понимать?

2 апреля в Медиа-лофте РАНХиГС на Пречистенке состоялось третье заседание Дискуссионного клуба Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС и интернет-издания «Мел» по вопросам образовательной тематики. Тема экспертной дискуссии: «Портфолио vs ЕГЭ: как все это понимать?»

Ещё в 2012 г. по поручению Президента в РФ был создан механизм школьных портфолио, результаты которых могут учитываться при поступлении в вуз. В феврале нынешнего года мэр Москвы Сергей Собянин заявил о возможности замены ЕГЭ электронным портфолио. Он подчеркнул, что на сегодняшний день каждый школьник столицы благодаря электронному дневнику и библиотеке Московской электронной школы (МЭШ) создает индивидуальный электронный след, который отражает практически все аспекты его жизни в школе. Большие данные позволят обучающимся формировать личные портфолио. В них будут включены достижения учеников за весь период обучения в школе. В рамках дискуссионного клуба эксперты обсудили, готова ли к такому повороту система образования.


Мероприятие открыл директор ФИРО РАНХиГС Максим Дулинов. Он объяснил, что тема возникла с актуальностью портфолио в контексте единого государственного экзамена, а также тем, что в этом году отмечается десятилетие ЕГЭ.

Научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов пояснил, что на сегодняшний день ЕГЭ стал устаревать. По его мнению, в будущем во всех субъектах РФ должны будут располагаться центры сертификации, в которых учащиеся смогут получить сертификаты об уровне своих знаний и добавить их в свое портфолио.

«ЕГЭ – это процедура, которая закреплена законодательством и существует уже 19 лет. Она вполне решает те задачи, которые были поставлены перед единым государственным экзаменом», - рассказывает Игорь Круглинский, начальник Управления оценки качества общего образования Рособрнадзора. Он подчеркнул, что система ЕГЭ – «живая» и регулярно совершенствуется. Эксперт пояснил, что ЕГЭ – это внешний экзамен, который нужен для оценки качества подготовки в общеобразовательных организациях и отбора наиболее подготовленных абитуриентов в вузы.


Своим мнением о будущем электронных портфолио поделился ректор МГПУ Игорь Реморенко. В какой-то момент портфолио станет не менее важным, чем ЕГЭ, считает эксперт. «Портфолио начнется с того, что мы сможем делать в своем профессиональном сообществе, и постепенно оно дорастет и до других сфер», - объяснил Игорь Реморенко.


Директор Международной школы «Летово» Михаил Мокринский отметил, что электронное портфолио – это полезный инструмент для ребенка, так и для всей системы образования - при условии, что школа должна научится этим инструментом пользоваться.


На роль определения критериев портфолио обратил внимание директор Центра анализа образовательных данных ФИРО РАНХиГС Евгений Малеванов: «Контент портфолио, конечно, позволяет более широко оценить достижения школьников, но в случае, если показатели будут слишком вариативными, сложно будет ответить на вопрос- с какими конкретными результатами дети заканчивают школу».


В дискуссии также приняли участие директор МЦКО Павел Кузьмин, который обратил внимание собравшихся на создание высокого уровня защиты данных портфолио: «Портфолио может быть разнообразным, но только школьник (совместно с родителями) решает какую его часть можно открыть».

 

Подробнее о мероприятии