Анонсы

ФИРО РАНХиГС на ММСО-2019

События недели на ММСО-2019 дали возможность экспертам Федерального института развития образования встретиться на самых разных площадках, обменяться мнениями с российскими и зарубежными коллегами, почерпнуть новые идеи.

Спикеры и темы

Так, 10 апреля на панельной дискуссии «Цифровая образовательная среда: от он-лайн курсов к цифровому колледжу» своё видение он-лайн образования представили Василий Третьяков, ген. директор, АНО «Университет 2035»; Алексей Овчинников, директор центра развития профессионального образования, ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет»;Флора Бубич, директор, ГБОУ МО «Щелковский колледж»; Светлана Крайчинская, зам. ген. директора, Союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»; Андрей Филиппович, декан ИТ-факультета, Московский Политех.

От ФИРО РАНХиГС в дискуссии приняла участие Екатерина Есенина, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского Центра профессионального образования и систем квалификаций. Она представила проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения; отметила, что цифровая образовательная среда современного колледжа - система возможностей для развития профессионально-личностных качеств студентов. Поколение Z в СПО необходимо учить учебной самостоятельности при формировании индивидуальной траектории. «Умное образование» подразумевает комплекс взаимосвязанных процессов, которые цифровые технологии делают более быстрыми, удобными. Административные, финансово-экономические, организационные процессы тесно взаимосвязаны с образовательным процессом, педагогическим. Цифровые технологии дают возможность акцентировать внимание на процессе освоения образовательных программ, предлагают формы и методы, позволяющие повысить учебную мотивацию студентов, обеспечивая индивидуальный темп освоения материла, закрепление, отработку первичных навыков и умений, повышая качество подготовки к очному обучению на рабочем месте во время практики.

В тот же день в зале «Песталоцци» в рамках выездного заседания экспертного совета по дошкольному образованию при Комитете по образованию и науке Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации прошла экспертная сессия «Создание функциональной предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях: миф или реальность?».

Состоялся диалог между экспертами в сфере создания предметно-пространственной развивающей образовательной среды дошкольной образовательной организации и представителями организаций, производящих и поставляющих средства обучения и воспитания и другие составляющие предметно-пространственной среды в детские сады.
В результате обсуждения эксперты выработали рекомендации по расширению сотрудничества между экспертами, потребителями и производителями материалов для создания предметно-пространственной развивающей образовательной среды дошкольной образовательной организации.

Модератором сессии выступила Лариса Тутова, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ. Спикерами от ФИРО РАНХиГС стали Наталья Тарасова, директор научно-исследовательского Центра социализации и персонализации образования детей и Татьяна Доронова, ведущий научный сотрудник Центра.

По инициативе Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Минпросвещения России 11 апреля в зале «Корчак» в рамках панельной дискуссии «Профессиональные компетенции руководящих кадров: роль директора школы в реализации целей национального проекта «Образование» эксперты МПГУ, РАО, директора общеобразовательных школ, представители Общероссийского профсоюза образования, АНО НАРК обсуждали профессиональные компетенции руководящих кадров, роль директора школы в реализации Национального проекта «Образование».

В обсуждении принял участие директор научно-исследовательского Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО Владимир Блинов.

В ходе дискуссии участники обсудили важные вопросы, касающиеся управления современной школой; профессиональные компетенции директора школы в реализации национального проекта «Образование»; функционал современного директора школы и контекстуализация профессиональных вызовов; управление человеческими ресурсами; развитие hard и soft skills директоров школ; систему аттестации директоров и пр.

В тот же день в зале «Конфуций» прошел круглый стол «Создание условий для самореализации и трудоустройства одаренных детей: лучшие практики», организованный Минпросвещения России.

На мероприятии были презентованы успешные практики по работе с одаренными детьми, направленные на создание условий для самореализации и их трудоустройства.

Участники встречи обсудили следующие вопросы:

- создание условий для развития способностей одаренных детей, а также организация на базе образовательных организаций дополнительного образования профориентационной работы с одаренными детьми с целью дальнейшего трудоустройства;

- создание индивидуальной образовательной траектории (социальный лифт), тьюторской поддержки для каждого одаренного ребенка в рамках образовательных организаций дополнительного образования;

- выстраивание работы с работодателями по трудоустройству одаренных детей в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями;

- формирование условий на базе образовательных организациях для развития профессиональных и личностных компетенций;

интеграция лучших практик работодателей по развитию человеческого капитала в образовательную среду и др.

На мероприятии в качестве спикера выступил Александр Попов, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского Центра социализации и персонализации образования детей ФИРО.

Еще одна экспертная сессия с участием Александра Попова состоялась 11 апреля в зале «Сухомлинский». Темой мероприятия стали интенсивные форматы неформального образования: хронотопы и антропотехники.

Модератором сессии выступил Леонид Илюшин, профессор кафедры непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента СПбГУ.

Практики неформального образования не скованны границами классных комнат и расписаний. Они разворачиваются в пространствах парков, стадионов, полей и, конечно, в интернете. Кем и как создаются новые «образовательные хронотопы» и в чем их особые эффекты? Как они связываются с традиционными практиками и встраиваются в индивидуальные траектории? Что можно успеть за две-три недели и какие технологии для этого подходят? Академические и индустриальные партнеры интенсивных форматов – кто они и какова их мотивация?

Эти и другие  эффекты летних школ и хакатонов обсуждали участники на экспертной сессии.

 

12 апреля в панельной дискуссии «Способы и инструменты развития гибких компетенций у детей через реализацию проектного подхода в дополнительном образовании», организованной ФГАУ «Фонд новых форм развития образования» совместно с Минпросвещения России принял участие директор ФИРО Максим Дулинов.

Эксперты обсудили проектный подход в образовательной среде, как технологию формирования и развития метапредметных, гибких компетенций обучающихся, формирования общекультурных компетенций. Также участники дискуссии поделились успешным опытом реализации проектного подхода в деятельности учреждений дополнительного образования детей.

В тот же день в зале «Песталоцци» эксперты обсуждали оценку качества дошкольного образования.

На круглом столе «Подходы к оценке качества дошкольного образования: модели и решения» приняли участие Игорь Шиян (МГПУ), Ольга Шиян (МГПУ), Евгений Семченко, начальник Управления оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации Рособрнадзора.

Оценка качества системы дошкольного образования в России – тема, которая вызывает наиболее острые дискуссии. Задачей сессии стала попытка сформировать единое понимание и требования к качеству дошкольного образования, набор инструментов для его оценки и механизмы эффективного использования результатов оценки качества дошкольного образования.

От ФИРО спикером на круглом столе выступила Наталья Тарасова, директор научно-исследовательского Центра социализации и персонализации образования детей.

Об ММСО

ММСО – это открытый форум и самая масштабная в стране выставка новых образовательных технологий, инфраструктурных и интеллектуальных решений. Салон является платформой для развития диалога образовательного и экспертного сообществ, государственных институтов и бизнеса по актуальным вопросам настоящего и будущего системы образования, площадкой привлечения внимания российского и иностранного бизнеса к участию в российском образовательном процессе, в том числе в форме государственно-частного партнерства.

Эксперты ФИРО РАНХиГС выступили в качестве ключевых спикеров деловой программы Салона в ряде тематических кластеров.