Анонсы

Дискуссионный клуб ФИРО РАНХиГС + "Мел": "Профориентация: как, зачем и для кого?"

Зарплата, престиж, карьера, социальный статус и стабильность – типичные требования к профессии со стороны старшего поколения (родителей). Нынешние подростки хотят для себя такой работы, которая интересна, даёт постоянно обновляющийся опыт, обеспечивает свободный график. Какой из этих запросов способствует личностному развитию, а какой - стагнации личности?

Уже в конце прошлого века наметился интересный тренд: молодёжь выбирает не столько новые профессии, сколько новые образы жизни. В связи с этим молодым людям интересны те профессии, которые отвечают их представлениям об определённом образе жизни. Традиционные профессии, как правило, функционируют в рамках двух социально-трудовых ролей – Человек служения и Наёмный работник. Сейчас спектр этих ролей стал значительно шире - самозанятость, фриланс, а также работа в сети или в удалённом доступе, распределённые проектные команды, коворкинги, краудсорсинг и т.д. Наиболее ярко этот процесс проявляется в цифровой сфере. В Интернете происходит социализация нового поколения, в Интернете же часто происходит и профессиональное самоопределение.

Деление профессий на «вчерашние» и «завтрашние» не имеет смысла, потому что сами профессии не исчезают, как не исчезают цели труда: строить, лечить, воспитывать, тренировать, руководить, защищать. Чем отличается работа блогера от работы журналиста? Форматом и условиями труда. Профессионально важные качества одни и те же. Нередко под красивой оберткой пустота. Туроператор – банально, а вот «менеджер космотуризма» – круто. Смещая акцент с содержания профессиональной деятельности на эффектную оболочку, мы уводим подростков от решения реальных задач выбора профессии. Что касается прогнозов востребованности профессий, то они не оправдывались даже в условиях плановой экономики, не то что в наше непредсказуемое время.
Не бывает профессий с большим будущим, бывают профессионалы с большим будущим.

Примерные вопросы к дискуссии:

  • Традиционный образ профориентации: от чего пора отказаться? Тупиковые тренды.
  • Многообразие профориентационных практик: нужна ли государственная координация?
  • «Билет в будущее» - один на всех или для каждого свой?
  • Кто должен платить за профориентацию?
  • «Ранняя» профориентация: «за» и «против».
  • Самоопределение в постиндустриальном мире: место школы и роль семьи.
  • Как оценить психологическую готовность подростков к выбору профессии?
  • Ранний опыт профессиональной деятельности детей и подростков: архаизм или вызов новой эпохи?
  • Профориентация от колледжей и вузов как маркетинг образовательных услуг.
  • Школьный профориентатор, кто он: психолог-профконсультант или педагог-организатор активностей?
  • Современный специалист по профориентации – кто он: профессионал, мультипрофессионал или квалифицированный дилетант?
  • «Результаты профориентационной работы» - как их измерить и что с ними делать?
  • Корпоративная профориентация: зло или панацея?

Подробнее о мероприятии