Анонсы

Дискуссионный клуб совместно с интернет изданием "Мел". Тема: "Ставка на одаренных детей - где место обычному ребенку?"

26 сентября в Президентской академии состоялось очередное заседание дискуссионного клуба Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС и интернет-издания «Мел» по теме «Ставка на одаренных детей – где место обычному ребенку?»

В ходе дискуссии эксперты обсудили допустимость разделения детей на талантливых и «обычных», определили, что государство понимает под термином «одаренность» и кто отвечает за ее развитие, а также поделились своим мнением о том, зачем на самом деле нужно элитарное образование.

В начале дискуссии, модератор – директор ФИРО РАНХиГС Максим Дулинов попросил спикеров дать определение термину «одаренный ребенок». Говоря о разделении детей на обычных и «одаренных», директор центра изучения образовательной политики МВШСЭН, старший научный сотрудник Лаборатории анализа общественных коммуникаций РАНХиГС Елена Ленская пояснила, что при оценке образовательной системы принято смотреть на три показателя: наличие выдающихся показателей, средний уровень обученности населения и показатели самых слабых групп (мигранты, дети с разными степенями ОВЗ и т.п.).

Для директора Международной школы «Летово» Михаила Мокринского в определении одарённости важна в первую очередь готовность педагогических коллективов специальной к работе с одарёнными детьми. «Одарённых детей – бездна. Но, например, есть группа педагогов, которая говорит: вот этот тип ребенка мы не просто можем назвать одаренным, а знаем - как работать с ним, как с одаренным».

«Родитель – это основной воспитывающий фактор, который поддерживает одаренность», - подчеркнула ведущий научный сотрудник лаборатории позитивной психологии личности и мотивации ВШЭ Тамара Гордеева. Она также добавила, что селектив в нашей стране все время проводится по самым разным критериям. При этом, пояснила эксперт, отбор учеников в «сильные» и «слабые» классы имеет большое значение. Как только дети начинают наблюдать этот процесс, то маленький разрыв между детьми становится огромным к седьмым-десятым классам.

«Мы зачисляем в школу с трех лет. Очень сложно понять, как выступит ребенок на олимпиаде по математике, когда ему три года», - рассказал директор Центра образования «Царицыно» № 548 Ефим Рачевский. Он объяснил, что абсолютно неважно, в какой сфере ребенок талантлив. В пример он привел своего бывшего ученика, который был двоечником по алгебре, но у которого проявился талант к футболу, что позволило ему стать футболистом престижного латиноамериканского клуба и зарабатывать более 2,5 млн евро в год. Кроме того, Ефим Рачевский призвал коллег отказываться от понятия «социального лифта».

Заведующий лабораторией образовательной и молодежной журналистики ВШЭ, обозреватель по образованию и науке ИД «Комсомольская правда» Александр Милкус отметил, что из-за включения в показатель эффективности губернаторов количества одаренных детей в областях и регионах будут «показушно» заполнять специальные школы для одаренных, чтобы соответствовать поставленным требованиям. Однако, подчеркнул спикер, для реального достижения этого показателя необходимо найти людей, которые умеют работать с одаренными детьми, т.к. сейчас таких специалистов крайне мало.

«Что такое одаренность? С точки зрения родителей – это успешность ребенка, но успешность не в школе, а в жизни», - считает президент фонда «ПроОбраз» Александр Рудик.

 Директор школы № 1788 (Москва) Александр Ездов выделил существующую сейчас проблему подмены жизни подготовкой к жизни: есть страх заменить ребенку жизнь подготовкой к чему-либо -  к олимпиаде, к ЕГЭ, к тому, где он должен быть победителем, а потом окажется, что это совершенно не цель. Не хотелось бы этим заниматься».

 О тесной взаимосвязи мотивации и одаренности говорил младший научный сотрудник лаборатории компетентностных практик образования МГПУ Павел Глухов. Эксперт считает использование термина «одаренность», происходящего от слова «дар», архаичным. Более правильно называть детей с высокой познавательной активностью и выдающимися результами - высокомотивированными.

 

Подробнее о мероприятии