Анонсы

В ФИРО РАНХиГС обсудили ключевые направления развития образования для достижения целей устойчивого развития

20 – 21 февраля 2020 года в Федеральном институте развития образования РАНХиГС проходила конференция «Ключевые направления развития российского образования для достижения целей и задач устойчивого развития в системе образования». В мероприятии участвовали более 150 человек из образовательных учреждений, экспертных организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. От Министерства просвещения Российской Федерации в работе конференции приняла участие Анна Хамардюк, директор Департамента стратегии, анализа, прогноза и проектной деятельности в сфере образования Минпросвещения России.

 

 

10 задач, 43 индикатора    

«Достижение нашей страной целей устойчивого развития, выработанных государствами – членами ООН в общей Повестке дня на период до 2030 года, в первую очередь подразумевает гармонизацию наших национальных приоритетов с этими целями», – сказал, открывая конференцию, директор Федерального института развития образования РАНХиГС Максим Дулинов.

Было отмечено, что в документе, который в августе 2015 года подписали 193 государства, обозначены 17 целей, четвертая из которых посвящена образованию. Она сформулирована как «обеспечение всеохватного справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех» (ЦУР 4).

Впоследствии были определены 10 задач и 43 индикатора устойчивого развития. Они охватывают все уровни образования; по ним каждая страна будет отчитываться, а ЮНЕСКО (организация при ООН, отвечающая за международное сотрудничество в области культуры, образования и науки) собирать, рассчитывать и представлять соответствующие данные в «парламент наций».

Выступивший с докладом «Цели устойчивого развития в сфере образования и национальная образовательная политика» директор Центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС Марк Агранович перечислил задачи устойчивого развития ближайшего десятилетия, принятые государствами – членами ООН.  

Первая – обеспечить, чтобы все мальчики и девочки (цитата) «завершили получение бесплатного равноправного и качественного начального и среднего образования». Во-вторых, чтобы они «имели равный доступ к качественным системам развития, ухода, дошкольного обучения». Речь также идет о доступе к образованию малых народов, людей с инвалидностью и пр.

Он отметил, что все эти цели завязаны на вопросы трудоустройства и занятости. Важно, чтобы по выходе из школы выпускники могли зарабатывать на жизнь самостоятельно.  

По словам эксперта, выделенные 43 индикатора устойчивого развития делятся на 11 глобальных и 32 тематических. Их разрабатывает Институт статистики ЮНЕСКО, где вместе с международными коллегами трудится и он.

От Зимбабве до Швейцарии

«Ситуация на самом деле довольно плохая. Дело в том, что совершенно невозможно установить одинаковые целевые значения для разных стран, таких как (условно говоря) Зимбабве и Швейцария», – поделился Агранович.

Скажем, для стран, где регулярно повышают педагогическую квалификацию примерно 50% учителей, данная задача безусловно актуальна и в ближайшие годы. Им надо наращивать этот показатель, чтобы улучшить результаты в PISA (международной программе по оценке образовательных достижений, в рамках которой оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15 лет).

«А вот для стран, в которых более 80% учителей повышают квалификацию, наращивание этого показателя ничего не даст», – привел пример эксперт. То же самое можно сказать практически по всем индикаторам устойчивого развития. Еще одна проблема связана с тем, что некоторые индикаторы имеют принципиально противоположную интерпретацию в разных ситуациях и странах.  

«Домашний язык» — это преграда или стимул для развития?  

Возьмем индикатор, фиксирующий долю детей, обучающихся на языке, на котором разговаривают дома. Вопрос: как его толковать? Коллеги из ЮНЕСКО считают, что чем больше детей, которые обучаются на «домашнем языке», тем лучше. Им в таком случае проще учиться, находить общий язык с учителями, сверстниками.  

«Но есть другая точка зрения, которая говорит о том, что если «домашний язык» принадлежит значительному меньшинству в стране, причем на нем нет нормального интернета, то это создает угрозу социализации ученика», – подчеркнул участник  конференции.  

Вместе с тем есть и хорошая новость. Она в том, что, по оценке ООН, степень достижения Россией целей устойчивого развития (ЦУР 4) близка к максимальному значению.

«Если по чтению мы где-то на уровне Европы и Северной Америки, то по математике уступаем жителям обеих территорий, причем много. Это проблемная точка номер один. А именно – учебные результаты выпускников основной школы, 15-летних подростков», – в то же время акцентировал Марк Агранович

Почему учителя прощаются со школой   

Большой проблемой для России в контексте целей устойчивого развития остается неформальное образование взрослых, дефицит преподавателей-предметников. Согласно данным Росстата, дефицит учителей составляет что-то в пределах 1% (в 2016 году он был на уровне 0,7 процента). Но где предложение на рынке труда? Его нет.

Кроме того, официальная статистика не учитывает «трудовика», который ведет физику, и учителя физкультуры, который преподает математику. Ставки заполняются формально, с понижением качества преподавания.  

Директор Центра анализа образовательных данных ФИРО РАНХиГС Евгений Малеванов рассказал о методических подходах к разработке Ключевых направлений развития российского образования для достижений целей и задач устойчивого развития в этой области.     

«Разрабатывая этот документ, мы преследовали две цели. С одной стороны, выполняли заказ Минпросвещения РФ, которому необходимо стратегически планировать деятельность сферы образования. С другой стороны, мы очень хотели, чтобы наши разработки стали частью практики специалистов образования уже сегодня», – сообщил докладчик.  

В августе 2015 года 193 государства – члена ООН, подписали итоговый документ «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Из всего перечня целей для системы образования представляется актуальной цель устойчивого развития под четвертым номером (ЦУР 4): «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех».

Материалы, созданные в рамках реализации Повестки дня, а также стратегических документов Евросоюза и стран с эффективными системами образования, позволят сформировать объективный взгляд на развитие российской системы образования и спрогнозировать ключевые сценарии ее развития с учетом международного опыта.

Для определения новых подходов в сфере управления образованием, учитывающих международный опыт, ФИРО РАНХиГС проводит экспертное обсуждение ключевых направлений развития российского образования для достижения ЦУР 4.

 

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте:

 

Подробнее о мероприятии