20.12.2018 — Прошёл Московский межрегиональный научно-практический форум с международным участием «Профессиональное ориентирование: актуальные вопросы, тренды, вызовы»

В работе форума приняли участие эксперты ФИРО РАНХиГС - Игорь Сергеев, д.п.н., ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций и Галина Резапкина, старший научный сотрудник Центра стратегии, проектирования и правового обеспечения, другие ведущие учёные-профориентологи из России, Беларуси, Германии, а также практики, решающие задачи сопровождения профессионального самоопределения детей и молодёжи.

Форум в лицах и мнениях:

Мартынов Виктор Георгиевичректор РГУ нефти и газа (НИУУ) им. И.М.Губкина, к.г.-м.н., д.э.н, профессор, член-корреспондент РАО.

«По мере развития цифровых технологий весь офисный планктон, все эти экономисты-юристы-менеджеры попадают под угрозу сокращения.»

«Главное в образовании человека – это серьёзные фундаментальные знания. Что бы ни изменилось в мире, они ему помогут <адаптироваться к изменениям>. Тот, кто опирается только на прикладные умения и навыки по конкретной профессии, будет держаться за неё до последнего, пока она не умрёт. А другой <тот, кто ориентируется на фундаментальные основы подготовки> быстро и гибко переориентируется.»

«У нас гипертрофирован рынок охранников. Хорошо это или плохо? С точки зрения рынка труда это хорошо, потому что это один из тот самых факторов, благодаря которым у нас нет безработицы. Но куда денутся те, кто сейчас работают охранниками, когда везде появятся автоматические системы наблюдения и охраны?»

«Я смотрю на «Атлас новых профессий» глазами работодателя. Вот придёт ко мне устраиваться на работу человек с профессией из этого «Атласа». Куда я его дену? (Смех и аплодисменты в зале). Откуда они там эти профессии взяли и напроектировали?...»

«Что такое ЕГЭ? Это просто новая форма крепостного права.»

Чистякова Светлана Николаевнаакадемик-секретарь отделения профессионального образования РАО, академик РАО, д.п.н, профессор.

«Цели карьеры могут быть разные, и не все они равноценны. Хорошо, если цель карьеры – иметь такую работу, которая носит творческий характер и даёт возможность для развития личности.»

«В числе принципов карьерного продвижения следует назвать маневренность, что предполагает, в том числе, смягчение остроты возможных столкновений, обход препятствий, готовность к компромиссам, иногда – движение «зигзагом» и выход на другие карьерные маршруты.»

«У нас в профориентации многие сегодня выдают себя за методологов, а получается них не очень.»

«Жаль, что редко мы прослеживаем профориентационную судьбу человека.»

Пряжников Николай Сереевичпрофессор МГУ им. М.В.Ломоносова, к.псих.н., д.п.н., профессор.

«Каждый, кто причастен к профориентации, в том числе и сам самоопределяющийся человек, должен уметь мыслить государственными масштабами, а не только своими личными. Потому что самоопределение – это прежде всего выбор мировоззрения.»

«Я считаю, что цели профориентационной работы должны задаваться свыше <на государственном уровне>. Хотя это и сложно. С моей точки зрения, в основе такой цели должен лежать патриотический момент – позиция человека как гражданина своего государства.»

«В системе управления человеческими ресурсами страны профориентация должна занимать центральное место.»

«Основной принцип в научных исследованиях о профориентации, на мой взгляд – это принцип альтернативности в идеях, в научных подходах. В науке не может быть монополи. Но при этом – единство в стиле ведения научных дискуссий.»

«Профориентационная наука давно уже у нас опережает практику.»

«На мой взгляд, наиболее перспективны, с точки зрения профориентации, сейчас онлайн-технологии. Они позволяют в какой-то степени возместить отсутствие системы в профориентационной работе.»

Людмила Юрьевна Грачёваведущий ааналитик лаборатории анализа и состояния перспектив развития образования РАО, к. п. н.

«В зарубежной профориентации акцент уже заметно сместился от помощи в выборе учебного курса, направления обучения, профессиональной сферы – к развитию умений в управлении собственной карьерой.»

«В США в профориентационной работе доминирует традиционно-психологический подход, основанный на профдиагностике, профконсультировании и индиувидуальной помощи школьнику в построении плана его будущей карьеры.»

Ханнелоре Крессст. научный сотрудник Федерального института профессионального образования Германии. (Видеовыступление).

«Профориентация – это общественная задача, это кооперация между разными ведомствами, подведомствами и организациями.»

«Критерии качественной профориентации: во-первых, это межведомственный подход; во-вторых, это практическая направленность, что предполагает участие школьников в производственном процессе; в-третьих, это системность профориентационной работы в средней школе.»

«В наших школах профориентация начинается с 7 класса.»

«Всего мы сформировали 18 областей профессиональной деятельности. Из этих 18 областей каждый школьник выбирает 4, и по каждой из этих четырёх областей он должен пройти двухнедельную стажировку на производстве.»

«У нас нехватка мальчиков в социальной сфере, и мы активно стараемся профориентировать их в этом направлении.»

Елена Александровна Бельницкаяметодист  Национального института образования Республики Беларусь.

«На старшей ступени школьного образования у нас профильное обучение. При этом мы каждому ребёнку даём возможность попрактиковаться в разных возможных направлениях приложения его труда в будущем. Например, в рамках химического профиля обучения он должен попробовать себя в исследовательском, педагогическом, технологическом профилях деятельности.»

Алексей Игоревич Федосеевкоординатор проекта «Билет в будущее», секретарь оргкомитета Олимпиады НТИ, руководитель направления юниоров в Союзе Ворлдскиллз Россия, зам. декана инженерной школы (факультета) Московского политехнического унивеситета.

«Цель проекта «Билет в будущее» - запустить процесс самоопределения человека, дать стартовую точку его карьерному развитию.»

«В этом году мы знаем, что были большие сложности в регионах, участвовавших в проекте, с обработкой объёмной документации, связанные с введением персональных данных всех учеников. Чтобы эту сложность устранить, мы предполагаем переход на электронный документооборот по типу электронного формата оформления госуслуг.»

Алексей Георгиевич Серебряковпрезидент Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» при МГУ им. М.В.Ломоносова.

«Мне кажется, что «Билет в будущее» - это первый проект, который можно сделать реально, не имитационно.»

«Ключевой вопрос современной профориентации – не «Что выбирать?» и не «Как выбирать?», а «Как развиваться?»

 

Виталий Владиславович Алтуховдиректор по разработке и исследованиям Компании «Профилум».

«Такое большое количество тестов, которое школьники получили в рамках проекта «Билет в будущее», вряд ли они когда-то раньше получали.»

«Мы сформировали 8 компетенций <логические способности, конструкторские способности, пространственное мышление, внимательность, память, числовые способности, социальные способности, художественно-эстетические способности>, каждый школьник должен был попробовать себя в трёх. И тут мы увидели, что со стороны очень многих школьников есть запрос: три компетенции – это слишком мало, мы хотим ещё, дайте нам больше возможностей для проб!»

Источник: Сергеев И.С.

Презентации

Е.А. Бельницкая

Л.Ю. Грачева

Х. Кресс

Н.С. Пряжников

И.С. Сергеев

А.Г. Серебряков, В.В. Алтухов

А.И. Федосеев

С.Н. Чистякова

Текущее исследование; Руководитель: Агранович М.Л.; Сроки: 2019 г.; Актуальность: В рамках федерального статистического наблюдения (ФСН) собираются и обрабатываются значительные массивы данных, охватывающие все уровни образования. Однако, статистическая информация в малой степени используется д...

Выполненное исследование; Руководитель работ: Агранович М.Л.; Сроки выполнения: 2018 г.; Актуальность: Процессы глобализации в современном мире охватывают все сферы деятельности и одно из наиболее динамично развивающихся направлений – интернационализация образования, а конкурентоспособность на м...

Выполненное исследование; Руководитель: С.М. Авдеева; Сроки выполнения: декабрь 2017 г.; Актуальность: В результате многолетних исследований сегодня сформировалось представление о том, что должно составлять структуру ИКТ-компетентности педагогов. Тем не менее, проблема ИКТ-компетентности педагог...

Выполненное исследование; Руководитель работ: Н.В. Никуличева; Сроки выполнения: Декабрь 2018 г.; Актуальность: Современная нормативно-правовая база дает большие свободы образовательным организациям по формированию содержания программ, по выбору форм, методов и технологий обучения, а также пре...

Выполненное исследование; Руководитель работ: Агранович М.Л.; Сроки: 2019 г.; Актуальность: Человеческий капитал, основу которого составляет образование, является сегодня важнейшим источником социально-экономического развития стран. Оценка и анализ состояния и тенденций развития национальной с...

Текущее исследование; Руководитель работ: Белявский Б.В.; Сроки выполнения: 2020 г.; Актуальность исследования: Дифференцированный научно обоснованный подход к решению вопроса о преемственности ДО и НОО детей с аутизмом будет способствовать повышению эффективности комплексного сопровождения обучаю...

Текущее исследование; Руководитель работ: Попова И.Н.; Сроки выполнения: 2019 г.; Актуальность исследования: Разработка и использование инклюзивных моделей в сфере дополнительного и неформального образования позволит решать актуальные задачи социальной адаптации, развития и самореализации разных к...

Текущее исследование; Руководитель работ: Доронова Т.Н.; Сроки выполнения: 2020 г.; Актуальность исследования: Необходимость реализации проекта обусловлена результатами, которые были получены при проведении мониторинга сложившейся ситуации в системе дошкольного образования по введению ФГОС ДО в с...

Текущее исследование; Руководитель работ: Тарасова Н.В.; Сроки выполнения: 2020 г.; Актуальность исследования: Реализация ФГОС общего образования актуализировали необходимость освоения новых подходов к оценке учебных достижений обучающихся. В практической деятельности возникают затруднения при оц...

Текущее исследование; Руководитель работ: Блинов В.И., руководитель Центра, д.п.н., профессор; Сроки выполнения: январь-декабрь 2019 г.; Актуальность исследования: Успехи в развитии системы профессионального образования РФ являются основой технологического прорыва, на достижение которого направлен...

Выполненное исследование; Руководитель работ: Лейбович А.Н., д.п.н., профессор; Сроки выполнения: январь-декабрь 2018 г.; Актуальность исследования:Необходимость приведения Перечней профессий и специальностей СПО в соответствии с номенклатурой квалификаций, устанавливаемой профессиональным сообществ...

Выполненное исследование; Руководитель работ: Блинов В.И., руководитель Центра, д.п.н., профессор; Сроки выполнения: январь-декабрь 2018 г.; Актуальность исследования: Необходимость методического сопровождения внедрения профессиональных стандартов (исполнения Постановления Правительства № 584 от 27....

Выполненное исследование; Руководитель работ: Есенина Е.Ю., вед.научн.сотр. Центра, д.п.н.; Сроки выполнения: январь-декабрь 2018 г.; Актуальность исследования: Приоритетными задачами современного этапа развития нашей страны является совершенствование национальной инновационной системы, повышение ...

Выполненное исследование; Руководитель работ: Блинов В.И., руководитель Центра, д.п.н., профессор; Сроки выполнения: январь-декабрь 2018 г.; Актуальность исследования: Подготовка рабочих кадров с учетом приоритетов социально-экономического развития субъектов РФ и передовых технологий - Указ Презид...

Текущее исследование; Руководитель работ: Доронова Татьяна Николаевна, ведущий научный сотрудник Центра дошкольного, общего и коррекционного образования, к. пед. н., профессор; Сроки выполнения: 01.01.2019-31.01.2019; Актуальность исследования: Необходимость реализации проекта обусловлена результа...

Выполненное исследование; Руководитель работ: Овчинникова Наталья Расефовна, старший научный сотрудник; Сроки выполнения: 2019 г.; Актуальность исследования: Достижение целей информационной открытости (ст. 29 ФЗ-273 «Об образовании в РФ») должно стать результатом целостной информационной политики ...

Выполненное исследование; Руководитель работ: Резапкина Галина Владимировна, старший научный сотрудник Центра; Сроки выполнения: 2019 г.; Актуальность исследования: В майском (2018 г.) Указе Президента Российской Федерации в числе приоритетных целей развития Российской Федерации обозначено создани...

Выполненное исследование; Руководитель работ: Алиева Эвелина Факировна, заместитель директора, канд. пед. наук; Сроки выполнения: 2018 г. Актуальность исследования: Информационная открытость образовательных организаций представляет собой ответ на вызов современных тенденций развития образования в ин...

Выполненное исследование Полное название: Проведение анализа потребностей родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, связанных с вопросами развития, воспитания и образования детей и разработка методических рекомендаций для организации психолого-педагогической, методической и и...

Выполненное исследование; Руководитель работ: Асмолов Александр Григорьевич, д-р психол. наук, профессор, академик РАО; Сроки выполнения: 2018 г.; Актуальность исследования: Актуальность исследования заключается в разработке методологии, способов реализации социокультурной модернизации образов...

More From: Научно-исследовательский центр мониторинга и статистики образования Научно-исследовательский центр социализации и персонализации образования детей Научно-исследовательский центр профессионального образования и систем квалификаций Научно-исследовательский центр стратегии, проектирования и правового обеспечения