19.12.2018 — Cостоялся международный семинар «Механизмы взаимодействия сфер труда и профессионального образования: страновой и региональный опыт», организованный Центром профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС

В качестве модераторов выступили Лилия Качкинбаева, национальный координатор проекта МОТ «Применение стратегии профессиональной подготовки кадров Группы двадцати: Партнерство МОТ и Российской Федерации» (2-я фаза) в Кыргызстане и Екатерина Есенина, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС

Участники семинара обсуждали важные вопросы для развития профессионального образования разных стран: как обеспечить системность процессов модернизации профессионального образования и обучения, каковы трудности взаимодействия профессионального образования и рынка труда и как их преодолеть, международный опыт в формировании показателей эффективности системы профессионального образования.

С приветственным словом к участникам обратился заместитель Департамента профессионального образования и опережающей подготовки кадров Минпросвещения России Алексей Левченко. Он подчеркнул значимость международного сотрудничества в сфере профессионального образования для поиска системных решений в ответ на современные вызовы.

С презентациями выступили Лилия Качкинбаева и Валерия Довгальская, руководитель международной программы сотрудничества по развитию систем TVET и рынков труда в странах СНГ, Азии и Ближнего Востока МШУ «Сколково». Они представили промежуточные результаты проекта Международной организации труда (МОТ) «Применение стратегии профессиональной подготовки кадров Группы двадцати: Партнерство МОТ и Российской Федерации» (2-я фаза). Проект охватывает такие страны как Кыргызстан, Таджикистан, Армения, Иордания, Вьетнам и Россия.

Проект направлен на решение таких задач как:

  • Согласование политик и стратегий развития профессиональной подготовки и соответствующих индикаторов с требованиями международных документов в области развития людских ресурсов и целей устойчивого развития ООН 2030
  • Анализ спроса на квалифицированную рабочую силу и планирования приема в учреждения профессионально-технического образования
  • Введение или совершенствование коллективного руководства системой подготовки кадров на государственном и отраслевом уровнях
  • Разработка и функционирование эффективных национальных систем профессиональной ориентации
  • Разработка профессиональных стандартов, квалификаций, компетентностных учебных программ, и инструментов оценки квалификаций
  • Создание государственно-частных партнерства в сфере профобразования Разработка и применение методологии Skills Technology Foresight
  • Разработка и применение программы подготовки менеджеров учебных заведений профессионально-технического образования

Вместе с экспертами МШУ «Сколково» от Российской Федерации в 2018 году работали сотрудники Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов и Екатерина Есенина.

Вторая часть семинара была посвящена деятельности Российско-Германской рабочей группы по профессиональному образованию. Координацию работы Российско-Германской рабочей группы по профессиональному образованию осуществляет Центр профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС. В состав рабочей группы входят представители Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства образования и научных исследований Федеративной Республики Германия; Федерального института профессионального образования Германии, Российско-Германской внешнеторговой палаты в Москве, Института Гете, Посольства Германии в России, Посольства России в Германии, Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ), Национального агентства развития квалификаций (НАРК).

Выступление Ханнелоре Кресс, старшего научного сотрудника подразделения международного сотрудничества (GOVET) Федерального института профессионального образования ФРГ, и Марии Юргелас, заместителя генерального директора Национального агентства развития квалификаций (НАРК), было посвящено результатам работы уходящего года. Одним из проектов был пилотный проект взаимного признания квалификаций студентов профессионального образования в области парикмахерского искусства. Его продолжение может стать основой для признания квалификаций в сфере среднего профессионального образования между Россией и Германией.

В заключительной части семинара выступил ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Игорь Сергеев.

Он обратил внимание на необходимость систематизации отдельных успешных практик на международном уровне и уровне Российской Федерации, для чего, прежде всего, требуется региональный координатор – организация, позволяющая обеспечить межведомственное и разноуровневое (международное, федеральное, региональное и межрегиональное) взаимодействие участников различных проектов в сфере профессионального образования и обучения, обеспечить научно-методическую поддержку и анализ результатов деятельности разных стейкхолдеров.

В заключение Алексей Левченко подчеркнул, что Министерство просвещения России заинтересовано в межведомственной коммуникации и об успешности ее развития свидетельствует участие в мероприятиях конгресса-выставки двух заместителей министров – просвещения и труда.

Презентация Л. Качкинбаевой

Презентация В. Довгальской

Презентация И. Сергеева

Текущее исследование; Руководитель: Агранович М.Л.; Сроки: 2019 г.; Актуальность: В рамках федерального статистического наблюдения (ФСН) собираются и обрабатываются значительные массивы данных, охватывающие все уровни образования. Однако, статистическая информация в малой степени используется д...

Выполненное исследование; Руководитель работ: Агранович М.Л.; Сроки выполнения: 2018 г.; Актуальность: Процессы глобализации в современном мире охватывают все сферы деятельности и одно из наиболее динамично развивающихся направлений – интернационализация образования, а конкурентоспособность на м...

Выполненное исследование; Руководитель: С.М. Авдеева; Сроки выполнения: декабрь 2017 г.; Актуальность: В результате многолетних исследований сегодня сформировалось представление о том, что должно составлять структуру ИКТ-компетентности педагогов. Тем не менее, проблема ИКТ-компетентности педагог...

Выполненное исследование; Руководитель работ: Н.В. Никуличева; Сроки выполнения: Декабрь 2018 г.; Актуальность: Современная нормативно-правовая база дает большие свободы образовательным организациям по формированию содержания программ, по выбору форм, методов и технологий обучения, а также пре...

Выполненное исследование; Руководитель работ: Агранович М.Л.; Сроки: 2019 г.; Актуальность: Человеческий капитал, основу которого составляет образование, является сегодня важнейшим источником социально-экономического развития стран. Оценка и анализ состояния и тенденций развития национальной с...

Текущее исследование; Руководитель работ: Белявский Б.В.; Сроки выполнения: 2020 г.; Актуальность исследования: Дифференцированный научно обоснованный подход к решению вопроса о преемственности ДО и НОО детей с аутизмом будет способствовать повышению эффективности комплексного сопровождения обучаю...

Текущее исследование; Руководитель работ: Попова И.Н.; Сроки выполнения: 2019 г.; Актуальность исследования: Разработка и использование инклюзивных моделей в сфере дополнительного и неформального образования позволит решать актуальные задачи социальной адаптации, развития и самореализации разных к...

Текущее исследование; Руководитель работ: Доронова Т.Н.; Сроки выполнения: 2020 г.; Актуальность исследования: Необходимость реализации проекта обусловлена результатами, которые были получены при проведении мониторинга сложившейся ситуации в системе дошкольного образования по введению ФГОС ДО в с...

Текущее исследование; Руководитель работ: Тарасова Н.В.; Сроки выполнения: 2020 г.; Актуальность исследования: Реализация ФГОС общего образования актуализировали необходимость освоения новых подходов к оценке учебных достижений обучающихся. В практической деятельности возникают затруднения при оц...

Текущее исследование; Руководитель работ: Блинов В.И., руководитель Центра, д.п.н., профессор; Сроки выполнения: январь-декабрь 2019 г.; Актуальность исследования: Успехи в развитии системы профессионального образования РФ являются основой технологического прорыва, на достижение которого направлен...

Выполненное исследование; Руководитель работ: Лейбович А.Н., д.п.н., профессор; Сроки выполнения: январь-декабрь 2018 г.; Актуальность исследования:Необходимость приведения Перечней профессий и специальностей СПО в соответствии с номенклатурой квалификаций, устанавливаемой профессиональным сообществ...

Выполненное исследование; Руководитель работ: Блинов В.И., руководитель Центра, д.п.н., профессор; Сроки выполнения: январь-декабрь 2018 г.; Актуальность исследования: Необходимость методического сопровождения внедрения профессиональных стандартов (исполнения Постановления Правительства № 584 от 27....

Выполненное исследование; Руководитель работ: Есенина Е.Ю., вед.научн.сотр. Центра, д.п.н.; Сроки выполнения: январь-декабрь 2018 г.; Актуальность исследования: Приоритетными задачами современного этапа развития нашей страны является совершенствование национальной инновационной системы, повышение ...

Выполненное исследование; Руководитель работ: Блинов В.И., руководитель Центра, д.п.н., профессор; Сроки выполнения: январь-декабрь 2018 г.; Актуальность исследования: Подготовка рабочих кадров с учетом приоритетов социально-экономического развития субъектов РФ и передовых технологий - Указ Презид...

Текущее исследование; Руководитель работ: Доронова Татьяна Николаевна, ведущий научный сотрудник Центра дошкольного, общего и коррекционного образования, к. пед. н., профессор; Сроки выполнения: 01.01.2019-31.01.2019; Актуальность исследования: Необходимость реализации проекта обусловлена результа...

Выполненное исследование; Руководитель работ: Овчинникова Наталья Расефовна, старший научный сотрудник; Сроки выполнения: 2019 г.; Актуальность исследования: Достижение целей информационной открытости (ст. 29 ФЗ-273 «Об образовании в РФ») должно стать результатом целостной информационной политики ...

Выполненное исследование; Руководитель работ: Резапкина Галина Владимировна, старший научный сотрудник Центра; Сроки выполнения: 2019 г.; Актуальность исследования: В майском (2018 г.) Указе Президента Российской Федерации в числе приоритетных целей развития Российской Федерации обозначено создани...

Выполненное исследование; Руководитель работ: Алиева Эвелина Факировна, заместитель директора, канд. пед. наук; Сроки выполнения: 2018 г. Актуальность исследования: Информационная открытость образовательных организаций представляет собой ответ на вызов современных тенденций развития образования в ин...

Выполненное исследование Полное название: Проведение анализа потребностей родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, связанных с вопросами развития, воспитания и образования детей и разработка методических рекомендаций для организации психолого-педагогической, методической и и...

Выполненное исследование; Руководитель работ: Асмолов Александр Григорьевич, д-р психол. наук, профессор, академик РАО; Сроки выполнения: 2018 г.; Актуальность исследования: Актуальность исследования заключается в разработке методологии, способов реализации социокультурной модернизации образов...

More From: Научно-исследовательский центр мониторинга и статистики образования Научно-исследовательский центр социализации и персонализации образования детей Научно-исследовательский центр профессионального образования и систем квалификаций Научно-исследовательский центр стратегии, проектирования и правового обеспечения образовательных систем