Попов А.А.

Сфера интересов:

Работа с одаренными детьми

 

Наши спикеры

ФИРО в СМИ

Светлана Коваль для газеты "Москва.ру": "...хочется верить, что государство найдет возможность оказать финансовую поддержку организациям детского отдыха"

Летние лагеря для детей атакуют со всех сторон. С 1 июня в России запрещено оказывать услуги в сфере отдыха и оздоровления детей лагерям, не включенным в специальный реестр, в мае вышли губительные рекомендации Роспотребнадзора и все это на фоне коронавирусной инфекции, когда далеко не все родители осмелятся отправить туда своих детей.  Как это скажется на лагерях и детском отдыхе для интернет-газеты «Москва.ру» прокомментировала ведущий специалист Центра образовательных программ Федерального института развития образования РАНХиГС Светлана Коваль.

Подробнее...

Владимир Блинов для «Огонёк КоммерсантЪ»: о трудоустройстве выпускников СПО

На рынке труда катастрофически упал спрос на молодых специалистов. Об этом говорилось на прошлой неделе на совещании у президента, посвященном состоянию рынка труда. Еще один удар коронавируса? «Огонек» разбирался, почему молодые люди оказались не нужны российской экономике.

Подробнее...

Владимир Блинов принял участие в заседании Экспертного совета по СПО и профессиональному обучению Комитета по образованию и науке ГД РФ

27 мая 2020 года в дистанционном формате состоялось заседание Экспертного совета по среднему профессиональному образованию и профессиональному обучению при Комитете Государственной Думы по образованию и науке (далее – Экспертный совет). В заседании приняли участие куратор Экспертного совета, член Комитета Государственной Думы по образованию и науке Л. Н. Антонова, 19 членов Экспертного совета и приглашённые участники.

Подробнее...

Анатолий Цирульников для "Учительской газеты": Тенденция укрупнения школы идет против трендов мировой практики

Президентская программа «Земский учитель» требует серьезных и неотложных содержательных корректировок

Подробнее...

Светлана Коваль для "Огонёк.Коммерсантъ": чем скорее будут открыты детские лагеря, тем меньше шансов заражения

До начала лета остались считанные дни. Но до сих пор нет ясности, будут ли работать детские лагеря, если да, то когда они начнут принимать ребят. В федеральных министерствах и ведомствах нет единства по проблеме летнего отдыха, каждый день появляются противоречивые указания, четкое решение пока не сформировано. Вопрос в том, где безопаснее детям проводить лето — в лагере или в городе, на улице? Лагеря подготовились к летней кампании и ждут лишь разрешения от региональных начальников. Ситуацию по детскому оздоровительному отдыху прокомментировала для издания «Огонек. Коммерсантъ» Светлана Коваль, ведущий специалист Федерального института развития образования РАНХиГС, эксперт в сфере детского отдыха и оздоровления.

Подробнее...

Борис Илюхин для ФедералПресс: особенность дистанта в том, что он полезен детям с мотивацией на получение образования

Дистанционке нужна легализация

Подробнее...

Анатолий Цирульников для «Независимой газеты»: В России словно бы действует негласное табу на понятие "сельская школа"

Педагогика может с успехом развиваться не только в столицах, но даже в тундре.

Подробнее...

Борис Илюхин для "Комсомольской правды": Нужно вернуть предмет "логика" и учить детей осмысливать информацию

- Может показаться, что появление электронных источников информации сделало общение между наставником и учеником ненужным, - говорит директор Центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Борис Илюхин. - Это совсем не так. У нас масса источников с огромными объемами текстов, видео, картинок, звуков и чего там только нет. Нет главного - объяснения, зачем человеку все это. Знания и навыки XXI века - это не только информация, но и мотивация к ее получению и осмыслению. В этом плане никакие образовательные технологии не заменят общения с учителем, наставником - человеком, который передает не только формальные знания (это действительно теряет вес в современном мире), но и мировоззрение, отношение к жизни, людям. Здесь роль учителя бесценна. В недавнем интервью министр просвещения Сергей Кравцов очень точно это отметил.

Подробнее...

Антон Дождиков для "Московского Комсомольца": Коронавирус стал вызовом для всех

Коронавирус обнажил пороки в градостроительной политике, государственном и муниципальном управлении.

Подробнее...

Борис Илюхин для "Российской газеты": о влиянии пандемии на успеваемость учеников

Как пандемия коронавируса и уход школьников на дистанционку скажется на их учебе? Прогноз составили ученые научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования Федерального института развития образования РАНХиГС.

Подробнее...

Антон Дождиков для "Независимой газеты": Отменить ЕГЭ в этом году невозможно

Пессимистический сценарий предполагает перенос экзамена на осень.

Подробнее...

Евгений Малеванов на канале "Педсовет.Орг"

На портале для педагогов «Педсовет.Орг» прошел эфир на тему «Дистант у детей + дистант у родителей  = конкуренция или планирование?» с участием и.о. директора ФИРО РАНХиГС Евгения Малеванова.

Подробнее...

Исследование ФИРО РАНХиГС: 43% учителей уверены, что при дистанционном обучении школьники списывают

Основные векторы исследования, проведенного НИЦ социализации и персонализации образования детей Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС, касались готовности к дистанту школ, учителей, семьи, а кроме того, проблемы оценивания детей на «удаленных» занятиях.

Подробнее...

Российская газета об исследовании ФИРО: Более 60% учителей не были готовы к переходу в онлайн

60 процентов учителей рассказали о том, что в школах дистанционным обучением раньше никто не занимался, опыта у них просто напросто нет. 43 процента - считают, что ставить оценки в условиях дистанционного обучения невозможно, так как ученики все равно найдут способ списать. Такие данные получили ученые Федерального института развития образования РАНХиГС, опросив почти полторы тысячи учителей по всей России.

Подробнее...

Борис Илюхин для Российской газеты: "Успеют ли школьники подготовиться к ЕГЭ"

Сроки ЕГЭ сдвинулись на два недели, а школы ушли на "удаленку". Успеют ли выпускники подготовиться? Прогноз дает директор научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Борис Илюхин.

Подробнее...

Наталья Тарасова для газеты «Гудок»: Не навреди - вот один из главных принципов дошкольного образования

Приоритеты дошкольного образования и подходы к обучению сегодня кардинально отличаются от того, что было еще лет 10-20 назад. Если раньше образовательный процесс был направлен на освоение учебных программ, то теперь - развитие природных способностей ребенка и его социализацию. Задача воспитателей - поддерживать инициативы и интересы своих воспитанников, мотивировать их на познавательно-исследовательскую деятельность.

Подробнее...

Максим Дулинов для Российской газеты: проблемы школьной удаленки - как учиться на дистанте

Урок из телевизора

Школа и родители оказались перед серьезным вызовом. Готовы ли российские учителя к переходу на дистанционное обучение? Кто растолкует родителями особенности новой "виртуальной" школы так, чтобы они могли помогать детям учиться на удаленке? На эти и другие вопросы журналистов и читателей "Российской газеты" на онлайн-встрече в редакции отвечал директор Федерального института развития образования РАНХиГС Максим Дулинов.

Подробнее...

Наталья Тарасова для «Мел»: Учить детей владеть эмоциями должны не только родители, но и учителя

До 11 апреля «Яндекс» проводит бесплатное тестирование гибких компетенций педагогов «Я учитель». Каждый учитель России может пройти его, чтобы оценить свой уровень, слабые и сильные стороны и пути развития. Сейчас, когда перед образованием стоят новые вызовы — дистанционная учеба и отсутствие прямого контакта с учеником, — для учителя особенно важны эмпатия и понимание.

Подробнее...

Максим Дулинов на телеканале «Россия 1»: дистанционное обучение в школе

С 23 марта в стране объявлен всероссийский  учебный карантин, обучение будет проходить в дистанционном режиме, на удаленку переходят 16 миллионов школьников, 1 миллион учителей и 7 миллионов студентов. 24 марта на канале «Россия 1» обсуждали переход школ в онлайн-режим. Экспертом выпуска стал директор ФИРО РАНХиГС Максим Дулинов.

Подробнее...

Айрат Сатдыков на «Радио России»

Абсолютное большинство работодателей в России назвали дефицитными профессии инженера, а также преподавателя и врача. Об этом свидетельствуют опубликованные в среду результаты совместного исследования фондов ВЦИОМ и НАРК...

Подробнее...

Владимир Блинов на ОТР: Всем ли в вышку?

Вскоре высших учебных заведений в стране станет меньше. Президент России призвал продолжить борьбу с «вузами-пустышками». К ним относятся институты, в которых не дают образование, но выдают дипломы. При этом количество абитуриентов постоянно растет. По прогнозам, к 2024 году их станет больше на 15%, а число бюджетных мест в вузах сократится на 17%.

Подробнее...

Статья Галины Резапкиной для онлайн-газеты "Вести образования": Четыре копыта "троянского коня"

Простой вопрос «Какими вы хотите видеть своих учеников?» обычно вводит учителей в ступор. Одни вспоминают про «амбициозных, мобильных, коммуникабельных», другие цитируют ФГОСы… Теперь отвечать будет проще: НИУ «Высшая школа экономики» представляет четыре ключевых компетенций XXI века: креативность, критичность, коммуникабельность и кооперацию.

Подробнее...

Эксперт ФИРО РАНХиГС Светлана Кривцова рассказала о детской коммуникации, буллинге и подростковой агрессии

Что такое «культура достоинства» учителя? Почему спрос на нее в обществе растет, а в школе падает? Что говорил о школьной агрессии Зигмунд Фрейд? О каких проявлениях буллинга знают, но молчат школьные буфетчицы? Об этом и многом другом корреспондент сайта Президентской академии поговорил с ведущим научным сотрудником Федерального института развития образования РАНХиГС, доцентом факультета психологии МГУ, экзистенциальным психотерапевтом Светланой Кривцовой.  

Подробнее...

Максим Дулинов на «Радио России»: о семейном образовании

Министерство просвещения Российской Федерации разработало проект, включающий раздел о переходе на семейное образование. Министерство просвещения опубликовало новый проект Порядка организации образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам. Если он будет утвержден, то станет обязательным для всех российских школ. Главные нововведения касаются семейного образования и сетевых форм обучения.

Подробнее...

Наталья Тарасова: Педагог — профессия, где без качественной коммуникации обойтись невозможно

В Москве 20 февраля прошел круглый стол «Компетенции современного учителя», в ходе которого чиновники, эксперты в области образования и команда сервиса «Яндекс.Учебник» обсудили необходимые современному учителю компетенции и основные проблемы, связанные с образованием педагогов.

Подробнее...

Инвест-Форсайт: Максим Дулинов: Выпускники школ неинтересны рынку труда

Электронные дневники и учебники, интерактивные доски, лазерные указки и видеоуроки — с тем, что цифровые технологии неминуемо изменят сферу образования, сегодня мало кто готов спорить. Однако насколько отрасль готова к внедрению инновационных практик и решений, а главное, какой результат они принесут? В том числе эти проблемы обсуждали участники XI Гайдаровского форума, где вопросам развития образования традиционно отводится особое место. На форуме презентовали доклад Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС «Российское образование в контексте международных индикаторов», авторы которого попытались впервые оценить место российской системы образования на мировом рынке, а также выявить точки роста отрасли. О наиболее важных моментах доклада, а также о вызовах цифровизации для образования «Инвест-Форсайту» рассказал Максим Дулинов, директор Федерального института развития образования РАНХиГС.

Подробнее...

Айрат Сатдыков для газеты «Известия» о привлечении работодателей к управлению образовательной организацией

В 2019 году по заданию Минпросвещения России Федеральный институт развития образования РАНХиГС провел анализ региональных практик вовлечения общественно-деловых объединений, родительской общественности и работодателей в управление образовательными организациями.

Подробнее...

Борис Илюхин для Российской газеты: QR-код на школьном аттестате поможет упростить и ускорить его проверку на подлинность

Министерство просвещения предложило маркировать школьные аттестаты специальным QR-кодом. В ведомстве уточняют, что эта мера поможет защитить документы об образовании от подделок. Проект приказа уже опубликован для общественного обсуждения.

Подробнее...

Интервью Максима Дулинова для Федерал-пресс

Президент России ставит серьезную цель – повысить престиж и качество российского образования. Причем на всех уровнях. Правительство обновилось, реализация национальных планов легла на плечи новых руководителей Минпросвещения России и Минобрнауки России. Но чтобы российское образование развивалось, нужна, помимо прочего, и хорошая правовая база. Что сделано в этом направлении, в рамках Гайдаровского форума в интервью «ФедералПресс» рассказал директор Федерального института развития образования РАНХиГС Максим Дулинов.

Подробнее...

Евгений Малеванов для радио "Комсомольская правда"

Смена министра. Что изменится в школах при новом правительстве? Что родителям нужно от нового министра образования и есть ли способы воздействия на неуправляемых подростков? На эти вопросы в программе «Родительский час» в прямом эфире радио «Комсомольская правда» отвечал эксперт программы - директор центра образовательных данных ФИРО РАНХиГС, Евгений Малеванов

Подробнее...

Владимир Блинов в эфире канала «Россия 1»: как студентам совмещать работу и учёбу?

5 февраля на телеканале «Россия 1» в передаче «Утро России» обсуждали размер студенческой стипендии и то - как  студентам совмещать работу и учёбу.

Подробнее...

Галина Резапкина для журнала «Директор школы»: Токсичная профориентация

В январском номере журнала «Директор школы» опубликована статья старшего научного сотрудника ФИРО РАНХиГС Галины Резапкиной «Токсичная профориентация». Ведущий отечественный специалист в вопросах профессионального самоопределения школьников предостерегает руководителей школ, школьных психологов и родителей учеников от сомнительных предложений.

Подробнее...

Интервью Максима Дулинова для News.ru

Что даёт школьникам развитие в России дополнительного образования, почему уровень подготовки московских учеников выше общероссийского и что делают для улучшения развития воспитанников детских садов? На эти и другие вопросы в интервью NEWS.ru ответил директор Федерального института развития образования РАНХиГС Максим Дулинов.

Подробнее...

Наталья Тарасова на Радио России

В детских садах Красноярска стали устраивать «релакс-зоны» для воспитанников. Педагоги считают, что такие уголки нужны детям, чтобы побыть в одиночестве или поиграть с друзьями.

Подробнее...

Максим Дулинов для Учительской газеты: Повышение квалификации педагогов - это сфера, где изменения необходимы уже давно

​Что год грядущий нам готовит?

Традиционно в первом номере «Учительская газеты» эксперты образовательной отрасли подвели итоги года ушедшего и сделали прогнозы на год наступивший. Экспертам было предложено ответить на два вопроса: «Каковы, на ваш взгляд, главные события ушедшего года?» и «Что вы ждете нового и прорывного в образовании в 2020 году?»

Подробнее...

Екатерина Есенина для РГ: Чтобы бизнес смог набирать и обучать студентов "под себя", необходимо дать ему возможность влиять на образовательные программы

Вузы и колледжи сделают упор на практику

В законе "Об образовании в Российской Федерации" появился новый термин - "практическая подготовка". Сможет ли она "прокачать" колледжи и техникумы? Как готовить кадры для предприятий "под ключ"? И почему у нас нельзя применить как под копирку европейский опыт дуального обучения?

Подробнее...

Айрат Сатдыков для ТАСС: Профстандарт для преподавателей вузов нужно дорабатывать, а не отменять

Профессиональный стандарт для преподавателей российских высших учебных заведений следует не отменять, а дорабатывать и делать более понятным. Такое мнение выразил в комментарии ТАСС заместитель директора центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования РАНХиГС Айрат Сатдыков, отметив, что отмена профстандарта может сказаться на управлении вузов.

Подробнее...

Владимир Блинов на «Радио России»: Ни в одной европейской стране бакалавра, как готового специалиста, никто не воспринимает

К Болонской системе в России появились претензии. Ирина Яровая посчитала, что действующая Болонская система образования в России, а именно разделение на бакалавриат и магистратуру, неестественная. По мнению парламентария, необходимо создать комиссию и пересмотреть эти нормы. 18 декабря 2019 в прямом эфире на «Радио России» обсуждали плюсы и минусы Болонской системы образования.

Подробнее...

РИА-Новости: пресс-конференция Минпросвещения РФ по функциональной грамотности

Навыки XXI века: прорваться за рамки предмета   

Пресс-конференция, посвященная итогам Всероссийского форума экспертов по функциональной грамотности, состоялась 18 декабря 2019 года в МИА «Россия сегодня».

Подробнее...

Статья Евгения Малеванова для Учительской газеты: РISA-шок

РISA-шок

Международное исследование показало спад грамотности

Подробнее...

Евгений Малеванов для "Известий": количество "стобалльников" с каждым годом растет, а значит, усиливается и конкуренция за бюджетные места

Известия: Каждый второй ученик 11-го класса оценивает свои знания крайне пессимистично

Подробнее...

Пресс-конференция ФИРО РАНХиГС в РИА-Новости: "Российское образование в контексте международных индикаторов"

11 декабря 2019 года в мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция Федерального института развития образования РАНХиГС на тему: "Российское образование в контексте международных индикаторов".

Подробнее...

Марк Агранович для Инвест Форсайт: Удается ли России повышать качество образования?

В 2015 году Генеральная Ассамблея ООН приняла глобальную повестку дня — Цели устойчивого развития, которая включала 17 целей по решению широкого спектра современных экономических, социальных, экологических проблем человечества: от ликвидации нищеты до обеспечения наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех; от обеспечения гендерного равенства до создания стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям.

Подробнее...

РИА-Новости: ученые ФИРО РАНХиГС представили проект Дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения"

Неочевидные риски цифровизации: куда движется образование

Стремительная цифровизация мировой экономики, как уверены эксперты, влечет за собою целый ряд неоднозначных социальных и культурных последствий, которые нуждаются в тщательном анализе. Опасности и перспективы цифровых тенденций в образовании изучила исследовательская группа из Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС).

Подробнее...

Интервью Максима Дулинова для РИА-Новости: Чтобы наставничество было полезным, потребность в нем должна произрастать изнутри

Наставничество в системе образования сегодня получает новое развитие. Кто может стать лучшим наставником для школьника или студента колледжа? Почему не стоит ограничиваться разовыми встречами с учениками? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказал директор Федерального института развития образования РАНХиГС Максим Дулинов.

Подробнее...

Марк Агранович для РБК: Сравнивать результаты PISA, полученные от городских агломераций и отдельных стран просто невозможно

Школьная грамотность успешно хромает

Какие результаты показала Россия в международном рейтинге образовательных достижений?
Российские школьники за десять лет повысили грамотность по чтению, математике и естественным наукам, следует из международного исследования PISA. Лидерами рейтинга успешности школьников остаются китайцы и эстонцы.

Подробнее...

Марк Агранович прокомментировал рейтинг PISA для интернет-издания «Мел»

«Говорить, стали мы лучше или хуже, на основе этих данных просто нельзя». В РАНХиГС прокомментировали рейтинг PISA

Подробнее...

Пресс-конференция в РИА-Новости: "Российское образование в контексте международных индикаторов"

11 декабря в  Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоится мультимедийная пресс-конференция «Российское образование в контексте международных индикаторов»

Подробнее...

Пресс-конференция по наставничеству в РИА-Новости

9 декабря в РИА-новости состоится пресс-конференция на тему: "Развитие института наставничества и популяризация лучших практик среди профессионального сообщества, работодателей, населения".

Подробнее...

Максим Дулинов в эфире ВГТРК: Недетский досуг. Как обеспечить "занятость" подростков?

18 ноября на ВГТРК в передаче «Утро России» обсуждали вопросы дополнительного образования детей и проблему занятости подростков.  Экспертом в студии стал директор ФИРО РАНХиГС Максим Дулинов.

Подробнее...

РИА-Новости: Ученые ФИРО РАНХиГС определили условия успеха подготовки персонала

Кадры решают все. Ученые определили условия успеха подготовки персонала

В эпоху информатизации и практически ежедневных научных открытий работникам разных производственных сфер необходима качественная базовая подготовка и возможность оперативно пройти дополнительное обучение. Ученые ФИРО РАНХиГС проанализировали подходы к проектированию образовательных программ и их реализации в Великобритании, Германии, странах Азии и США и обозначили условия для создания успешных программ обучения сотрудников производства, которые помогут преодолеть разрыв между сферой труда и образования.

Подробнее...

Россию в Туринском процессе оценивают высоко, но сравнивают со странами СНГ и Ближнего Востока

В представительстве ЕС завершился международный семинар «Туринский процесс в России 2018–2020. Представление основных выводов и рекомендаций». В присутствии директора Европейского фонда образования (ETF) Чезаре Анестини и  координатора проектов с Россией Франки Крестани состоялась презентация Национального доклада Российской Федерации: отчета о  развитии профессионального образования и обучения в нашей стране. Он появился в результате работы аналитиков из Федерального института развития образования РАНХиГС и их взаимодействия с межведомственной рабочей группой при Минпросвещения России.

О  том, к каким результатам пришла рабочая группа по подготовке Национального доклада и какие задачи для развития российского профессионального образования и обучения из них следуют , рассказывает Айрат Сатдыков, заместитель  директора Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС.

Подробнее...

Наталья Тарасова в эфире ВГТРК: Как учителям справиться со стрессом?

Учителям приходится не легко, 84 % педагогов не справляются со стрессом. Новые стандарты, повышенные требования родителей увеличивают психологическую нагрузку. Как учителям справиться со стрессом?

Подробнее...

Евгений Малеванов для Известий: об итоговом сочинении школьников

Минобразования продумывает меры против списывания заданий творческого экзамена из интернета

Подробнее...

Комментарий Ирины Соловьевой для "Известий" о новых правилах выдачи санаторных путевок инвалидам

На того парня: нуждающихся в уходе инвалидов пустят в санатории. Минздрав удалит из приказа № 321 рекомендацию выдавать путевки только тем, кто может сам себя обслуживать.

Подробнее...

Известия об исследовании ФИРО: 84% педагогов не справляются со стрессом

Новые стандарты и повышенные требования родителей увеличили психологическую нагрузку на воспитателей. Только 16% воспитателей в российских детских садах обладают высоким уровнем стрессоустойчивости. Подавляющему же большинству сложно приспособиться к изменениям на работе, в том числе к новым образовательным стандартам. 

Подробнее...

Максим Дулинов для КоммерсантЪ: надо повернуть нашу школу от поиска талантов к работе со всеми школьниками

По итогам Дискуссионного клуба, посвященного вопросам государственной политики по работе с одаренными детьми, проведенного 26 сентября ФИРО совместно с интернет-изданием "Мел",  журнал Огонёк КоммерсантЪ опубликовал обзорную статью «План по талантам: Как поиск одаренных детей из блага превращается в проблему».

Подробнее...

Игорь Сергеев для Учительской газеты: Профессиональное образование - «цифра» не равно «онлайн»?

Весь последний год педагогическая общественность обсуждает феномен, которого никто не ожидал: впервые за четверть века доля выпускников 9‑х классов школ, поступивших не в десятые классы, а в техникумы и колледжи, превысила 50%. Предлагаются различные объяснения, самое известное из которых - желание уйти от ЕГЭ. Представляется, что этот фактор важный, но не единственный и, более того, не главный.

Подробнее...

Рискованный бизнес. "Российский учебник" уйдёт с молотка

"Эксмо-АСТ" продает "Российский учебник" - одно из крупнейших в стране издательств учебной литературы. Цена сделки может составить примерно 6 млрд рублей. С чем связано неожиданное решение о продаже. Насколько бизнес по изданию учебной литературы прибыльный, и какие причины продажи называет издательство?

Подробнее...

Максим Дулинов для Учительской газеты: о мотивации педагога

Мотивация для учителя: что на первом месте?

«Учительская газета», №42 от 15 октября 2019 года

Подробнее...

Подкаст «Злой редактор», s01e05: Инесса Петонова и профориентация

В пятом выпуске подкаста шеф-редактор "Восточного экспресса" Инесса Петонова беседует о проблемах профориентации молодёжи и подростков.

Подробнее...

СМИ об Инструментарии: ФИРО РАНХиГС разработал новую методику оценки дошкольного образования

В детских садах скоро начнут не только учить воспитанников читать, считать и лепить из пластилина, но и следить за тем, как они общаются, играют и какие вопросы они задают взрослым. Воспитатели трижды в год будут отмечать этапы развития детей в специально разработанных для этого картах. Наблюдения позволят вовремя скорректировать программу работы с детьми и еще на дошкольном уровне исправить негативный сценарий развития ребенка, пока он не превратился в девиантного подростка. По информации «Известий», карты развития ребенка уже тестируют в 100 садиках.

Подробнее...

Максим Дулинов для Российской газеты: звонок не может быть "только для учителя"

Много споров и среди педагогов, и среди родителей вызвал резонансный случай в Новосибирской области. Прокуратура опротестовала нормативные акты школ, которые прописывали обязанность учеников убирать классы и столовые. Кроме того, некоторые школы установили правило: ученик вправе покинуть класс только тогда, когда разрешит учитель. Эти нормы прокуратура тоже отменила.

Подробнее...

Доверие становится значимым показателем образования: ведущие СМИ об исследовании ФИРО

ФИРО РАНХиГС был проведен масштабный on-line опрос, посвященный изучению доверия и доверительных отношений в образовательной практике «глазами учителя». Общее количество респондентов составило 18594 учителя школ из всех федеральных округов страны.

Подробнее...

Наталья Тарасова на Радио России: Какие изменения приготовило Минпросвещения к новому учебному году

Изменения, подготовленные Минпросвещения России касаются как учебного процесса, так и нюансов школьной жизни. Например, рекомендовано ограничить использование гаджетов. Личные мобильники могут запретить на уроке и выделить места для их хранения. Однако эта мера остается на усмотрение школы.

Подробнее...

Игорь Сергеев для Учительской газеты: "Билет в будущее" и региональные системы профориентации

Под самый конец нынешнего лета в Казани завершился всемирный чемпионат профессионального мастерства WorldSkills, в котором команда России выступила более чем достойно, в медальном зачете завоевав второе место. Внутри этого чемпионата существует отдельная программа – международный чемпионат по профессиям будущего Future Skills. В его номинациях были представлены 25 профессий, которым еще только предстоит занять свое место в мировой экономике. К примеру: машинное обучение и большие данные, цифровое земледелие, квантовые технологии, проектирование нейроинтерфейсов. И здесь уже из 25 номинаций 22 золота – российские. Не просто достойный, а выдающийся результат наших молодых специалистов! Уже сейчас они готовы жить и работать в будущем.

Подробнее...

Комментарий Натальи Тарасовой для газеты Гудок: о запрете мобильных телефонов в школе

Ученик не позвонит.

Запрет на использование мобильных телефонов в школе не решит проблем с успеваемостью.

Российским школьникам могут запретить использовать личные мобильные телефоны и планшеты во время уроков. За введение подобных ограничений высказалась министр просвещения РФ Ольга Васильева, выступая на VI Общероссийском родительском собрании 30 августа в Санкт-Петербурге. Ранее Минпросвещения совместно с Роспотребнадзором и Российской академией образования выпустило рекомендации об использовании устройств мобильной связи в школах.

Подробнее...

Максим Дулинов в прямом эфире на РБК: Большая перемена - 10 лет ЕГЭ

Оправдал ли себя ЕГЭ? Как Единый государственный экзамен за10 лет существования изменил всю систему школьной подготовки? Какова роль бизнеса в образовании? Каковы приоритеты государственной политики в школьном образовании? Каков заказ государства от школы? Эти и другие вопросы обсудили 2 сентября в прямом эфире на телеканале РБК с директором ФИРО РАНХиГС Максимом Дулиновым.

Подробнее...

Прямой эфир на Радио России с Ириной Селиверстовой: о платном и бесплатном профессиональном образовании

Аналитики подсчитали накопления россиян на учебу детей. Средняя желаемая сумма составляет 300 тысяч рублей. На образование сыновей копят 44% россиян, дочерей – 41%, говорится в исследовании Сбербанка. За последний год стоимость обучения в российских вузах выросла на 15%. Средний срок, за который клиенты планируют накопить на образование детей – 10 лет.

Подробнее...

Галина Резапкина для ФедералПресс: Два поколения выросло без скромной, но гарантированной государственной помощи в выборе профессии

Сорок лет назад профориентация была объявлена «одной из важнейших функций государства, одним из факторов повышения эффективности производства, а в социальной сфере – одним из средств формирования мировоззрения, гражданственности, общественной и творческой активности, сохранения здоровья, роста удовлетворенности трудом на основе согласования возможностей и желаний личности с требованием профессии и общественными интересами».  Когда еще верилось, что ситуацию могут изменить управленческие решения, на всех конференциях и совещаниях говорилось об устаревшем научно-методическом обеспечении, дефиците квалифицированных кадров, отсутствии нормативно-правовой базы и недостаточном финансировании.  О том, что же изменилось за эти 40 лет, рассказала Галина Резапкина, старший научный сотрудник научно-исследовательского центра стратегии, проектирования и правового обеспечения ФИРО РАНХиГС:

Подробнее...

Ирина Селиверстова для РБК: Мальчишкам и девчонкам накопят их родители

Россияне чаще откладывают деньги на образование сыновей, чем дочерей. На образование сыновей копят 44% россиян, дочерей — 41%, говорится в исследовании Сбербанка. Средняя сумма накоплений на учебу составляет 300 тыс. руб. При этом за последний год стоимость обучения в российских вузах выросла на 15%.

Подробнее...

Прямой эфир на Радио России с Максимом Дулиновым: В российских школах и детсадах усиливаются меры безопасности

Российские школы и детские сады должны быть оборудованы системами передачи тревожных сообщений. Школы в обязательном порядке установят системы видеонаблюдения и сигнализации, оборудуют посты охраны, установят КПП и металлоискатели, наймут сотрудников ЧОП или вневедомственной охраны. Такие требования прописаны в  Постановлении Правительства РФ № 1006 от 2 августа 2019 года. 26 августа в прямом эфире Радио России обсудили проблемы безопасности в образовательных учреждениях. Экспертом прямого эфира стал директор ФИРО РАНХиГС Максим Дулинов.

Подробнее...

Евгений Малеванов в прямом эфире телеканала Царьград: о последствиях введения четырехдевной недели в школе

26 августа в прямом эфире программы «Дежурный по редакции» телеканала Царьград обсуждали идею введения четырёхдневной рабочей недели в России. Уже через месяц Минтруд должен представить в Правительство свою позицию. Как возможные изменения скажутся на обычной жизни? Как отразятся эти нововведения на школе? Экспертом прямого эфира выступил Евгений Малеванов, директор центра анализа образовательных данных ФИРО РАНХиГС.

Подробнее...

Интервью Галины Резапкиной: Профориентация детей – задача школы

В феврале 2018 года по инициативе Владимира Путина был запущен проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее». О том, для чего нужна эта работа, а также с какого возраста нужно профориентировать детей, журналу «Гудок » рассказала старший научный сотрудник Федерального института развития образования  РАНХиГС, психолог Галина Резапкина.

Подробнее...

Галина Резапкина для Независимой газеты: о выборе профессии школьниками и «тестологии»

О том, как облегчить выбор профессии школьникам, что за наука «тестология» и почему расстреляли лидеров профориентации в СССР – об этом с журналистом Айной ДЕНИЕВОЙ беседует старший научный сотрудник Федерального института развития образования (ФИРО РАНХиГС), психолог Галина Резапкина.

Подробнее...

Эксперты ФИРО выявили главные проблемы учителей. Результаты исследований в рамках проекта "Учитель будущего"

Главными проблемами современных педагогов является отсутствие у них мотивации к использованию новых технологий и недостаточное знание ими теории технологизации образования. Специалисты Федерального института развития образования РАНХиГС составили рейтинг методических проблем школьных преподавателей при использовании ими новых педагогических технологий. Результаты были получены при исследовании проблем и затруднений педагогов по реализации федерального проекта «Учитель будущего», который входит в состав нацпроекта «Образование» и направлен на профессиональное развитие школьных наставников.

Подробнее...

Евгений Малеванов для Российской газеты: о возврате золотой медали в школу

Золотая медаль по окончании школы давно перестала быть пропуском в студенты. Лет 20 назад она еще давала большое преимущество, а при недоборе 1-2 баллов на вступительных экзаменах могла стать просто спасением для будущего первокурсника. Сегодня бал правят баллы ЕГЭ, а в дополнение к ним уже идут прочие успехи выпускника: спортивные достижения, дипломы, грамоты и, среди прочих, золотая медаль - подтверждение отличного аттестата. "Весит" медаль нынче не очень много: результат ЕГЭ сможет увеличить лишь на 3-5 баллов. А все достижения вместе в любом случае смогут добавить не более 10 баллов.

Подробнее...

Вести образования: Интервью Максима Дулинова о ВПР

ВПР никому не приносят пользы. Школам и учителям целесообразнее было бы позволить самостоятельно формировать из федерального банка данных свои контрольные работы.

Подробнее...

Евгений Малеванов для Мел: Можно констатировать намечающийся кризис в создании заданий ЕГЭ

19 июня, когда прошёл основной этап сдачи ЕГЭ 2019, стало известно о правительственном предложении сделать варианты заданий для ЕГЭ и ОГЭ индивидуальными. Систему формирования вариантов в будущем планируют создавать при помощи искусственного интеллекта и технологии контрольных измерительных материалов (КИМ). Новая мера должна помочь в борьбе со списыванием и сливом заданий.

Подробнее...

Марк Агранович в прямом эфире на РБК: Как работать? Чего ждать на рынке труда?

Из-за проблем на рынке труда особенно пострадали мужчины старше 50 лет. Они вынуждены устраиваться на низкоквалифицированные места и заниматься традиционно женской работой в торговле и сфере услуг. Что делать тем, кому за 50? Не спровоцирует ли пенсионная реформа еще большую безработицу среди этой категории сотрудников?

Подробнее...

Евгений Малеванов в эфире Радио России 24: шпаргалки на ЕГЭ

- За первую неделю ЕГЭ на шпаргалках попались более 100 участников экзамена. Правильно ли, что при обнаружении шпаргалок на ЕГЭ повторная сдача экзамена - только через год?

Подробнее...

Комментарий Евгения Малеванова для журнала ПолитЭксперт: ЕГЭ - действующий механизм "общества равных стартовых возможностей"

Директор Центра анализа образовательных данных ФИРО РАНХиГС Евгений Малеванов и владелец курсов подготовки к ЕГЭ Анастасия Панкина оценили систему сдачи ЕГЭ и предложили варианты ее модернизации.

Подробнее...

Татьяна Доронова в прямом эфире России 24: дебюрократизация школьной отчетности

31 мая на канале Россия 24 в программе "Сенат" обсуждали вопросы дебюрократизации школьной отчетности и нагрузку на учителей в российской системе образования.
Гостями студии стали Марина Ракова, заместитель министра просвещения РФ, Лилия Гумерова, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Ирина Рукавишникова, Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Алексей Кондратьев, член, Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Татьяна Доронова, ведущий научный сотрудник центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС.

Подробнее...

Марк Агранович в прямом эфире на РБК: О дефиците врачей, учителей, кассиров и поваров

29 мая на телеканале РБК обсуждались данные  о наиболее востребованных профессиях на рынке труда на конец 2018 года, опубликованные Росстатом. По информации Росстата среди специалистов высшего уровня квалификации больше всего не хватает работников в сфере здравоохранения (врачей). Дефицит кадров в этой области составляет почти 60 тыс. человек.Нехватка кадров также отмечается в сфере образования. В этой области на конец 2018 года оставалось более 32 тыс. вакантных рабочих мест.

Подробнее...

Эльвира Ванданова для Российской газеты: как снизить стресс перед ЕГЭ

Продолжается основная волна ЕГЭ. Как снизить стресс перед экзаменом? Что делать в случае неудачи? Ведущий научный сотрудник Центра стратегии, развития и правового обеспечения ФИРО Эльвира Ванданова рассказала Рг как справиться с волнением во время единых госэкзаменов.

Подробнее...

Эксперты ФИРО для Российской газеты: ЧП в школах: почему не помогает охрана и рамки металлоискателей

Не успел отгреметь случай с захватом заложников в школе в Казани, как очередное громкое ЧП произошло в Саратовской области. В городе Вольске подросток принес в образовательное учреждение топор и ударил им школьницу. 

Подробнее...

Наталья Тарасова в прямом эфире на РБК: Продавцы знаний: как вывести репетиторов из тени

24 мая на телеканале РБК обсуждалась проблема школьного репетиторства. В прямом эфире на тему "Продавцы знаний: как вывести репетиторов из тени" были рассмотрены вопросы качества школьного образования, специфики подготовки школьников к сдаче ЕГЭ и ОГЭ, а также  затронута проблема повышения спроса на услуги репетиторства для школьников.

Подробнее...

Наталья Тарасова в прямом эфире Радио России: Современные модели обучения. Как меняется школьное образование?

23 мая в спецвыпуске Радио России, посвященном школе, обсуждались современные модели обучения и последние изменения в школьном образовании России. Как меняется школьное обучение? Какие интересные методики появляются? Какие проблемы остаются нерешенными?

Подробнее...

ЕГЭ по-новому. Мнение Евгения Малеванова для Интерфакс.

Interfax-Russia.ru – ЕГЭ в 2019 году ждут изменения: задания будут присылать через интернет, а выпускники смогут выбирать уровень сложности экзамена по математике.

Подробнее...

"РИА Новости" об исследовании Марка Аграновича: Образованные пенсионерки имеют высокие шансы найти работу

Образованные пенсионерки имеют высокие шансы найти работу, считают ученые. РИА Новости. 16 апреля

Подробнее...

Интервью Максима Дулинова для "Вестей образования": Нацпроект не должен превратиться в "отчет об исполнении контрольных точек"

24 апреля в ФИРО РАНХиГС состоялось первое установочное заседание рабочих групп по федеральным проектам национального проекта «Образование» под председательством заместителя министра просвещения РФ Марины Раковой. На вопросы «ВО» отвечает директор ФИРО РАНХиГС Максим Дулинов.

Подробнее...

Комментарий Натальи Тарасовой для интернет-издания «Мел»: Завучей хотят поменять на новую модель под видом привлечения молодых специалистов

Министерство просвещения опубликовало проект постановления, в котором предлагается ввести для учителей российских школ позиции «старшего» и «ведущего». По замыслу ведомства, старший преподаватель должен будет проектировать и координировать других учителей при разработке разных сегментов образовательных программ и выполнять функцию методиста. Ведущему учителю отводится роль наставника в педагогическом коллективе школы, он займётся координацией и интеграцией в учебный процесс всех специалистов, работающих в учреждении — от учителей до психологов.

Подробнее...

Игорь Сергеев для Интерфакс: Cемь лайфхаков о профессиональном самоопределении детей для умных родителей

Москва. 16 апреля. ИНТЕРФАКС - О том, как ребенку сделать правильный профессиональный выбор и какую роль при этом могут играть родители, рассказывает доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФИРО РАНХиГС Игорь Сергеев.

Подробнее...

Екатерина Есенина о дуальном обучении для федеральной экспертной сети "Клуб Регионов"

Камчатка готовит профессиональные кадры для резидентов ТОР. Камчатский край в течение нескольких лет развивает систему дуального образования, которая предполагает тесное взаимодействие предприятий с образовательными учреждениями. Сегодня ссузы края работают с компаниями региона по 13 образовательным программам. В итоге уже в ближайшие годы край может выйти на кадровое самообеспечение.

Подробнее...

Галина Резапкина для Интерфакс: Профориентация младших школьников

Москва. 8 апреля. ИНТЕРФАКС - У ранней профориентации хватает сторонников и противников. Сторонники утверждают, что одна из причин низкой эффективности профориентационной работы – ее смещение на подростковый возраст, когда поздно формировать и воспитывать, все уже выросло, впору пропалывать. Противники представляют себе дошкольников в форме шахтеров, пожарников или железнодорожников, за которых уже все решили взрослые дяди и тети, озабоченные судьбами отечественной экономики. Галина Резапкина, психолог, научный сотрудник Федерального института развития образования РАНХиГС, пытается разобраться, когда и как следует говорить с детьми о будущей профессии.

Подробнее...

Игорь Сергеев для "Вести.FM": "Цифровизация новых профессий совершенно неизбежна"

80% выпускников вузов сталкивались с трудностями при поиске работы. И только 17% удалось устроиться без проблем. Опросы показывают – проблемы с трудоустройством чаще всего возникают из-за отсутствия опыта у молодых специалистов. Где его взять вчерашним студентам и есть ли профессии, представителей которых работодатели мечтают заполучить, – выясняла корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.

Подробнее...

Мнение Игоря Сергеева для Российской газеты: На кого учиться, чтоб не остаться без профессии

Перечень профессий в колледжах и техникумах должен серьезно обновиться: по данным министерства просвещения, 30 процентов специальностей среднего профессионального образования не актуальны. Почему? Некоторые - устарели содержательно и требуют "перезагрузки". Другие - в принципе исчезают. Третьи - изменились так, что для них отдельная программа уже не нужна. Хватит и краткосрочных курсов. Под сокращение могут попасть "оператор ЭВМ", "технолог кинофотоматериалов и магнитных носителей", "ткач", "часовщик-ремонтник", "реставратор тканей, гобеленов и ковров"…

Подробнее...

Комментарий Максима Дулинова для интернет-издания "Мел": Как финансово помочь школе и не нарушить закон

Кто из нас не записывал в школьный дневник напоминание вроде: «Сдать две тысячи на окна в классе»? Сегодня многие дети о таком и не слышали. Но многие родители готовы помочь школе, если ей что-то нужно. Как это сделать правильно и по закону, «Мелу» рассказал Максим Дулинов, директор Федерального института развития образования РАНХиГС.

Подробнее...

Интервью Максима Дулинова газете "Гудок": "Предприятия сами должны искать студентов"

Транспортная система страны не может развиваться без специалистов. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года прогнозирует обострение кадрового дефицита в отрасли. Какие меры нужно принять, чтобы укомплектовать отрасль необходимым количеством высококвалифицированных кадров, «Гудку» рассказал директор ФИРО РАНХиГС Максим Дулинов.

Подробнее...

Комментарий Максима Дулинова для Российской газеты: "Только через совместную работу учителей, психологов, работу с семьей можно снизить уровень агрессии школьников»

ЧП в школах стабильно не уходят из новостных лент: потрясает очередной случай в Приморье. Родители одноклассников избили ученика. Повод? Школьник жестко вел себя по отношению к другим ребятам. Взрослые несколько раз просили местную полицию и администрацию школы оградить их детей от хулиганских выходок. Одной из последних "жертв" пятиклассника стала девочка, которая в итоге попала в больницу с подозрением на серьезную травму. И у кого-то из взрослых сдали нервы… История пополнила собой криминальную сводку: делом занялась прокуратура, органы опеки…

Подробнее...

Директор ФИРО РАНХиГС Максим Дулинов: "Если мы хотим получить качественные результаты, то менять систему образования придется на всех уровнях"

О том, как России войти в десятку стран с лучшим школьным образованием, каким образом будет реализован Национальный проект "Образование" в регионах и поможет ли бизнес школам, рассказал корреспонденту "Интерфакса" Софье Суворовой директор Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС Максим Дулинов.

 13 февраля 2019

Подробнее...

Интервью Марка Аграновича "Российской газете": Кому нужны рейтинги вузов и для чего?"

Кому нужны рейтинги вузов и для чего? Этот вопрос стал основным в исследовании Центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС.

Подробнее...

4.12.2018 — Руководитель Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов: «Главное – научить человека выбирать профессию, и делать это осознанно и самостоятельно»

Подробнее...

Буллинг – это болезнь детской личности. Почему сегодня наша школа способствует развитию травли между учениками?

О том, какие мифы окружают такое социальное явление, как буллинг (травля школьниками своих одноклассников), рассказывает доцент кафедры психологии личности МГУ им. М.В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник ФИРО РАНХиГС Светлана Кривцова.

Подробнее...

06.12.18 - Дискуссия о финансировании школ. Максим Дулинов в программе ПРАВ?ДА!

"...школы чувствуют себя наименее обделенными, наряду с вузами, если смотреть по уровням финансирования. Самое недофинансированное среднее профессиональное образование. И с учетом того, что туда идет много детей, мы на самом деле этот блок можем потерять".

Подробнее...

Российское образование тонет в проблемах. Интервью с директором Федерального института развития образования РАНХиГС

Почему российские учителя позволяют себе некорректное поведение по отношению к ученикам, почему ЕГЭ эффективней, чем классические экзамены, а родители всё чаще переводят детей на домашнее обучение — об этом в эксклюзивном интервью News.ru рассказал директор Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации (ФИРО РАНХиГС) Максим Дулинов.

Подробнее...

Не учат в школе: чему должны научить родители, а чему - педагоги?

Спорим об этом в эфире программы «Родительский вопрос» на Радио «Комсомольская правда». Гость программы: Ольга Радионова, руководитель центра стратегии, прогнозирования и нормативного обеспечения образовательных систем ФИРО РАНХиГС.

Подробнее...

В России появится Фонд поддержки родных языков

В России появится Фонд поддержки сохранения и изучения родных языков. Главная задача фонда - создание учебников по родным языкам народов нашей страны.

Подробнее...

Федеральный институт развития образования: перезагрузка и результаты исследований

Пресс-конференция на тему: "Федеральный институт развития образования РАНХиГС: перезагрузка и результаты исследований".

Подробнее...