Формирование системы наставничества на производстве в условиях развития практико-ориентированного (в том числе дуального) профессионального образования (на примере подготовки кадров для предприятий Свердловской области)

Проект реализован на базе ГАПОУ Свердловской области «Екатеринбургский экономико-технологический колледж». 2017 г.

Среди наставников на предприятии можно выделить две категории: обучающие вновь принятых на предприятие специалистов и обучающие студентов профессиональных образовательных организаций во время прохождения практического обучения на предприятии. При прохождении студентами практического обучения на предприятии осуществляется взаимодействие между руководителями предприятия и ПОО, руководителем структурного подразделения - места прохождения практики и должностного лица от ПОО, ответственного за практическое обучение. Сами наставники с профессиональными образовательными организациями взаимодействуют, как правило, на уровне «наставник - руководитель практики от ПОО, мастер производственного обучения». То есть взаимодействие осуществляется в основном «по горизонтали». Следствие такой схемы взаимодействия: расхождение содержания рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей с видами работ, реально выполняемых обучающимся на рабочем месте, разные подходы к оцениванию результатов обучения в стенах ПОО и на рабочем месте на предприятии и другие. Выстраивание не только горизонтального взаимодействия, но и по вертикали является более результативным, поскольку позволяет содержание программ приблизить к реальному производству, выработать единство требований к обучающемуся при прохождении обучения в аудиторных условиях и на предприятии, разграничить полномочия наставников по выполнению разных видов деятельности

Как показывает практика взаимодействия ГАПОУ СО «Екатеринбургский экономико-технологический колледж» с предприятиями-социальными партнерами (ЗАО «Комбинат пищевой Хороший вкус», Ассоциация Уралпищепром), предприятия испытывают трудности в выборе методик отбора наставников, их обучения основам психологии, педагогики и андрагогики. Персоналу предприятий сложно ориентироваться в требованиях ФГОС СПО в части разработки учебно-методических комплексов для практического обучения, оценочных средств.  В этом случае кадровый потенциал ПОО в лице преподавателей, методистов, руководителей структурных подразделений может оказать помощь предприятиям в формировании системы наставничества.

Опыт экспериментальной площадки дает возможность сделать вывод, что основные преимущества наставничества для российских предприятий, заключающиеся в следующем:

- осознанный выбор: профессиональное самоопределение студентов и выпускников, молодых работников;

- формирование качественного кадрового резерва;

- повышение закрепляемости на рабочем месте, сокращение текучести кадров;

- помощь студентов на позициях низкой квалификации (для них – старт в профессии с возможностью карьерного роста).

Методические рекомендации EETK

Екатеринбургский экономико-технологический колледж - экспериментальная площадка ФИРО РАНХиГС