Разработка и апробация модели непрерывного образования руководителей и педагогических работников образовательных организаций среднего профессионального образования (на примере организаций СПО нефтегазохимического профиля)

На базе ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» («КНИТУ»). 2017 г.

Республика Татарстан входит в число лидирующих регионов Российской Федерации по инвестиционной привлекательности и по объему российских и иностранных инвестиций в экономику региона. За последние 5 лет в Республике Татарстан появились такие драйверы экономического роста, как особая экономическая зона «Алабуга» и Территория опережающего развития «Иннокам», где сконцентрированы основные бюджетообразующие предприятия республики.

Флагманы нефтегазохимической отрасли и нефтепереработки, такие как «Нижнекамскнефтехим», «Танеко», «Татнефть», «Нижнекамскшина», «Аммоний» и т.п. осуществляют строительство и запуск к 2020 году новых производств глубокой переработки продуктов нефтехимии общим объемом инвестиций около 500 млрд. рублей.  Именно поэтому центральным ядром «Стратегии развития Республики Татарстан до 2030 года» является развитие человеческого капитала. В этой связи проблематика  развития педагогических кадров профессионального образования требует пристального внимания. Анализ структуры и содержания образовательных программ подготовки специалистов среднего звена позволяет разделить весь корпус преподавателей на несколько направлений в зависимости от их базовой профессиональной подготовки. Как правило, преподаватели системы СПО «рекрутируются» из двух групп специалистов: мастерами производственного обучения становятся производственники, хорошо знающие технологические процессы конкретных предприятий, но  не владеющие  основами педагогики и психологии;  преподавание теоретических курсов ведут, в основном, выпускники   педагогических  вузов, не обладающие знаниями  особенностей развития современных производств. В особую группу следует выделить руководителей образовательных организаций среднего профессионального образования, уровень квалификации которых определяется, как правило,  предшествующим трудовым опытом. Отсутствие скоординированной системы повышения квалификации этих ключевых игроков системы подготовки кадров наиболее массовых профессий приводит к существенным изъянам в качестве всей системы среднего профессионального образования, которая не успевает адаптироваться к вызовам  времени.

В рамках одного из направлений подготовки преподавателей общегуманитарного, математического и естественнонаучного циклов образование осуществляется на базе педагогических вузов, чаще всего без учета специфики педагогической деятельности преподавателя СПО.

Подготовка преподавателей другого направления, обеспечивающих цикл профессиональных дисциплин  образовательных программ, осуществляется разными учебными заведениями высшего профессионального образования. Такие специалисты, как правило, не владеют психолого-педагогическими компетенциями.

Таким образом, определяются «выпадающие» компетенции преподавателей СПО, находящиеся в области психолого-педагогической специфики ведения образовательного и воспитательного процесса в системе СПО.

Новые компетенции лежат в области:

  • профессиональной поддержки руководителей учреждений среднего профессионального образования;
  • поддержки исследовательской практики студентов в учреждениях СПО;
  • развития практикоориентированного профессионального самоопределения школьников (разработка методик проведения профессиональных проб по профессиям уровня СПО);
  • проектирования модулей обучающей среды и новых форм оценки;
  • установления и поддержания коммуникаций с рынком труда;
  • обучения для устойчивого развития («зеленые» умения, «зеленая» культура);
  • организации самоуправляемого обучения студентов.

Отсюда проистекают новые компетенции педагогических кадров СПО, которые являются общими для всех категорий педагогических работников:

  • умение оценивать потенциал и психотип обучающихся;
  • умение вести переговоры и разрешать конфликты;
  • умение организовывать проектную деятельность студентов и эффективно руководить ею;
  • умение вести учет возрастных и индивидуальных особенностей студентов;
  • умение вести учет социальных и этнокультурных особенностей студентов;
  • умение вести учет специфики семейного воспитания.

Кроме  того, должны быть учтены новые подходы к обучению, обусловленные влиянием изменяющейся среды:

  • ориентация на обучение, а не на преподавание;
  • осуществление интеграции теории и практики, проектное обучение, обучение в процессе деятельности, проблемное обучение, разнообразные методики и приемы студентоцентрированного обучения и т.д.;
  • обучение с учетом потребностей учащихся;
  • изменение роли преподавателя – отказ от процесса простой трансляции знаний, расширение деятельности по развитию образовательной организации и сотрудничества с заинтересованными сторонами, развитие социального партнерства.