Результаты работы экспериментальных площадок ФИРО РАНХиГС по направлению "Особые дети"

Далее представлены результаты работы организаций по темам «Апробация модели обучения детей с заболеваниями центральной нервной системы в общеобразовательной школе в формате инклюзии», «Технология комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения как эффективный механизм повышения качества их жизни», «Формирование инженерных компетенций с использованием средств робототехники, способствующих эффективному социально-профессиональному самоопределению обучающихся с нарушением слуха», «Технология психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением слуха, речи и сложной структурой дефекта в образовательном процессе как эффективный механизм повышения качества их жизни», «Разработка и апробация организационно-педагогических условий обеспечения качества образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе»

  1. МБОУ Городского округа Балашиха Московской области «Средняя общеобразовательная школа № 8» в рамках деятельности экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС по теме «Апробация модели обучения детей с заболеваниями центральной нервной системы в общеобразовательной школе в формате инклюзии» приняла участие в региональном этапе VI Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России»-2019 года» и стала призером этого конкурса (2 место, диплом Министерства образования Московской области). На конкурс был представлен материал «Из опыта работы МБОУ СОШ №8 по инклюзивному обучению», презентация подготовлена директором школы Волошиной Т.В., заместителями директора по УВР Биленко Г.С., Брызгуновой О.С., педагогом - психологом Мальцевой М.В.

 

Педагогами школы были также разработаны обучающие материалы: «Информационная карта практики социальной инклюзии в МБОУ СОШ № 8» - Буклет. – Дидактические и раздаточные материалы.

  1. ГОА ОУ «Центр образования, реабилитации и оздоровления» в рамках деятельности экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС по теме «Технология комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения как эффективный механизм повышения качества их жизни» в 2018-2019 учебном году осуществлялось внедрение модели «Ресурсный класс» для детей с расстройствами аутистического спектра, функционирование которого предусматривает: организацию специального пространства, режима обучения, рабочего места для обучающихся с РАС; организацию рабочего места для учителя; наличие технических средств обучения и оборудования, ориентированных на обучающихся с РАС; наличие специальных приложений к базовым учебникам, рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения.

Опыт работы  представлен  на Всероссийской научно-практической конференции «Модели социальной инклюзии в сфере дополнительного неформального образования» (24 – 25 октября 2019, ФИРО РАНХиГС), с докладом «Взаимодействие незрячих и слабовидящих учащихся с социальными партнёрами в рамках реализации адаптированных основных образовательных программ» выступила Веретенникова Светлана Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГОА ОУ «Центр образования, реабилитации и оздоровления», а так же на  двухдневном семинаре-практикуме по теме «Особенности организации работы с детьми с ОВЗ в системе дополнительного образования» (21 ноября 2019г., Центр образования, реабилитации и оздоровления).

 

  1. МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушение слуха) № 12 г. Челябинска» в рамках деятельности экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС по теме: «Формирование инженерных компетенций с использованием средств робототехники, способствующих эффективному социально-профессиональному самоопределению обучающихся с нарушением слуха» участвовала в международных и всероссийских конференциях:

  - II Всероссийская заочная научно-практическая конференция «Современные образовательные технологии как основной ресурс совершенствования профессиональной компетенции педагога» (15.02.2019 г.)  http://umckonf.chel-edu.ru

На конференции были представлены доклады:

Архипова Т.В. «ЛЕГО – на уроках истории».

 Кулумбетова Г.К., Усманова Л.Г. «Развитие интереса к математике обучающихся с нарушением слуха посредством инновационных технологий для дальнейшего профессионального самоопределения».

Золотарева Е.В., Пяткова Е.Г. «Приемы работы по формированию первоначальных знаний о политехнических профессиях у слабослышащих детей на индивидуальных занятиях».

Чабан В.Г., Макарова С.Г. «Образовательные технологии как инструмент эффективного решения задач современного образования (достижения требования ФГОС)».

-  XI Международная научно-практическая конференция, посвященная 85-летию Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета «Современные технологии социальной работы и инклюзивного образования», тема выступления  «Проектирование мотивирующей образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями с использованием образовательной робототехники».

-  Всероссийская научно-практическая конференция «Модели социальной инклюзии в сфере дополнительного неформального образования» (24 – 25 октября 2019, ФИРО РАНХиГС), выступление с докладом Антипиной Т.Г. по теме «Формирование условий способствующих эффективному социально - профессиональному самоопределению и личностному саморазвитию обучающихся с нарушением слуха».

Публикации:

  1. Лежнина О.Н., Антипина Т.Г., Коваленва И.Ю. Пропедевтика формирования инженерной культуры детей с особыми образовательными потребностями на основе проектной деятельности использованием образовательной робототехники. /Управление будущим в контуре экономической и социальной реальности : сб. ст. участников Междунар науч.-практ. Конф., Челябинск, 11 апреля 2019 г./ под общ. Ред. Е.П. Велихова; отв. За вып. Е.А. Колесник. – Челябинск: Изд-во Челяб. Гос. Ун-та, 2019.-125 с.
  2. Антипина Т.Г., Забродина М.Н., Ковалева И.Ю., Кулумбетова Г.К., Лежнина О.Н., Рыкова И.Г., Сажина Е.М., Усманова Л.Г. Общешкольная проектная деятельность «Фермерское хозяйство» в рамках урочной, внеурочной деятельности и системы дополнительного образования/ Образование лиц с нарушением слуха: достижения и актуальные проблемы : материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. : Е.Г.Речицкой, В.В.Линькова-Москва : МПГУ, 2019. – 352 с.
  3. Антипина Т.Г., Лежнина О.Н., Ковалева И.Ю. Проектирование мотивирующей образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями с использованием образовательной робототехники./Современные технологии социальной работы и инклюзивного образования [Текст]: сборник статей XI Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета: в 2-х ч. / под общ. Ред. В.С. Васильевой, С.В. Росляковой; М-во науки и высш. Образования Рос. Федерации, Юж.-Урал. Гос. Гуманитар.-пед. ун-т. – Челябинск: Юж.-Урал. Науч. Центр РАО, 2019. – Ч. 1. – 365 с.
  4. Ковалева И.Ю. Антипина Т.Г. Образовательная среда для слабослышащих и позднооглохших детей: ФГОС для обучающихся с нарушением слуха. Пяткова Е.Г. Приемы работы по формированию первоначальных знаний о политехнических профессиях у слабослышащих детей на индивидуальных занятиях. – Рамкулова В.А. Использование LEGOEV3 на уроке математике по теме «Длина окружности»/ Технология комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с нарушением слуха, речи и сложной структурой дефекта в образовательном процессе. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. 6 мая 2019 года. Энгельс. – 289с.

Размещение материала в сети «Образовательная инициатива» http://eduidea.ru/

 - Кулумбетова Г.К. Технологическая карта по Лего-конструированию по теме «Умная вертушка».   Проект «Уборка снега в городах и поселках».

- Бордунова Е.Л. Ландякова Л.М. Технологическая карта. Интерьер и планировка кухни-столовой.

 - Архипова Т.В. «Использование конструкции», «Первые механизмы». Большие строительные платы. LEGO. Городская жизнь, Набор дверей, окон и черепицы, Общественный и муниципальный транспорт. Строительные машины. 2 классы - «Лего-конструирование». ПервоРобот LEGO WeDo. 9580. Ресурсный набор LEGO Education WeDo. 9585. 3 классы - «Лего-конструирование». Конструктор «Построй свою историю». 45100. 4-5 классы - «Лего-конструирование». Базовый набор LEGO® MINDSTORMS® Education EV3. –Деятельность объединений в рамках дополнительного образования. 3-5 классы — объединение «Лего-конструирование». Базовый набор LEGO® MINDSTORMS® Education EV3. Ресурсный набор LEGO® MINDSTORMS® Education EV3. –Деятельность объединения «Лего-робототехника» в рамках Кулумбетова Г.К., Усманова Л.Г. Развитие интереса к математике обучающихся с нарушением слуха посредством инновационных технологий для дальнейшего профессионального самоопределения.

Золотарева Е.В., Пяткова Е.Г. Приемы работы по формированию первоначальных знаний о политехнических профессиях у слабослышащих детей на индивидуальных занятиях.

Чабан В.Г., Макарова С.Г., Образовательные технологии как инструмент эффективного решения задач современного образования (достижения требования ФГОС).

 

  1. ГБОУ Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 1 г. Энгельса» в рамках деятельности экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС по теме: «Технология психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением слуха, речи и сложной структурой дефекта в образовательном процессе как эффективный механизм повышения качества их жизни».

       Участие в конференции:

Всероссийская научно-практическая конференции «Модели социальной инклюзии в сфере дополнительного неформального образования» (24 – 25 октября 2019, ФИРО РАНХиГС). Выступление с докладом «Социальная практика инклюзивного дополнительного образования в рамках проекта «Саратовская агломерация 2025» Попова Владимира Владимировича, директора ГБОУ Саратовской области «Школа – интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 1 г. Энгельса», Саратовской область.

Опубликованы научные статьи в сборниках:

Сборник научных статей «Коммуникативный подход в системе специального и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» ISBN 978-5-4214-0080-6 ГАОУ ВО МГПУ, 2019 г.

Сборник научных статей «Образование лиц с нарушением слуха: достижения и актуальные проблемы» ISBN 978-5-4263-0813-8 МПГУ, 2019 г.

Сборник материалов Всероссийской конференции (с международным участием) по вопросам обучения, воспитания, интеграции детей с нарушением слуха ISBN 978-93593-264-0 Университет управления «ТИСБИ» г. Казань. 2019 г.

 Статьи, выступления в СМИ

«Методические рекомендации родителям детей с нарушением слуха по соблюдению слухо-речевого режима в домашних условиях» https://clck.ru/Lyurw

«Социализация обучающихся с недостатками слуха в условиях инклюзивного образования»

https://clck.ru/Lz9tz

«Коррекционно-развивающие задания для младших школьников»

https://clck.ru/Lz8tf

О реализации проекта «Саратовская агломерация 2025»

https://clck.ru/HihA9

https://clck.ru/Lz836

https://clck.ru/Lz84m

https://clck.ru/Lz85x

https://clck.ru/Lz8AT

https://clck.ru/Lz8Bc

 

Книжные издания (монографии, учебные пособия и т.д.)

Электронный сборник «Технология комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с нарушением слуха, речи и сложной структурой дефекта в образовательном процессе».  https://clck.ru/Lz6RA

  1. Нормативные документы, методические рекомендации, образовательные программы и т.д.
  2. Разработаны и представлены проекты:

- «Интеграция научно-учебной лаборатории робототехники агропроизводства и животноводства и парка «Саратовское Зарядье»

- «Живое эхо истории»

-  «Модель коррекционно-развивающего образовательного комплекса «Пространство возможностей»,

-  Проект «Саратовская агломерация 2025»

- «Центр диагностики и консультирования для родителей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (от 0 до 7 лет) «Родничок»

Проект Онлайн-школа «Обучение без границ».

 

  1. МАОУ "Средняя школа № 43"  г. Петропавловск-Камчатский в рамках деятельности экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС по теме «Разработка и апробация организационно-педагогических условий обеспечения качества образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе» разработан комплект материалов «Дневник сопровождения обучающегося с ОВЗ в начальной школе», который является важным инструментом психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в начальной школе в условиях инклюзивной практики.

Комплект материалов содержит психолого-педагогическую характеристику ребенка, отражает содержание рекомендаций  Психолого-медико - педагогической комиссии  для каждого члена команды специалистов сопровождения, а именно, учителя класса, учителя-дефектолога, логопеда, педагога – психолога, работающих с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

«Дневник сопровождения обучающегося с ОВЗ  в начальной школе» позволяет отразить этапы динамического наблюдения за продвижением обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту, а  также внести в него  корректировку согласно заключениям плановых заседаний территориального психолого-педагогического консилиума. По сути, представленный комплект является дорожной картой воспитания, обучения и развития обучающегося с ОВЗ в условиях  общеобразовательной организации.  

Руководителем сети экспериментальных площадок от ФИРО РАНХиГС является Соловьёва Ирина Леонидовна - заместитель директора Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей, к.п.н., доцент.

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Екатеринбург, участник сетевой экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС по теме "Цифровая дидактика профессиональног...

Цифровая трансформация образовательного процесса – неизбежный отклик системы профессионального образования на «глобальные вызовы». Её цель – обеспечить потребности цифровой экономики в кадрах нового т...

ГБОУ школа № 507 Московского района Санкт-Петербурга получила статус  экспериментальной площадкой в 2018 году. Тема экспериментальной площадки «Формирование гражданской активности участников образоват...

В рамках реализации  проекта сетевой  экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС по теме «Цифровая дидактика профессионального образования» в 2020 году разработаны: ТИПОВАЯ КОМПЛЕКТАЦИЯ ОНЛАЙН-КУРСА С...

КГАОУ ДПО «Хабаровский краевой институт развития образования» (ХК ИРО) - одна из экспериментальных площадок ФИРО РАНХиГС, работающих по направлению "Цифровая дидактика профессионального образования и ...

НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования» (г. Казань) подводит итоги своей деятельности по теме «Разработка содержания и условий реализации вариативно-развивающего образования дошкольников Р...

Основная задача современного этапа экспериментальной деятельности Прогимназии «Зимородок»  – описание опыта и проблем реализации дошкольно – школьного образования в интегрированной развивающей образов...

В 2019 г. сформирована сеть экспериментальных площадок ФИРО РАНХиГС, работающих по теме "Цифровая дидактика профессионального образования". Сеть объединяет 23 образовательные организации профессиональ...

В сборнике представлены материалы инклюзивного социально-образовательного проекта по реализации авторской педагогической технологии воспитания детей в духе толерантного общения «Истории карапушек: как...

Далее представлены результаты работы организаций по темам «Апробация модели обучения детей с заболеваниями центральной нервной системы в общеобразовательной школе в формате инклюзии», «Технология комп...

Пермское региональное отделение Межрегиональной общественной организации «Содействие детскому отдыху» входит в состав сетевой экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС по теме: «Разработка и апробация э...

ГБОУ города Москвы «Школа № 1593» входит в состав сетевой экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС по теме: «Разработка и внедрение моделей использования в  общеобразовательной школе новых технологий о...

В 2019 году завершила работу межрегиональная сеть  экспериментальных площадок Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, объединенных общим направлением "Разработка и апр...

Частное дошкольное образовательное учреждение «Центр «ДИВО» - экспериментальная площадка ФИРО РАНХиГС, входит в состав сетевой экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС по теме «Разработка, апробация и ...

Экспериментальная площадка по теме "Интеграция общего и персонального (дополнительного) образования как средство проектирования мотивирующей культурно-образовательной среды в развитии творческого поте...