Конференции и семинары

Третья Всероссийская научно-практическая конференция "Цифровая дидактика профессионального образования и обучения"

17-18 марта 2021 года в Федеральном институте развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ФИРО РАНХиГС) состоялась Третья Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Цифровая дидактика профессионального образования и обучения». Организаторы конференции – Научно-исследовательский центр профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС и Ассоциация образовательных организаций, научных работников и педагогов профессионального образования «Академия профессионального образования».

Программа конференции

О мероприятии

Участники конференции: ведущие зарубежные и российские учёные – специалисты в сфере профессионального и электронного образования; экспериментальные площадки, работающие по направлению «Цифровая дидактика профессионального образования»; руководители, педагоги, методисты профессионального образования; специалисты в области профессиональной ориентации и сопровождения профессионального самоопределения; разработчики цифровых образовательных продуктов и средств.

Конференция проведена в формате онлайн.

В рамках конференции обсуждался комплекс актуальных вопросов цифровой трансформации профессионального образования. Проведены пленарное заседание, панельная дискуссия «Сценарии развития профессионального образования в эпоху цифровой трансформации», а также прошла работа по секциям.

Секция 1. На пути к комплексной цифровой трансформация образовательного процесса СПО:

  • дистанционное и смешанное обучение в системе СПО: уроки пандемии;
  • разработка, оценка и ведение онлайн-курсов в профессиональном образовании;
  • педагогические и цифровые технологии в электронном обучении;
  • проблемы практикоориентированности профессионального образования в эпоху цифровой трансформации;
  • студент и педагог в цифровом образовательном процессе СПО;
  • цифровая образовательная среда профессиональной образовательной организации: контуры и перспективы.

Секция 2. Цифровые инструменты в профессиональной ориентации и сопровождении профессионального самоопределения:

  • цели и средства: встречная трансформация проблем профессионального самоопределения и профориентационных цифровых инструментов в период смены эпох;
  • направления развития профориентационно значимых цифровых инструментов, ресурсов и сервисов.

Секция 3. Автоматизация обеспечивающих процессов в профессиональной образовательной организации: проблемы, решения, перспективы:

  • цифровая экосистема профессионального образования: партнёрство в сетевой среде;
  • цифровые средства в управлении образовательным процессом СПО: готовые решения vs собственные платформы;
  • индивидуализация обучения и «цифровой помощник» в профессиональном образовании.

Контактное лицо: Сергеев Игорь Станиславович, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сценарии развития

СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

В прошлом году вышла публикация международной организации СЕДЕФОП
«Профессиональное образование и обучение в Европе, 1995 – 2035г.г.: сценарии развития профессионального образования и обучения в 21 веке».
Исследователи выделили три основных сценария.
1. Профессиональное образование и обучение (ПОО) не будет ограничиваться лишь существующими учреждениями как сегодня, но станет частью так называемого непрерывного обучения (англ. Life Long Learning).
Отличительные характеристики:
• ПОО как отдельная и отграниченная от других подсистема будет всё менее актуальной, так как возникает всё большая потребность в комбинировании разных форм обучения.
• Широкая «политехническая» подготовка - возрастающее значение общих и общепрофессиональных компетенций, компетенций на стыке разных профессий
• Целевая группа ПОО будет значительно расширена за счет обучающихся всех возрастов в дополнительном образовании
• Индивидуальные образовательные программы, проектно-ориентированное обучение станет привычным
• Потребуются более сильные механизмы координации и управления, чем сегодня. Риски фрагментарной реализации и усиления неравенства (если не изменятся механизмы управления).
2. Второй сценарий характеризуется чётко выраженным положением ПОО в рамках системы образования и наличием профессиональных компетенций в ядре.
Отличительные характеристики:
• Положение ПОО как отдельной подсистемы образования с чётко выраженными границами, институтами, организациями усиливается
• Обучение на рабочем месте и практическая подготовка, становятся ключевыми отличительными элементами
• ПОО организовано с учетом требований, установленных на рынке труда
• Молодые люди рассматриваются как основная целевая группа. Ключевые задачи ПОО - помочь молодым людям повзрослеть социально и профессионально, создать платформу для дальнейшей специализации
• Основная цель будет заключаться в том, чтобы сделать обучение на рабочем месте «золотым стандартом» во всех профессиональных сферах и на всех уровнях (до 8-9 уровня рамки квалификаций)
• Риски связаны с быстро меняющимися технологиями, требованиями рынка труда к навыкам и квалификациям среднего уровня, долгосрочным и стабильным спросом на эти квалификации
3. Третий сценарий рассматривает подготовку обучающегося на конкретном рабочем месте.
Отличительные характеристики:
• Положение ПОО в общей системе образования и будет все больше связано с получением и повышением квалификации для рынка труда
• ПОО фокусируется на текущих и среднесрочных потребностях в квалификациях и всё меньше на общих и общепрофессиональных компетенциях
• Целевая группа ПОО сокращается, фокусируясь в основном на взрослых, нуждающихся в немедленной переподготовке или повышении квалификации, или находящиеся в зоне риска безработицы и социальной эксклюзии
• Возможен индивидуальный подход, но он ограничен обучением на рабочем месте и практической подготовкой
• Отдельные компании и отрасли играют ключевую роль
• Риски недооценки важности базовых и сквозных навыков и компетенций человека, для удовлетворения потребностей развивающихся рынка труда и общества в целом.

 

В ходе панельной дискуссии « А БУДЕТ ЛИ СПО? СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ» был запущен опрос. Результаты представлены далее.

 

  1. Какой сценарий из исследования СЕДЕФОП вам (лично) ближе?

Первый сценарий

Второй сценарий

Третий сценарий

Комбинация первого и второго сценариев

Комбинация второго и третьего сценариев

Комбинация первого и третьего сценариев

Комбинация различных элементов всех сценариев

Никакой из вариантов не близок

  1. Какой наиболее вероятен для России?

Первый сценарий

Второй сценарий

Третий сценарий

Комбинация первого и второго сценариев

Комбинация второго и третьего сценариев

Комбинация первого и третьего сценариев

Комбинация различных элементов всех сценариев

Никакой из вариантов не вероятен для России

Пост-релиз. День первый

В ФИРО РАНХиГС цифровую дидактику обсуждают на международном уровне

В Федеральном институте развития образования (ФИРО) РАНХиГС продолжает работу III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Цифровая дидактика профессионального образования и обучения».

Открывая 17 марта 2021 года конференцию, которая транслируется в YouTube и собрала более 60 спикеров из 12 регионов России, а также ФРГ и Белоруссии, директор ФИРО РАНХиГС Евгений Малеванов отметил, что сегодня, когда мы говорим о росте цифровизации в образовании, важно определиться в наших педагогических целях. «Или это разговор о том, чтобы было лучше и удобнее для обучающегося и для обучающего. Или – о том, чтобы сами образовательные результаты, как общеобразовательные, так и профессиональные (а значит, и эффективность экономики), были выше. То есть это про удобство и комфорт? Или про качество и результат?».

Третий субъект образования: джинн из онлайна

В развитие этих проблемных вопросов директор НИЦ ПОиСК ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов напомнил основной принцип цифровой дидактики. Речь, по его словам, идет «не столько о внедрении новых технических средств, которые сыплются на нас как снег зимой, сколько о постановке дидактического вопроса: для чего мы их применяем, с какой целью, каким образом?». Он выразил надежду на то, что «будет проработан целый каскад средств, связанных и с результатами воспитания, помощью человеку в развитии».  

Конечно, термин «цифровая дидактика» сам по себе очень спорный. Нередко приходится слышать: «Вы хотите всех нас оцифровать, превратить в цифровых гуманоидов?» Разумеется, нет. «Мы начали эту работу еще до пандемии, когда возникли все ужасы дистанционного образования, и продолжаем работать над разумным применением в профессиональном образовании тех или иных цифровых средств, устройств виртуальной реальности», – пояснил Владимир Блинов.

Задача должна определять, какие инструменты могут использоваться. В этом направлении своих исследований специалисты оттолкнулись в том числе и от ковидных проблем. «Коммуникация как таковая сама по себе  является важнейшим инструментом обучения, образования в целом. И если в традиционном формате предоставляется возможность работать исключительно с объектами (информацией, базами данных), то цифровые средства могут подразумевать самую разнообразную коммуникацию, в том числе и с искусственным интеллектом», – отметил эксперт. Он уточнил, что разработкой этого направления сегодня занимается 28 образовательных организаций, которым «уже удалось создать некие прототипы цифровых помощников».  

Новая этика сетевой среды

Опытом адаптации профессионального образования Германии к условиям вынужденного дистанционного обучения поделились немецкие коллеги. В результате пандемии огромный рынок подготовки кадров в ФРГ вынужден был понести значительные потери. Компаниям и соискателям сложнее найти друг друга в условиях локдауна. Поэтому в 2020 году профориентационной работы практически не велось, а статистика новых контрактов на обучение установила антирекорд: менее 0,5 млн подписанных соглашений.

«В квалифицированных профессиях снижение было более умеренным, составив в целом почти 8%. Такие профессии, как каменщик, кровельщик, плотник, инженер по двухколесной мехатронике, даже смогли добиться увеличения этого показателя», – сообщила научный сотрудник Федерального института профессионального образования Ханнелоре Кресс (BIBB, Германия).   

«Приноровиться к новым условиям нам помогли такие элементы организации труда как работа в облаке, Microsoft PowerPoint, а также внутренняя коммуникация исключительно по каналу TEAMS», – рассказала директор по развитию бизнеса Департамента дуального профессионального образования Российско-Германской внешнеторговой Палаты (Германия) Робель Патрисия. В своем выступлении она заострила внимание на возможностях и вызовах цифровых форматов в международном сотрудничестве в сфере профессионального образования.

С точки зрения генерального директора «Мобильное электронное образование», научного руководителя ИРЦО МПГУ Александра Кондакова, мы являемся свидетелями, а точнее говоря, членами новой социальной сетевой общности. «Не только дети, а все мы представляем собой сетевое поколение. Понятия "конвергенция", "конвергентная реальность", "конвергентное образование" стали общепризнанными в науке», – отметил он. Спикер особо подчеркнул, что «надпредметные, трансдисциплинарные проекты требуют избыточности, насыщенности, вариативности сетевой среды».

Цифровая этика – важнейший аспект жизни человека в современной среде. Новые возможности, безусловно, трансформируют традиционную систему ценностей. Абсолютная прозрачность поведения пользователя в Сети предъявляет свои требования к его правосознанию как важнейшему элементу самоидентификации, уважению к другим людям, ненарушению их прав.

«Самое главное из того, что мы сегодня осмысливаем и будем  обсуждать, в том числе и с Минпросвещения России, это то, что сетевая  образовательная среда, требования к ней, ее наполнение, дидактические свойства, функции и принципы построения, по сути дела, являются аналогом по своей значимости Федеральному государственному образовательному стандарту», – отметил он.

Человек в интерактиве: новые нормы общения

Выстроить цифровой образовательный процесс без понимания того, кто такой «цифровой человек», не представляется возможным. Между тем, по утверждению известного психолога, члена-корреспондента Российской академии образования, ведущего научного сотрудника Школы антропологии будущего ИОН РАНХиГС профессора Галины Солдатовой, мы о нем знаем чрезвычайно мало.  

А чем больше узнаем, тем больше возникает вопросов. Одно очевидно: чем младше ребенок, тем эти техносистемы (гаджет, платформы, цифровые среды) становятся более влиятельными. Они рассматриваются сегодня не только как культурные орудия, но и являются средой обитания, фактором социализации современного ребенка. Поэтому мы начинаем говорить о новом историческом типе детства, новой нормальности, о «цифровом детстве».

Что касается технической вооруженности поколения Z. Согласно данным исследования среди подростков и родителей, посвященного цифровой социализации и проходившего в 8 федеральных округах в 2018 – 2019 гг., на каждого школьника в среднем приходится 2 – 3 гаджета.

В ходе межличностного нон стоп взаимодействия, а также общения в составе различных групп в интернете, реальная и «цифровая личность» ребенка начинают сближаться и, например, у 30% подростков они уже совпадают.

«Кроме того, у 1/3 тинэйджеров так называемое «число Данбара» – количество стабильно поддерживаемых контактов (френдов в соцсети) в среднем равняется 150, что соответствует среднестатистической коммуникативной норме взрослого», – предупреждает эксперт.

Кто такой педагогический дизайнер и какова его роль в развитии онлайн-образования? Суть его деятельности состоит в проектировании образовательного продукта, сообщил профессор Института педагогики и психологии МПГУ Егор Неборский. «В некотором смысле мы становимся свидетелями разделения труда, когда профессия педагога начинает распадаться на два разных рода занятий. Педагогический дизайнер это, можно сказать, инженер-механик своего рода. Диагност, который выявляет проблему, анонсирует зазор между текущими показателями работы и требованиями к ней», – конкретизировал он. Сегодня эти функции выполняет педагог, но поскольку нагрузки на него возрастают, появляется необходимость готовить отдельного специалиста. А в США, например, это уже реализовано.

К сожалению, на практике, в политических заявлениях и даже во многих нормативных документах бытует мнение, что «смешанное обучение» – это некая одна определенная модель. На самом деле существует море вариантов "Blended Learning", в котором можно утонуть. «Модель "перевернутый класс" – лидер в отечественном и зарубежном пространстве... Есть совсем экзотические модели... Чтобы продвинуться в направлении смешанного обучения, надо во всем этом многообразии разобраться», – подчеркнул ведущий научный сотрудник ПОиСК ФИРО РАНХиГС Игорь Сергеев.

18 марта 2021 года III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Цифровая дидактика профессионального образования и обучения» продолжит работу. Состоится панельная дискуссия «А будет ли СПО? Сценарии развития профессионального образования в эпоху цифровой трансформации». Будут работать секции «Цифровые инструменты в профессиональной ориентации и сопровождении профессионального самоопределения» и «Автоматизация обеспечивающих процессов в профессиональной образовательной организации: проблемы, решения, перспективы».

Трансляции

Трансляция 17 марта

Трансляция 18 марта

Программа

17 марта 2021 г.

9:00 – 10:00 – Проверка подключения

10:00 – 13:00 – ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

Модератор: Сергеев Игорь Станиславович, ведущий научный сотрудник НИЦ ПОиСК ФИРО РАНХиГС

 

10:00-10:10

Приветственное слово

Назаров Максим Николаевич, проректор ФИРО РАНХиГС

Малеванов Евгений Юрьевич, директор ФИРО РАНХиГС

Неумывакин Виктор Сергеевич, директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации

10:10-10:30

Как адаптировалось профессиональное образование Германии к условиям вынужденного дистанционного обучения?

Кресс Ханнелоре, научный сотрудник Федерального института профессионального образования (BIBB, Германия)

10:30-10:50

Возможности и вызовы цифровых форматов в международном сотрудничестве в сфере профессионального образования

Патрисия Робель, директор по развитию бизнеса Департамента дуального профессионального образования Российско-Германской внешнеторговой Палаты (Германия)

10:50-11:10

Образование в конвергентной сетевой среде: что нас ждёт в 2035 году?

Кондаков Александр Михайлович, генеральный директор «Мобильное электронное образование», научный руководитель ИРЦО МПГУ, Москва

11:10-11:30

Цифровая платформа национальной системы квалификаций

Лейбович Александр Наумович, генеральный директор Автономной некоммерческой организации «Национальное агентство развития квалификаций», Москва

11:30-11:50

Портрет поколения цифровой социализации как ориентир проектирования современной дидактики

Солдатова Галина Уртанбековна, заместитель заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, главный редактор журнала «Дети в информационном обществе», Москва

11:50-12:10

Педагогический дизайн и его роль в развитии онлайн-образования

Неборский Егор Валентинович, профессор института педагогики и психологии МПГУ, Москва

12:10-12:25

Цифровой помощник – «третий субъект» образовательного процесса СПО

Блинов Владимир Игоревич, директор НИЦ ПОиСК ФИРО РАНХиГС, Москва

12:25-12:40

Модели смешанного обучения в профессиональном образовании: типология и особенности реализации

Сергеев Игорь Станиславович, ведущий научный сотрудник ПОиСК ФИРО РАНХиГС, Москва

12:40-12:50

Опыт организации выпускных квалификационных работ в дистанционном режиме

Куценко Сергей Михайлович, проректор по учебной работе Иркутского государственного университета путей сообщения, Иркутск

12:50-13:00

Развитие цифровой образовательной среды в профессиональной образовательной организации (из опыта работы ПТПИТ)

Плотникова Марина Сергеевна, заместитель директора Пермского техникума промышленных и информационных технологий, Пермский край

 

13:00 – 13:40 – Перерыв

13:40 – 16:20 – СЕКЦИЯ 1. НА ПУТИ К КОМПЛЕКСНОЙ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СПО

Модератор: Блинов Владимир Игоревич, директор НИЦ ПОиСК ФИРО РАНХиГС

Проблемно-тематическое поле секции:

  • дистанционное и смешанное обучение в системе СПО: уроки пандемии;
  • разработка, оценка и ведение онлайн-курсов в профессиональном образовании;
  • педагогические и цифровые технологии в электронном обучении;
  • проблемы практикоориентированности профессионального образования в эпоху цифровой трансформации;
  • студент и педагог в цифровом образовательном процессе СПО;
  • цифровая образовательная среда профессиональной образовательной организации: контуры и перспективы.

13:40 – 13:50

Вызовы цифровой эпохи и новые векторы социально-профессионального воспитания

Сумина Татьяна Григорьевна, доцент кафедры профессиональной педагогики, РГППУ, Свердловская область

13:50 – 14:00

Цифровизация образовательного процесса в «Белгородском индустриальном колледже»

Шаталов Олег Александрович, директор, Белгородский индустриальный колледж, Белгородская область

14:00 – 14:10

Контент сетевой образовательной среды как драйвер подготовки будущего учителя

Сидоренко Оксана Сергеевна, заместитель директора по учебной работе, Читинский педагогический колледж, Забайкальский край

14:10 – 14:20

Семь шагов на пути к современному онлайн-уроку

Зиннатуллина Элеонора Рауфовна, преподаватель, Братский промышленный техникум, Иркутская область

Волошина Альбина Алексеевна, преподаватель, Братский промышленный техникум, Иркутская область

14:20 – 14:30

Цифровая трансформация колледжа: вызовы и перспективы

Дарманская Ирина Вениаминовна, директор, Вологодский колледж связи и информационных технологий, Вологодская область

14:30 – 14:40

Интенсификация и оптимизация образовательного процесса СПО в цифровой среде через построение индивидуальных образовательных траекторий

Зимина Ирина Владимировна, декан факультета СПО Казанского национального исследовательского технологического университета, Республика Татарстан

14:40 – 14:50

Опыт организации смешанного обучения в колледже: трудности и возможные варианты решений

Васильева Наталья Сергеевна, преподаватель, председатель предметно-цикловой комиссии, Братский политехнический колледж,

Иркутская область

14:50 – 15:00

Цифровая образовательная среда колледжа как стартовая площадка современного специалиста

Солоневичева Мария Николаевна, методист, Педагогический колледж № 4, Санкт-Петербург

15:00 – 15:10

Педагогическая мастерская как форма методической работы по устранению дефицита цифровых компетенций педагогов: опыт и перспективы

Аюпова Светлана Дмитриевна, методист, Иркутский гидрометеорологический техникум, Иркутская область

15:10 – 15:20

Влияние цифровой образовательной среды на взаимоотношения субъектов СПО: риски и ресурсы

Истомин Владислав Викторович, педагог-психолог, Первоуральский металлургический колледж, Свердловская область

15:20 – 15:30

Применение методики формирования понятий, терминов у обучающихся в условиях цифровой трансформации

Безносова Ольга Юрьевна, старший методист, Иркутский авиационный техникум, Иркутская область
Кудрявцева Марина Анатольевна, старший методист, Иркутский авиационный техникум, Иркутская область

15:30 – 15:40

Опыт организации сопровождения преподавателей колледжа в контексте цифровой трансформации образовательного процесса

Ходоровская Анна Леонардовна, начальник отдела внедрения информационных систем, Колледж банковского дела и информационных систем, Санкт-Петербург

15:40 – 15:50

Организация командного взаимодействия в ПОО с использованием инструмента Trello

Савеличева Ольга Владимировна, заместитель директора по учебной работе, Ангарский промышленно-экономический техникум, Иркутская область

Петрова Наталья Владимировна, преподаватель, председатель предметно-цикловой комиссии, Ангарский промышленно-экономический техникум, Иркутская область

15:50 – 16:00

Формирование сетевой модели цифрового профессионального образования на основе смешанного обучения

Цой Майя Хагеновна, заместитель директора, Стерлитамакский многопрофильный колледж, Республика Башкортостан

16:00 – 16:10

Разработка электронных образовательных ресурсов студентами специальности 09.02.04 Информационные системы

(по отраслям)

Рябцева Марина Владимировна, преподаватель, Тулунский аграрный техникум, Иркутская область

16:10 – 16:20

Внедрение геймификации на занятиях по курсу безопасности жизнедеятельности

Черепанова Светлана Владимировна, преподаватель, Кемеровский горнотехнический техникум, Кемеровская область

Стендовое выступление

Практика организации учебных занятий по математике в условиях смешанного обучения

Баринова Ирина Валерьевна, преподаватель, Иркутский гидрометеорологический техникум, Иркутская область

Стендовое выступление

Мониторинг познавательных барьеров с использованием цифровой образовательной среды

Дорофеева Маргарита Сергеевна, заместитель директора, Тулунский аграрный техникум, Иркутская область

Стендовое выступление

Возможности цифровой образовательной среды «Байкальского многопрофильного колледжа» при реализации адаптированных программ профессионального обучения для лиц с ОВЗ

Педынина Елена Ивановна, руководитель по научно-методической работе, Байкальский многопрофильный колледж, Улан-Удэ

Стендовое выступление

Смешанное обучение в системе СПО на примере «Кемеровского горнотехнического техникума»

Фурега Роман Игоревич, методист, Кемеровский горнотехнический техникум, Кемеровская область

 

18 марта 2021 г.

9:00 – 10:00 – Проверка подключения

10:00 – 11:40 – ПАНЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ. А БУДЕТ ЛИ СПО? СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Вопросы дискуссии:

  • в России снова идет процесс модернизации перечней и ФГОС СПО. Происходит перераспределение профессий и специальностей. Что-то исключается, переходит в профобучение, что-то объединяется и укрупняется. И есть ощущение, что эти процессы кардинально изменят систему;
  • каковы вероятные сценарии развития СПО в России до 2030 г. Сохранится ли этот уровень образования в принципе или «растворится» между профобучением и прикладными программами высшего образования?
  • организация СЕДЕФОП в 2020 году опубликовала результаты прогнозного исследования до 2035 года
    о возможных сценариях развития профессионального образования и обучения. Какой Вам (лично) ближе
    и почему? Какой наиболее вероятен для России?
  • какие особенности цифровой трансформации и её влияния на развитие профессионального образования
    и обучения вы видите в контексте каждого из сценариев?

 

Модераторы:

Есенина Екатерина Юрьевна, ведущий научный сотрудник НИЦ ПОиСК ФИРО РАНХиГС

Сатдыков Айрат Илдарович, заместитель директора НИЦ ПОиСК ФИРО РАНХиГС

 

Участники:

Марина Софронова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации;

Татьяна Клячко, директор ЦЭНО Института прикладных экономических исследований РАНХиГС;

Елена Полушкина, заместитель директора ЦЭНО Института прикладных экономических исследований РАНХиГС;

Владимир Блинов, директор НИЦ ПОиСК ФИРО РАНХиГС;

Александр Лейбович, генеральный директор Автономной некоммерческой организации «Национальное агентство развития квалификаций»;

Светлана Наумова, начальник Центра содержания и оценки качества СПО, Институт развития профессионального образования;

Светлана Крайчинская, директор Академии Ворлдскиллс Россия;

Жанна Кадылева, директор Центра инициатив направления «Молодые профессионалы», АСИ.

 

11:40 – 12:00 – Перерыв

 

12:00 – 14:20 – СЕКЦИЯ 2. ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И СОПРОВОЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Проблемно-тематическое поле секции:

  • цели и средства: встречная трансформация проблем профессионального самоопределения
    и профориентационных цифровых инструментов в период смены эпох;
  • направления развития профориентационно-значимых цифровых инструментов, ресурсов и сервисов.

Модератор: Родичев Николай Фёдорович, ведущий научный сотрудник НИЦ ПОиСК ФИРО РАНХиГС

 

12:00 – 12:10

Цифровое технологическое мышление как условие подготовки кадров для цифровой экономики

Махотин Дмитрий Александрович, главный редактор журнала «Интерактивное образование», Москва

12:10 – 12:20

Цифровая жизнь профессионального самоопределения

Пронькин Виктор Николаевич, директор Института информационных технологий и технологического образования, РГПУ
им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

12:20 – 12:30

Содержательно-методические аспекты формирования информационной безопасности будущих учителей

Белохвостов Алексей Александрович, доцент кафедры химии и естественнонаучного образования Витебского государственного университета имени П.М.Машерова, учитель-методист Средней школы №45 г. Витебска имени В.Ф.Маргелова" (Витебск, Республика Беларусь)

12:30 – 12:40

«ProfStories» - профориентационный инструмент для сохранения демографического потенциала регионов

Алиева Наталья Ханифеевна, руководитель Департамента регионального развития Фонда президентских грантов, Москва

12:40 – 12:50

Результативные форматы карьерного развития и вторичной профориентации для студентов колледжей в условиях дистанта и смешанного обучения

Гиль Сергей Сергеевич, научный руководитель группы проектов «Карьера в России», президент Фонда «Интеллектуальный альянс», Москва;

Шабанов Роман Николаевич, директор, «Алтайский промышленно-экономический колледж», Алтайский край

12:50-12:59

Городской проект «Профсреда»: опыт реализации в цифровой среде

Герасимов Вячеслав Олегович, ответственный за реализацию проекта «Профсреда»;
Кошимбетова Гульнара Асановна, куратор просветительских проектов, Колледж Архитектуры, Дизайна и Реинжиниринга № 26, Москва

12:59 – 13:08

Цифровые инструменты профориентации

Смирнов Антон Юрьевич, ведущий разработчик образовательного проекта «Навигатум», «Кинокомпания Парамульт», Москва

13:08 – 13:17

Цифровые инструменты самоопределения

Бартош Инна Михайловна, руководитель платформы самоопределения «IZ-I», Москва

13:17 – 13:26

Основные подходы к применению цифровых инструментов в целях профессионального выбора и занятости подростков и молодых инвалидов с выраженными ментальными нарушениями

Бобылева Ирина Анатольевна, ведущий специалист, Центр защиты прав и интересов детей, главный специалист-эксперт, Благотворительный Фонд «Расправь крылья!»
Романова Елизавета Александровна, директор, АНО Ресурсный центр помощи людям с ментальными нарушениями «Вера. Надежда. Любовь», методист, Центр социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Семь-Я», Москва

13:26 – 13:35

Профориентационный потенциал электронных образовательных ресурсов в условиях цифровой трансформации

Бельницкая Елена Александровна, старший преподаватель кафедры психологии и предметных методик, «Минский городской институт развития образования», Минск, Республика Беларусь

13:35 – 13:44

Профпробы-online. Новые профориентационные форматы в государственной программе стратегического управления талантами в Республике Татарстан

Ермилова Мария Александровна, руководитель направления по профориентации и взаимодействию с партнёрами-предприятиями АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0», Республика Татарстан

13:44 – 13:53

Цифровизация профориентации в Кузбассе

Килина Ирина Александровна, начальник Центра профориентации и постинтернатного сопровождения, Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, Кемеровская область

13:53 – 14:02

Образование как индикатор личной культуры студента в контексте его самоопределения

Туманов Антон Александрович, начальник управления молодежных проектов и инициатив
Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И.М.Губкина, старший преподаватель кафедры управления трудом и персоналом

14:02 – 14:11

Медиаволонтёрство как путь в будущую профессию

Загладина Хмайра Тимофеевна, ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, руководитель Центра социализации издательства «Русское слово»

14:11 – 14:20

Тема уточняется

Поликарпов Иван, руководитель проектов Всероссийского цифрового конкурса компетенций школьников «Талант 20.35» Кружкового движения Национальной технологической инициативы (Москва)

 

14:20 – 14:40 – Перерыв

 

14:40 – 16:10 – СЕКЦИЯ 3. АВТОМАТИЗАЦИЯ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПРОЦЕССОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Проблемно-тематическое поле секции:

  • цифровая экосистема профессионального образования: партнёрство в сетевой среде;
  • цифровые средства в управлении образовательным процессом СПО: готовые решения vs собственные платформы;
  • индивидуализация обучения и «цифровой помощник» в профессиональном образовании.

Модератор: Осадчева Светлана Анатольевна, заместитель директора НИЦ ПОиСК ФИРО РАНХиГС

 

14:40 – 14:50

Up-front costs при внедрении LMS в профессиональной образовательной организации

Гончаров Валерий Валерьевич, руководитель Академии развития квалификаций Национального агентства развития квалификаций, Москва

14:50 – 15:00

Региональная площадка сетевого взаимодействия: формирование и трансляция передового опыта

Усевич Антонина Никифоровна, директор, Стерлитамакский многопрофильный колледж, Республика Башкортостан

15:00 – 15:10

Результаты сетевого исследования «Разрывы и ресурсы для развития кадрового партнерства между бизнесом и колледжами»

Гиль Сергей Сергеевич, президент Фонда «Интеллектуальный альянс», научный руководитель группы проектов «Карьера в России»

15:10 – 15:20

Виртуальные стажировки студентов в ведущих компаниях

Слюсарь Екатерина Владимировна, руководитель направления практикоориентированной подготовки Колледжа связи № 54 им. П.М.Вострухина, Москва

15:20 – 15:30

Цифровая экосистема колледжа с интегрированным цифровым помощником на примере площадки кластерного взаимодействия Радиотехнического колледжа Санкт-Петербурга

Добрякова Марина Геннадьевна, директор, Радиотехнический колледж, Санкт-Петербург

Кузьмичев Денис Романович, заместитель директора, Радиотехнический колледж, Санкт-Петербург

15:30 – 15:40

Модернизация собственной цифровой платформы дистанционного обучения: из опыта работы «Нижнетагильского торгово-экономического колледжа»

Дьячкова Светлана Петровна, методист, Нижнетагильский торгово-экономический колледж, Свердловская область
Рыбникова Юлия Викторовна, заведующая отделением инклюзивного образования, Нижнетагильский торгово-экономический колледж, Свердловская область

15:40 – 15:50

Мониторинг цифровой трансформации общеобразовательных организаций Республики Татарстан (по результатам опросов слушателей ИРО РТ)

Шаймухаметова Эльвира Рамилевна, ведущий сотрудник, Институт развития образования Республики Татарстан

15:50 – 16:00

Инструменты автоматизации и цифровизации оценивания для СПО: опыт Образовательной платформы ЮРАЙТ

Бородинова Наталья Владимировна, заместитель директора по работе с ФУМО СПО и РУМО СПО, Издательство ЮРАЙТ, Москва

16:00 – 16:10

Интеграция ЭБС Лань в образовательный процесс СПО. От свободного доступа преподавателям до помощи студентам в подготовке экзаменов

Кудинов Дмитрий Викторович, Директор специальных программ ЭБС Лань, Издательство Лань (Москва)

 

16:10 – 16:30 – ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНФЕРЕНЦИИ

Выступления модераторов с обзором работы секций.

«Открытый чат» (обсуждение поступивших вопросов).

Фото

 

Презентации

Пленарное заседание:

Кресс Ханнелоре Как адаптировалось профессиональное образование Германии к условиям вынужденного дистанционного обучения?

Патрисия Робель Возможности и вызовы цифровых форматов в международном сотрудничестве в сфере профессионального образования

Кондаков А.М. Образование в конвергентной сетевой среде: что нас ждёт в 2035 году?

Лейбович А.Н. Цифровая платформа национальной системы квалификаций

Солдатова Г.У. Портрет поколения цифровой социализации как ориентир проектирования современной дидактики

Неборский Е.В. Педагогический дизайн и его роль в развитии онлайн-образования

Блинов В.И. Цифровой помощник – «третий субъект» образовательного процесса СПО

Сергеев И.С. Модели смешанного обучения в профессиональном образовании: типология и особенности реализации

Куценко С.М. Опыт организации выпускных квалификационных работ в дистанционном режиме

Плотникова М.С. Развитие цифровой образовательной среды в профессиональной образовательной организации

СЕКЦИЯ 1. НА ПУТИ К КОМПЛЕКСНОЙ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СПО

Сумина Т.Г. Вызовы цифровой эпохи и новые векторы социально-профессионального воспитания

Шаталов О.А. Цифровизация образовательного процесса в «Белгородском индустриальном колледже»

Сидоренко О. С. Контент сетевой образовательной среды как драйвер подготовки будущего учителя

Зиннатуллина Э.Р., Волошина А.А. Семь шагов на пути к современному онлайн-уроку

Дарманская И.В. Цифровая трансформация колледжа: вызовы и перспективы

Зимина И.В. Интенсификация и оптимизация образовательного процесса СПО в цифровой среде через построение индивидуальных образовательных траекторий

Васильева Н.С. Опыт организации смешанного обучения в колледже: трудности и возможные варианты решений

Солоневичева М.Н. Цифровая образовательная среда колледжа как стартовая площадка современного специалиста

Аюпова С.Д. Педагогическая мастерская как форма методической работы по устранению дефицита цифровых компетенций педагогов: опыт и перспективы

Истомин В.В. Влияние цифровой образовательной среды на взаимоотношения субъектов СПО: риски и ресурсы

Безносова О.Ю., Кудрявцева М.А. Применение методики формирования понятий, терминов у обучающихся в условиях цифровой трансформации

Ходоровская А.Л. Опыт организации сопровождения преподавателей колледжа в контексте цифровой трансформации образовательного процесса

Савеличева О.В., Петрова Н.В. Организация командного взаимодействия в ПОО с использованием инструмента Trello

Цой М.Х. Формирование сетевой модели цифрового профессионального образования на основе смешанного обучения

Рябцева М.В. Разработка электронных образовательных ресурсов студентами специальности 09.02.04 Информационные системы

Черепанова С.В. Внедрение геймификации на занятиях по курсу безопасности жизнедеятельности

Баринова И.В. Практика организации учебных занятий по математике в условиях смешанного обучения

Дорофеева М.С. Мониторинг познавательных барьеров с использованием цифровой образовательной среды

Педынина Е.И. Возможности цифровой образовательной среды «Байкальского многопрофильного колледжа» при реализации адаптированных программ профессионального обучения для лиц с ОВЗ

Фурега Р.И. Смешанное обучение в системе СПО на примере «Кемеровского горнотехнического техникума»

СЕКЦИЯ 2. ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И СОПРОВОЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Махотин Д.А. Цифровое технологическое мышление как условие подготовки кадров для цифровой экономики

Пронькин В.Н. Цифровая жизнь профессионального самоопределения

Белохвостов А.А. Содержательно-методические аспекты формирования информационной безопасности будущих учителей

Алиева Н.Х. «ProfStories» - профориентационный инструмент для сохранения демографического потенциала регионов

Гиль С.С., Шабанов Р.Н. Результативные форматы карьерного развития и вторичной профориентации для студентов колледжей в условиях дистанта и смешанного обучения

Герасимов В.О., Кошимбетова Г.А. Городской проект «Профсреда»: опыт реализации в цифровой среде

Бобылева И.А., Романова Е.А. Основные подходы к применению цифровых инструментов в целях профессионального выбора и занятости подростков и молодых инвалидов с выраженными ментальными нарушениями

Бельницкая Е.А. Профориентационный потенциал электронных образовательных ресурсов в условиях цифровой трансформации

Бартош И.М. Цифровые инструменты самоопределения

Ермилова М.А. Профпробы-online. Новые профориентационные форматы в государственной программе стратегического управления талантами в Республике Татарстан

Килина И.А. Цифровизация профориентации в Кузбассе

Туманов А.А. Образование как индикатор личной культуры студента в контексте его самоопределения

Загладина Х.Т. Медиаволонтёрство как путь в будущую профессию

Поликарпов И. Цифровой трек компетенций Талант 20.35

СЕКЦИЯ 3. АВТОМАТИЗАЦИЯ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПРОЦЕССОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Гончаров В.В. Up-front costs при внедрении LMS в профессиональной образовательной организации

Усевич А.Н. Региональная площадка сетевого взаимодействия: формирование и трансляция передового опыта

Гиль С.С. Результаты сетевого исследования «Разрывы и ресурсы для развития кадрового партнерства между бизнесом и колледжами»

Куликова И.П. Виртуальные стажировки студентов в ведущих компаниях

Добрякова М.Г., Кузьмичев Д.Р. Цифровая экосистема колледжа с интегрированным цифровым помощником на примере площадки кластерного взаимодействия Радиотехнического колледжа Санкт-Петербурга

Дьячкова С.П., Рыбникова Ю.В. Модернизация собственной цифровой платформы дистанционного обучения: из опыта работы «Нижнетагильского торгово-экономического колледжа»

Шаймухаметова Э.Р. Мониторинг цифровой трансформации общеобразовательных организаций Республики Татарстан

Бородинова Н.В. Инструменты автоматизации и цифровизации оценивания для СПО: опыт Образовательной платформы ЮРАЙТ

Кудинов Д.В. Интеграция ЭБС Лань в образовательный процесс СПО. От свободного доступа преподавателям до помощи студентам в подготовке экзаменов

 

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте:

Карточка мероприятия

Уважаемые участники мероприятий ФИРО РАНХиГС!
Обращаем Ваше внимание, регистрация закрывается за сутки до начала мероприятия. Пожалуйста, регистрируйтесь заблаговременно. Накануне мероприятия на электронную почту, указанную при регистрации, Вы получите письмо-напоминание и ссылку на подключение и/или просмотр трансляции.

Дата мероприятия: 17.03.2021
Дата окончания мероприятия: 18.03.2021

Место проведения: г. Москва, ул. Черняховского, д. 9, с.1

Стоимость участия: БЕСПЛАТНО