Конференции и семинары

Разработка целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций

 

previous arrowprevious arrow
О ПРОЕКТЕ, ТЕКСТЫ ДОКУМЕНТОВ и ОБСУЖДЕНИЕ, МЕРОПРИЯТИЯ по внедрению Целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций.
Целевая модель аттестации руководителей общеобразовательных организаций
Image is not available
МЕРОПРИЯТИЯ ПРОЕКТА:
Всероссийская конференция «Целевая модель аттестации руководителей общеобразовательных организаций»
МЕРОПРИЯТИЯ ПРОЕКТА:
Семинар-совещание по обсуждению Концепций единой федеральной системы формирования кадрового резерва и целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций
МЕРОПРИЯТИЯ ПРОЕКТА:
Всероссийская конференция «Профессионально-общественное обсуждение Программы внедрения Модели аттестации в субъектах Российской Федерации»
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ:
Профессионально-общественное обсуждение Программы внедрения Целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций
next arrownext arrow
О ПРОЕКТЕ, ТЕКСТЫ ДОКУМЕНТОВ и ОБСУЖДЕНИЕ, МЕРОПРИЯТИЯ по внедрению Целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций.
О ПРОЕКТЕ, ТЕКСТЫ ДОКУМЕНТОВ и ОБСУЖДЕНИЕ, МЕРОПРИЯТИЯ по внедрению Целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций.
Разработка и обсуждение целевой модели и программы внедрения в субъекты РФ.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ:
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ:
Анкета по оценке Целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций
МЕРОПРИЯТИЯ ПРОЕКТА:
МЕРОПРИЯТИЯ ПРОЕКТА:
4-5 АВГУСТА 2021 - Всероссийская двухдневная конференция по вопросам доработки и последующего внедрения целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций.
МЕРОПРИЯТИЯ ПРОЕКТА:
МЕРОПРИЯТИЯ ПРОЕКТА:
МАЙ 2021 - семинар-совещание по обсуждению Концепций единой федеральной системы формирования кадрового резерва и целевой модели аттестации ...
МЕРОПРИЯТИЯ ПРОЕКТА:
МЕРОПРИЯТИЯ ПРОЕКТА:
10 НОЯБРЯ 2021 - Всероссийская конференция посвящена профессионально-общественное обсуждению программы внедрения Модели аттестации в субъектах РФ.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ:
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ:
Анкета по оценке Программы внедрения Целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций.
previous arrow
next arrow

"О проекте"

07 мая 2021 года в РАНХиГС при Президенте Российской Федерации стартовал проект, посвященный разработке целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций. Инициаторами проекта выступают Министерство просвещения Российской Федерации и ФГБОУ ДПО «Академия Минпросвещения России». Ответственный исполнитель – Федеральный институт развития образования РАНХиГС.

Актуальность темы проекта связана с тем, что в настоящее время существующее количество моделей аттестации руководителей образовательных организаций кратно числу субъектов Российской Федерации. Такой подход позволяет, с одной стороны, учитывать региональные (муниципальные) особенности и специфику территорий, а с другой стороны фиксировать отсутствие единых подходов в процедуре аттестации руководителей общеобразовательных организаций. На практике это противоречие выражается в регионально обусловленной вариативности профессиональных, личностных характеристик и компетенций, как действующих руководителей общеобразовательных организаций, так и лиц, претендующих на эту должность. Данный факт значительно затрудняет централизованное планирование траекторий развития данного направления российской образовательной политики.

Применяемые в настоящее время методы, технологии и процедуры проведения аттестации руководителей общеобразовательных организаций должны учитывать требования современности, включая цифровизацию системы образования и подсистемы управления образованием, но остаются актуальными вопросы, связанные с:

– аттестацией руководителей образовательных организаций на основе профессиональных стандартов;
– выявлением стимулов для повышения эффективности образовательных организаций;
– исключением существенных различий в подходах к аттестации руководителей общеобразовательных организаций (и кандидатов на эту должность) между субъектами Российской Федерации и процедурах ее проведения;
– отсутствием в большинстве субъектов РФ системы оценки цифрового профиля аттестуемых, цифровых компетенций и «цифрового следа»;
– независимостью аттестационных процедур от субъективных факторов, снижающих качество и итоговый результат;
– внедрением процедуры автоматизированной оценки управленческих компетенций руководителей;
– и др.

Таким образом, Целевая модель аттестации руководителей общеобразовательных организаций должна быть направлена на реализацию единой государственной политики в кадровой сфере общего образования, сохранение единства образовательного пространства и развития системы образования Российской Федерации посредством эффективного обеспечения повышения уровня профессионализма и прогрессивного отбора руководителей общеобразовательных организаций.

В рамках проекта предусмотрена разработка:

  • «Концепции целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций»;
  • «Концепции единой федеральной системы формирования кадрового резерва руководителей общеобразовательных организаций на основе результатов аттестации на соответствие должности «Руководитель общеобразовательной организации»;
  • типовых нормативно-правовых актов по внедрению Целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций в субъектах Российской Федерации;
  • методических рекомендаций для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по внедрению целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций.

По итогам разработки стратегических документов, перечисленных выше,  предусмотрено проведение профессионально-общественного обсуждения «Целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций» и программы ее внедрения в регионах и муниципалитетах Российской Федерации.

Концепция целевой модели

Уважаемые коллеги!

По техническим причинам публикация документа 
«Концепции целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций» переносится.

О публикации будет сообщено дополнительно. Следите за новостями.

Приносим извинения за доставленные неудобства.

Целевая модель

Проект ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ  (редакция от 01 декабря 2021 года) Скачать в pdf 

Проект ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ  (редакция от 15 сентября 2021 года) Скачать в pdf

Проект ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ (доработанный по рекомендациям Минпросвещения России. Редакция от 02.08.2021) Скачать в pdf

Проект ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ  (первоначальная версия) Скачать в pdf 

*   *   * 

Целевая модель аттестации руководителей общеобразовательных организаций

(редакция от 01 декабря 2021 года.)

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Понятийный аппарат Целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций 

1.Методология разработки Целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций

2.Субъекты Целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций 

2.1. Оператор Целевой модели федерального уровня 

2.2. Операторы Целевой модели регионального и муниципального уровней 

2.3. Аттестационная комиссия

2.4. Экспертная комиссия 

2.5. Участники аттестации в рамках Целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций 

2.6. Взаимодействие субъектов Целевой модели 

3.Процедура аттестации 

4.Контрольно-измерительные материалы 

Схема 1. Целевая модель аттестации руководителей/ кандидатов на должность руководителя ОО 

Схема 2. Общий алгоритм проведения аттестации руководителя ОО 

Схема 3. Общий алгоритм проведения аттестации кандидата на должность руководителя ОО 

 

Понятийный аппарат Целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций

апелляция - заявление участника аттестации о несогласии с решением аттестационной комиссии и/или нарушении установленной процедуры аттестации;

аттестация – процедура, направленная на определение/подтверждение соответствия уровня квалификации и управленческих компетенций руководителя/кандидата на должность руководителя образовательной организации требованиям, предъявляемым к должности «Руководитель…»[1];

участниками аттестации являются кандидат на должность руководителя общеобразовательной организации (далее – ОО) и руководитель ОО:

кандидат на должность руководителя ОО – лицо, подтверждающее соответствие уровня квалификации и управленческих компетенций на должность руководителя ОО требованиям, предъявляемым к должности «Руководитель…»;

руководитель – действующий руководитель ОО, подтверждающий соответствие уровня квалификации и управленческих компетенций на должность руководителя ОО требованиям, предъявляемым к должности «Руководитель…»;

аттестационная комиссия – орган, определяемый учредителем образовательной организации, для принятия решения о соответствии или несоответствии участника аттестации должности руководителя ОО;

информационно-аттестационная среда - автоматизированная информационная система для проведения аттестации руководителей ОО и кандидатов на должность руководителя ОО, существующая в регионе или муниципальном образовании РФ;

контрольно-измерительные материалы – инструментарий аттестации, включающий задания (тесты) и управленческие кейсы, ориентированные на оценку управленческих компетенций и их составляющих на ресурсном (знания, навыки), деятельностном (способы, инструменты и методы деятельности) и ценностно-мотивационном уровнях;

оператор целевой модели аттестации руководителей ОО – организация, осуществляющая научное, организационное, содержательное, ресурсное и иные виды обеспечения процедур аттестации руководителей ОО и кандидатов на должность руководителя ОО;

портфолио участника аттестации – материалы, систематизированные в соответствии с определенными требованиями к их структуре и содержанию, демонстрирующие достижения участника аттестации в сфере управления общеобразовательной организацией;

публичная защита – заключительный этап проведения аттестации, содержательный формат которого предусматривает возможные виды документа, подготавливаемого действующим руководителем ОО (программа развития ОО/документ по итогам реализации программы развития ОО/управленческий проект по реализации программы развития ОО и др.) и кандидатом на должность руководителя ОО (модель программы развития ОО/план реализации программы развития ОО, в которой работает кандидат/программа индивидуального профессионального развития и др.);

стартовые возможности - совокупность условий, направленных на нивелирование географических, территориальных, социально-экономических, коррупционных факторов посредством учета региональных и территориальных особенностей субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, в которых проживает участник аттестации;

управленческий кейс – практико-ориентированное задание, моделирующее образовательную деятельность и ключевые процессы общеобразовательной организации, ориентированные на оценку компетенций (управленческих, коммуникативных, социальных и др.) и их составляющих на ресурсном уровне (знания, навыки), на деятельностном уровне (способы, инструменты и методы деятельности) и ценностно-мотивационном уровне;

форматы проведения аттестации:

  • онлайн-формат – проведение аттестации с использованием исключительно дистанционных технологий,
  • офлайн-формат - проведение аттестации в очном режиме без использования дистанционных технологий,
  • смешанный формат – проведение аттестации в сочетании онлайн-
    и офлайн-форматов;
  • целевая модель аттестации руководителей ОО - совокупность организационных процедур и целевых показателей состояния систем аттестации руководителей и кандидатов на должность руководителей ОО;
  • эксперт – лицо, обладающее специальными знаниями и имеющее практический опыт в области управления образовательной организации и/или оценки управленческих компетенций;
  • экспертная комиссия – группа экспертов, сформированная для проведения экспертизы портфолио и оценки решений управленческих кейсов (при проведении аттестации в офлайн-формате добавляется проверка выполнения заданий (тестов)).

 

1.Методология разработки Целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций

Обязательная аттестация руководителя и кандидатов на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации предусмотрена частью 4 статьи 51 Федерального закона от
29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании). Обязательная аттестация руководителя и кандидатов на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации подразумевает проверку знаний, навыков, умений и оценку квалификации руководителя образовательной организации в соответствии
с требованиями, перечисленными в квалификационных справочниках,
и трудовыми функциями, зафиксированными в профессиональном стандарте[2].

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Закона об образовании учредитель образовательной организации назначает руководителя государственной или муниципальной образовательной организации, а также согласно части 4 статьи 51 Закона об образовании устанавливает порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя государственной или муниципальной образовательной организации.

Целевая модель аттестации руководителей общеобразовательных организаций (далее – Целевая модель) – это совокупность организационных процедур и целевых показателей состояния систем аттестации руководителей и кандидатов на должность руководителей ОО.

Целевая модель определяет минимальный набор требований (рекомендаций) к процедуре аттестации.

Цель: повышение качества управления системой российского образования на всей территории Российской Федерации с учетом региональной
и муниципальной специфики.

Задачи:

  • создание условий для выравнивания стартовых возможностей участников аттестации;
  • реализация единства подходов, механизмов и инструментария проведения аттестации;
  • повышение эффективности процедур аттестации руководителей
    и кандидатов на должность руководителя общеобразовательной организации.

Основные принципы:

  • соблюдение норм профессиональной этики всеми субъектами Целевой модели;
  • выравнивание возможностей участников аттестации за счет единства процедур, подходов, систем оценки и контрольно-измерительных материалов, критериев оценивания, проведения аттестационных процедур;
  • объективность (исключение любых возможностей подтасовки, субъективизма и коррупции при проведении процедуры аттестации за счет привлечения к аттестации независимых экспертов);
  • принцип самопополнения – расширение пула экспертов посредством предоставления возможности участникам аттестации, получившим высокие показатели по итогам прохождения аттестации, стать экспертами;
  • принцип сетевого взаимодействия операторов аттестации, подразумевающий возможность интеграции разработанного оператором целевой модели федерального уровня программного обеспечения в собственные информационные ресурсы операторов регионального/муниципального уровней,
    а также информационно-коммуникационное взаимодействие;
  • принцип дифференциации оценочных процедур и оценочного инструментария в рамках аттестации;
  • принцип параллельного признания результатов систем аттестации (существующей и вновь создаваемой) в субъектах Российской Федерации
    в течение нескольких лет.

Процедура аттестации в соответствии с Целевой моделью предусматривает прохождение участником аттестации трех этапов (блоков):

  1. Подача участником заявления, оформление согласия на обработку персональных данных, предоставление портфолио участника аттестации.
  2. Выполнение заданий (тестов) и решение управленческих кейсов.
  3. Публичная защита проекта.

Этапы аттестации руководителя общеобразовательной организации могут быть реализованы в онлайн- или офлайн- или смешанном формате.

2.Субъекты Целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций

 

2.1. Оператор Целевой модели федерального уровня

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в сфере образования (Министерство просвещения Российской Федерации), назначает оператора Целевой модели федерального уровня (далее - федеральный оператор).

Федеральный оператор осуществляет:

1) организационно-методическое и информационно-консультационное сопровождение операторов целевой модели регионального и муниципального уровней, включающее обучение операторов целевой модели регионального и муниципального уровней;

2) разработку и обновление программного обеспечения (переносного модуля) для проведения аттестации (далее - ПО), включающего, в том числе:

  • конструктор личных кабинетов, позволяющий формировать личные кабинеты участников аттестации для загрузки необходимых документов для прохождения аттестации; личные кабинеты членов аттестационной комиссии
    и виртуальный кабинет аттестационной комиссии для проведения видеоконференцсвязи в целях реализации голосования с использованием программного обеспечения; личные кабинеты членов экспертной комиссии для осуществления экспертной оценки портфолио участника аттестации и решений управленческих кейсов; 
  • конструктор формирования вариативной части заданий (тестов) и управленческих кейсов;

3) разработку и актуализацию инвариантной части заданий (тестов) и управленческих кейсов;

4) определение пороговых значений (баллов) прохождения инвариантной части заданий (тестов) и управленческих кейсов;

5) разработку демоверсии (пробной версии) инвариантной части заданий (тестов) и управленческих кейсов.

 

 2.2. Операторы Целевой модели регионального и муниципального уровней

Органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в сфере образования в субъектах Российской Федерации, осуществляющие функции Учредителя ОО (далее – ОГВ), определяют распорядительным актом оператора Целевой модели регионального уровня (далее – региональный оператор).

Органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов в сфере образования, осуществляющие функции Учредителя ОО (далее – ОМСУ),  определяют распорядительным актом оператора Целевой модели муниципального уровня (далее – муниципальный оператор).

Региональным/муниципальным оператором могут быть региональные/муниципальные методические службы (например: институты развития образования (ИРО), институты повышения квалификации (ИПК), региональный центр обработки информации (РЦОИ), центры непрерывного повышения профессионального мастерства (ЦНППМ)).

Региональный/муниципальный оператор Целевой модели осуществляет организационно-методическое и консультационное сопровождение участников аттестации, экспертов и, в случае необходимости, членов Аттестационной комиссии.

Функции муниципального оператора Целевой модели, в случае необходимости, могут быть переданы региональному оператору Целевой модели.

В этом случае проведение аттестации осуществляется региональным оператором. ОМСУ определяет специалиста, осуществляющего взаимодействие участников аттестации с региональным оператором, основной функцией которого является организация и осуществление информационно-консультационного сопровождения участников аттестации.

При проведении аттестации в онлайн-формате региональный/ муниципальный оператор обеспечивает:

  • интеграцию ПО для проведения и сопровождения аттестации руководителей и кандидатов на должность руководителя ОО в существующее ресурсное обеспечение (далее - собственный информационный ресурс) или существующую информационно-аттестационную среду и функционирование ПО;
  • организацию и функционирование личных кабинетов участников аттестации (руководителей и кандидатов на должность руководителя ОО), экспертов, членов Аттестационной комиссии и виртуального кабинета Аттестационной комиссии, созданных в рамках конструктора ПО;
  • предоставление участникам аттестации индивидуальных логинов и паролей для входа в личный кабинет в соответствии с утвержденным графиком проведения аттестации;
  • разработку критериев отбора экспертов;
  • формирование списка экспертов в количестве, необходимом для осуществления аттестации руководителей/кандидатов на должность руководителя ОО (не менее 5-ти человек), и направление сформированного списка экспертов секретарю Аттестационной комиссии;
  • размещение на собственном информационном ресурсе конструктора ПО, содержащего инвариантную часть заданий (тестов) и управленческих кейсов;
  • разработку и актуализацию материалов вариативной части заданий (тестов) и управленческих кейсов, загрузку их содержания в ПО на собственном информационном ресурсе;
  • разработку демоверсии (пробной версии) вариативной части заданий (тестов) и управленческих кейсов;
  • интеграцию демоверсий инвариантной и вариативной частей заданий (тестов) и управленческих кейсов на собственном информационном ресурсе;
  • определение пороговых значений (баллов) прохождения вариативной части заданий (тестов) и управленческих кейсов;

При проведении аттестации в офлайн-формате региональный/ муниципальный оператор обеспечивает:

  • прием заявления участника аттестации на прохождение аттестации
    и портфолио руководителя/кандидата на должность руководителя ОО;
  • разработку критериев отбора экспертов;
  • формирование списка экспертов в количестве, необходимом для осуществления аттестации руководителей/кандидатов на должность руководителя ОО (не менее 5-ти человек), и направление сформированного списка экспертов секретарю Аттестационной комиссии;
  • соблюдение экспертами требования о неразглашении
    и нераспространении правильных ответов и результатов тестирования третьим лицам;
  • передачу экспертных заключений в Аттестационную комиссию.

 

2.3. Аттестационная комиссия

Состав и срок полномочий Аттестационной комиссии распорядительными актами утверждают Органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления в сфере образования, осуществляющие функции Учредителя ОО.

Основными принципами деятельности Аттестационной комиссии являются компетентность, объективность, открытость, гласность, независимость, соблюдение норм профессиональной этики.

Аттестационная комиссия формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, который может повлиять на решение аттестационной комиссии: на период аттестации руководителя ОО, являющегося членом Аттестационной комиссии, его членство в Аттестационной комиссии приостанавливается, либо он не принимает участия в голосовании.

Члены Аттестационной комиссии действуют на общественных началах.

Состав Аттестационной комиссии: председатель, заместитель председателя, секретарь и члены Аттестационной комиссии.

В состав Аттестационной комиссии могут быть включены представители Учредителя (в том числе руководители/специалисты профильного отдела/ комитета ОГВ/ОМСУ в сфере образования), представители профессионального сообщества (в том числе действующие руководители образовательных организаций, имеющие почетные звания/особые достижения в области управления образованием; руководители педагогических образовательных организаций высшего образования; руководители профильных факультетов образовательных организаций высшего образования (например, менеджмента в образовании и др.), представители независимых общественных организаций, профсоюзных организаций (количественный состав представителей независимых общественных организаций и объединений, в случае их наличия
в регионе/муниципалитете, должен составлять не менее 30 % от общего состава Аттестационной комиссии).

В случае передачи полномочий муниципальным оператором региональному оператору, руководители/специалисты профильного отдела/ комитета ОМСУ в сфере образования включаются в состав Аттестационной комиссии.

Количественный состав Аттестационной комиссии должен быть нечетным и составлять не менее 15 человек. Заседание Аттестационной комиссии считается правомочным при присутствии на заседании не менее 2/3 членов Аттестационной комиссии.

По результатам аттестации Аттестационная комиссия принимает итоговое решение:

а) о соответствии участника аттестации должности руководителя общеобразовательной организации;

б) о несоответствии участника аттестации должности руководителя общеобразовательной организации.

Все решения (о допуске к следующему этапу/итоговое решение) Аттестационная комиссия принимает открытым голосованием или закрытым голосованием простым большинством голосов членов Аттестационной комиссии, присутствующих на заседании. При голосовании, в случае возникновения спорной ситуации или при равенстве голосов, решение принимается в пользу участника аттестации.

 

2.4. Экспертная комиссия

В рамках Целевой модели Экспертная комиссия может:

  • являться отдельным самостоятельным субъектом Целевой модели, члены которой не входят в состав Аттестационной комиссии;
  • входить в состав Аттестационной комиссии, но без права голоса при голосовании и принятии итогового решения.

Экспертная комиссия формируется из утвержденного ОГВ/ОМСУ списка экспертов. Численный состав экспертной комиссии – не менее 5-ти человек.

Экспертом может быть лицо, обладающее специальными знаниями и имеющее практический опыт в области управления образовательной организации и/или оценки управленческих компетенций.

Члены экспертной комиссии в обязательном порядке подписывают информированное согласие о неразглашении и нераспространении правильных ответов и результатов тестирования третьим лицам.

При проведении аттестации в онлайн-формате каждый эксперт из состава экспертной комиссии осуществляет экспертизу портфолио и решений управленческих кейсов, размещенных в личном кабинете участника аттестации.

При проведении аттестации в офлайн-формате каждый эксперт из состава экспертной комиссии осуществляет экспертизу портфолио, оценку выполнения тестовых заданий и решений управленческих кейсов, в соответствии
с процедурой оценки.

По итогам завершения оценочных процедур каждый член экспертной комиссии заполняет форму экспертного заключения:

  • при проведении аттестации в онлайн-формате заполнение формы экспертного заключения осуществляется экспертом в его личном кабинете на собственном информационном ресурсе регионального/муниципального оператора с автоматической переадресацией в личный кабинет каждого члена Аттестационной комиссии;
  • при проведении аттестации в офлайн-формате заполнение формы экспертного заключения осуществляется экспертом вручную с последующей передачей региональному/муниципальному оператору.

Экспертное заключение должно включать рекомендации о допуске участника аттестации к следующему этапу аттестации - публичной защите.

В случае проведения аттестации в онлайн-формате, все процессы являются автоматизированными, с последующим отражением результатов аттестации
в личных кабинетах членов Аттестационной комиссии.

Участие экспертов в экспертной комиссии возможно, как на безвозмездной, так и на возмездной основе. Механизмы привлечения экспертов к работе в экспертной комиссии разрабатываются Учредителем ОО в соответствии со сложившейся практикой в субъекте Российской Федерации.

 

2.5. Участники аттестации в рамках Целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций

Участником аттестации Целевой модели является действующий руководитель ОО или кандидат на должность руководителя ОО.

Процедура аттестации участника включает три этапа (блока) (п.1 Целевой модели).

Для прохождения аттестации действующий руководитель ОО или кандидат на должность руководителя ОО готовит пакет документов, включающий заявление на участие в аттестации, согласие на обработку персональных данных, портфолио, документ для публичной защиты, содержательный формат которого определяется Учредителем ОО.

До начала прохождения аттестации участник аттестации может пройти пробное онлайн-тестирование на собственном информационном ресурсе регионального/муниципального оператора. По усмотрению Учредителя ОО для прохождения тестирования участнику аттестации может быть предоставлено несколько попыток (не менее 2-х).

При проведении аттестации подача заявления, оформление согласия на обработку персональных данных, предоставление портфолио, выполнение заданий и решение управленческих кейсов является обязательным для всех участников аттестации.

Структура портфолио действующего руководителя ОО:

  • общие сведения (наименование образовательной организации; личные данные (ФИО, год рождения, контактная информация); профессиональный статус (должность, образование, стаж работы (общий, педагогический, управленческий), удостоверения/дипломы о повышении квалификации/ переподготовке за межаттестационный период), профессиональные достижения участника аттестации в области управления образованием в межаттестационный период (благодарственные письма, грамоты, сертификаты и прочее);
  • документ, содержащий информацию о реализации программы развития ОО за межаттестационный период (в динамике по годам), в том числе информацию о динамике образовательных и воспитательных результатов ОО;
  • достижения ОО;
  • программу индивидуального профессионального развития (индивидуальная траектория развития) (по усмотрению Учредителя ОО);
  • отзывы/рекомендательные письма (по желанию участника аттестации);

Структура портфолио кандидата на должность руководителя ОО:

  • общие сведения (наименование образовательной организации; личные данные (ФИО, год рождения, контактная информация); профессиональный статус (должность, образование, стаж работы (общий, педагогический, управленческий), удостоверения/дипломы о повышении квалификации/ переподготовке за межаттестационный период), профессиональные достижения участника аттестации в области управления образованием (благодарственные письма, грамоты, сертификаты и прочее);
  • описание управленческого опыта;
  • программу индивидуального профессионального развития (индивидуальная траектория развития);
  • отзывы/рекомендательные письма (по желанию участника аттестации).

При положительном результате прохождения первых двух этапов, участник аттестации допускается к этапу публичной защиты, содержательный формат которого определяется Учредителем ОО.

После прохождения всех этапов аттестации или не прохождения какого-либо этапа участник аттестации получает выписку из протокола заседания Аттестационной комиссии, содержащую итоговое решение (далее – Решение),  в электронном виде (при проведении аттестации в онлайн-формате, смешанном формате) и на бумажном носителе (при проведении аттестации в офлайн-формате, смешанном формате).

После получения Решения и в случае несогласия с ним участник аттестации может подать апелляцию в Аттестационную комиссию.

Некоторые категории руководителей ОО, в том числе имеющие государственные награды, почетные звания, ведомственные награды Министерства просвещения Российской Федерации[3]; награды регионального/ муниципального уровней; являющиеся призерами  всероссийских и региональных профессиональных конкурсов руководителей ОО, могут проходить аттестацию в особом порядке, определяемом  Учредителем ОО.

 

2.6. Взаимодействие субъектов Целевой модели

Процедура аттестации не должна превышать 60 дней от момента подачи заявления до момента получения Решения. На основании заявлений, поступивших от участников аттестации аттестационная комиссия (секретарь) формирует график проведения аттестации руководителей/ кандидатов на должность руководителя ОО и направляет его на утверждение Учредителю ОО.

Утвержденный график секретарь Аттестационной комиссии загружает в личный кабинет Аттестационной комиссии и доводит до сведения регионального/муниципального оператора и участников аттестации.

Региональный/муниципальный оператор формирует список экспертов в количестве, необходимом для осуществления аттестации руководителей/кандидатов на должность руководителя ОО, и направляет сформированный список экспертов секретарю Аттестационной комиссии. Секретарь Аттестационной комиссии направляет полученный список должностному лицу ОГВ/ОМСУ на утверждение.

Региональный/муниципальный оператор создает личные кабинеты участников аттестации (на основании утвержденного графика) на собственном информационном ресурсе, направляет участникам аттестации индивидуальные логины и пароли для входа в личный кабинет в соответствии с утвержденным графиком проведения аттестации.

3.Процедура аттестации

Процедура аттестации в соответствии с Целевой моделью (независимо от формата) предусматривает прохождение участником аттестации трех этапов (блоков) (п.1 Целевой модели).

Аттестационная комиссия по результатам выполнения каждого блока заданий допускает или не допускает участника аттестации к следующему этапу прохождения аттестации. В случае не допуска к выполнению следующего этапа прохождения аттестации, Аттестационная комиссия в письменной форме направляет участнику аттестации и Учредителю ОО Решение о несоответствии должности руководителя ОО (не позднее 3-х рабочих дней с момента подписания протокола заседания Аттестационной комиссии). В случае допуска участника аттестации к выполнению следующего этапа прохождения аттестации, Аттестационная комиссия открывает доступ участнику аттестации к заданиям соответствующего этапа (если аттестация проходит в онлайн-формате) или сообщает участнику аттестации о месте и времени проведения соответствующего этапа (если аттестация проходит в онлайн-формате) не позднее 3-х рабочих дней с момента подписания протокола заседания Аттестационной комиссии.

После завершения аттестации или не прохождения какого-либо этапа участником аттестации, Аттестационная комиссия не позднее 3-х рабочих дней с момента подписания протокола заседания Аттестационной комиссии, направляет Решение участнику аттестации и Учредителю ОО в письменной форме. Если аттестация проходит в онлайн-формате Решение размещается в личном кабинете участника. Решение о соответствии должности руководителя ОО может содержать рекомендации по совершенствованию управленческих компетенций, в том числе посредством прохождения программ повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования. Рекомендации могут содержать перечень направлений повышения квалификации, либо указание конкретных дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, рекомендуемых участнику аттестации к освоению.

4.Контрольно-измерительные материалы

            Для проведения аттестации в соответствии с Целевой моделью, с учетом особенностей региональной и муниципальной специфики системы общего образования, предусмотрены следующие этапы (блоки)[4]:

  1. Портфолио участника аттестации.
  2. Решений заданий (тестов) и управленческих кейсов.
  3. Публичная защита.

Критерии оценки разрабатываются региональным/муниципальным оператором и утверждаются Учредителем ОО.

Для осуществления оценки управленческих компетенций используются два вида контрольно-измерительных материалов: задания (тесты) и управленческие кейсы.

Задания (тесты)

Структура заданий (тестов) включает инвариантную и вариативную части, и предполагает оценку необходимого минимума знаний федерального, регионального, муниципального законодательства и его правоприменительной практики.

Инвариантная часть разрабатывается и обновляется федеральным оператором. Вариативная часть разрабатывается оператором Целевой модели регионального/ муниципального уровня.

Инвариантная и вариативная части включают контрольно-измерительные материалы по федеральному, региональному/муниципальному законодательству, общие стандарты и критерии оценивания.

Задания (тесты) построены в форме вопросов с выбором одного эталонного ответа, что исключает возможность неоднозначности трактовки ответов. При проведении аттестации в онлайн-формате проверка осуществляется в автоматическом режиме сразу после завершения тестирования участником аттестации. При проведении аттестации в офлайн-формате после завершения тестирования участником аттестации проверка выполнения заданий (тестов) осуществляется экспертом.

Выбор заданий (тестов) осуществляется случайным образом, обеспечивая равные возможности участникам аттестации при проведении процедур аттестации. Для проведения тестирования в офлайн-формате генерируется вариант теста, который участник аттестации получает на бумажном носителе.

Управленческие кейсы

При проведении аттестации в онлайн-формате выбор набора управленческих кейсов осуществляется случайным образом автоматически из ПО. При проведении аттестации в офлайн-формате участник аттестации осуществляет случайный выбор управленческих кейсов из общего числа вариантов из ПО, представленных на бумажном носителе. При проведении аттестации в онлайн-формате экспертные заключения по решению управленческих кейсов автоматически отображаются в личных кабинетах членов аттестационной комиссии и личном кабинете участника аттестации. При проведении аттестации в офлайн-формате экспертные заключения по решению управленческих кейсов направляются в Аттестационную комиссию.

 _________________ 

[1] Квалификационная характеристика предусмотрена разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. № 448н). Профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)», утвержденный приказом Минтруда России от 19.04.2021 №250н (зарегистрирован в Минюсте России 02.09.2021 г. № 64848, вступает в силу с 1 марта 2022 г.).

[2] Профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)», утвержденный приказом Минтруда России от 19.04.2021 №250н (зарегистрирован в Минюсте России 02.09.2021 г. № 64848, вступает в силу с 1 марта 2022 г.)

[3] приказ Министерства просвещения РФ от 09.01.2019 № 1 «О ведомственных наградах Министерства просвещения Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте России 22.05.2019 № 54691)

[4] Учредителем ОО могут быть установлены дополнительные форматы проведения аттестационных процедур

  

Схема 1. Целевая модель аттестации руководителей/ кандидатов на должность руководителя ОО

 

Схема 2. Общий алгоритм проведения аттестации руководителя ОО

 

Схема 3. Общий алгоритм проведения аттестации кандидата на должность руководителя ОО

Программа внедрения целевой модели

Уважаемые коллеги, ознакомиться с Программой внедрения целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций в субъектах и муниципалитетах Российской Федерации можно по ссылке ниже.

Проект Программы внедрения целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций в субъектах и муниципалитетах Российской Федерации

Мероприятия

   

10 ноября 2021 года

Всероссийская конференция «Профессионально-общественное обсуждение Программы внедрения Модели аттестации в субъектах Российской Федерации»

На страницу мероприятия...

  

  

4-5 августа 2021 года

Всероссийская конференция «Целевая модель аттестации руководителей общеобразовательных организаций»

К материалам мероприятия...

 

 

12 мая 2021 года

Семинар-совещание по обсуждению Концепций единой федеральной системы формирования кадрового резерва и целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций

К материалам мероприятия...

Профессионально-общественное обсуждение

Проведение профессионально-общественного обсуждения проекта педагогическим и экспертным сообществом позволит учесть мнения представителей различных организаций: региональных органов управления образованием, муниципалитетов, институтов системы повышения квалификации педагогических работников и дополнительного профессионального образования (ИРО / ИПК), профильных педагогических ВУЗов, руководителей общеобразовательных организаций и др. 

Профессионально-общественное обсуждение «Целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций» завершено.    

С 27 октября 2021 проводится 
профессионально-общественное обсуждение 
«Программы внедрения целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций в субъектах и муниципалитетах Российской Федерации». 

Уважаемые коллеги, прежде чем отвечать на вопросы анкеты, ознакомьтесь, пожалуйста, с проектом Программы внедрении

Также предлагаем ознакомиться с Методическими рекомендациями по внедрению целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций.

Перейти к итогам профессионально-общественного обсуждения проекта Целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций.  (по результатам конференции 4-5 августа 2021)

Эксперты и разработчики

Основные разработчики Целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций

Дождиков Антон Валентинович 

Ведущий аналитик Научно-исследовательского центра анализа образовательных данных ФИРО РАНХиГС

Кандидат политических наук

Перейти в профиль эксперта...

 

   

Радионова Ольга Радиславовна

Директор Научно-исследовательского центра стратегии, проектирования и правового обеспечения ФИРО РАНХиГС

Кандидат педагогических наук, доцент

Перейти в профиль эксперта...

 

  

Авалуева Наталия Борисовна 

Ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра стратегии, проектирования и правового обеспечения ФИРО РАНХиГС

Кандидат педагогических наук

Перейти в профиль эксперта...

 

 

Илюхин Борис Валентинович

Старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС

 Перейти в профиль эксперта...

 

 

Малеванов Евгений Юрьевич

Директор Федерального института развития образования РАНХиГС (до 15 июля 2021 г.)

Директор  Научно-исследовательского центра анализа образовательных данных ФИРО РАНХиГС

Кандидат педагогических наук

Перейти в профиль эксперта...

 

  

Алиева Эвелина Факировна

И.о. директора  Федерального института развития образования РАНХиГС

Заместитель директора ФИРО РАНХиГС по науке

Кандидат педагогических наук

Перейти в профиль эксперта...

  

Алексеева Анна Станиславовна

Заместитель директора Научно-исследовательского центра стратегии, проектирования и правового обеспечения ФИРО РАНХиГС

Кандидат биологических наук

Перейти в профиль эксперта...

 

 

 

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: