Конференции и семинары

ФИРО РАНХиГС на конференции "Тенденции развития образования"

14 - 16 февраля 2019 года в РАНХиГС состоялась XVI Международная научно-практическая конференция ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «Как оценить эффективность образовательных институций: детских садов, школ и вузов».

***

В рамках конференции прошла серия мероприятий, соорганизатором которых выступил ФИРО РАНХиГС.

Так, 14 февраля состоялся малый пленум: «Среднее профессиональное образование: новеллы развития». Пленум стал площадкой для дискуссии практиков и экспертов среднего профессионального образования, представителей профессиональных образовательных организаций, исследователей образования, представителей образовательных медиа.

Ведущим пленума выступил Владимир Блинов, директор научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС.

 

На пленуме обсуждались вопросы:

Для кого и зачем нужна цифровизация образовательного процесса?

«Цифровое образование» и «онлайн-обучение» - синонимы или нет?

Какова роль профессионального самоопределения в постиндустриальном мире?

Каковы особенности выстраивания государственно-частного партнёрства в СПО? 

 

На пленуме выступили

Директор Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, доктор педагогических наук, профессор Владимир Блинов с докладом «Цифровая дидактика профессионального образования», ведущий научный сотрудник Центра, доктор педагогических наук Игорь Сергеев с презентацией «Профессиональное самоопределение в условиях постиндустриальной эпохи», заместитель директора Центра Айрат Сатдыков с презентацией «Выстраивание государственно-частного партнёрства в системе среднего профессионального образования».

 

В тот же день в рамках Конференции состоялся мастер-класс «Глобальные тенденции развития среднего профессионального образования и подготовки рабочих кадров».

Ведущими мастер класса стали Владимир Блинов, доктор педагогических наук, директор научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС и Айрат Сатдыков, заместитель директора Центра.

После вводного выступления Владимира Блинова «Глобальные тенденции развития СПО и подготовки рабочих кадров. АРХИТЕКТУРА СПО 2040» участники разделились на четыре подгруппы для обсуждения предложенной темы по ролям:

1 группа – Экономисты

2 группа – Управленцы

3 группа – Методисты

4 группа – Педагоги

После 25-минутного обсуждения каждая группа представила свое видение проблем и их решения.

Из тезисов мастер-класса:

«В долгосрочной перспективе 2040 г. миссия СПО состоит в том, чтобы стать компонентом системы безуровневого (в условиях распространения конвергенции уровней квалификации) непрерывного образования, соответствующего мировым научным, экономическим и технологическим реалиям развития».

«Традиционные колледжи и техникумы трансформируются в симбиоз технопарка и коворкинга, на базе которых малые адаптивные компании могут реализовывать образовательные модули (используя площади и материально-технические ресурсы) как для студентов, так и для взрослых в рамках ДПО или профессионального обучения».

«Рост спроса на «короткие» программы со стороны практикующих специалистов станет вызовом для системы образования в её нынешней форме, так как возникнет объективная необходимость быстро разрабатывать без лишней бюрократии практико-ориентированные программы и привлекать практикующих специалистов. Это повлечёт объективно повышение стоимости образования. Возврат инвестиций (ROI) станет одним из важнейших критериев для выбора той или иной программы».

 ***

15 февраля в рамках Конференции прошел круглый стол «Школьное и дошкольное образование: возможна ли взаимооценка?»

Модераторами круглого стола стали Эвелина Алиева, заместитель директора ФИРО РАНХиГС, Ольга Радионова, директор центра стратегии, проектирования и правового обеспечения ФИРО РАНХиГС и Наталья Тарасова, директор центра социализации и персонализации образования детей.

Участниками круглого стола стали:

Ольга Карабанова, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой возрастной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Ирина Абанкина, директор Института развития образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат экономических наук, профессор, Татьяна Волосовец, директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», кандидат педагогических наук, профессор, Наталья Тарасова, директор Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС, кандидат педагогических наук, доцент, Владимир Загвоздкин ведущий научный сотрудник центра стратегии, проектирования и правового обеспечения ФИРО РАНХиГС, Ольга Радионова, директор Научно-исследовательского центра стратегии, проектирования и правового обеспечения ФИРО РАНХиГС, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Пескишева руководитель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 77» г. Череповец Вологодской области, кандидат педагогических наук, Варвара Вахрушева, заместитель заведующего по воспитательно-методической работе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 77» г. Череповец Вологодской области, Виктория Файрушина, заместитель директора по НМР, методист МБУ ДПО УМОЦ ЩМР МО, Эмма Решникова, заместитель директора по УВР МАОУ СОШ №3 ЩМР МО, Ирина Чупрунова, заместитель директора по УВР МАОУ СОШ №3 ЩМР МО, Ирина Борисова научный руководитель инновационной деятельностью ГБОУ Школы № 1593 города Москвы (экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС).

 

На круглом столе обсуждались вопросы:

Что является сущностью понятия «взаимооценка», и на что она может быть направлена: что оценивается?

Каковы ожидаемые результаты взаимооценивания дошкольных образовательных организаций и школы?

Кто кого оценивает?

В ходе проведения круглого стола были обозначены не только изменения, произошедшие в системе дошкольного образования после введения ФГОС ДОО и ФГОС НОО, но и отношение к этим изменениям со стороны педагогического и родительского сообщества в целом, представлен опыт субъектов РФ по взаимодействию детских садов и школ по взаимооцениванию.

Наталья Тарасова в своем выступлении рассмотрела вопрос о том, какой должна быть взаимооценка, чтобы решать задачи дошкольного и начального образования? Были обозначены проблемы обеспечения преемственности дошкольного и начального образования. Выделены 5 групп программ, в которых образовательные программы дошкольного образования являются основополагающей базой соответствующей учебной программе начальных классов. Затронуты некоторые вопросы организации работы с родителями по адаптации детей к условиям начальной школы.

Ольга Радионова и Эвелина Алиева представили результаты деятельности экспериментальных площадок ФИРО РАНХиГС, связанные с созданием и внедрением в практику работы образовательных организаций системы развивающего оценивания. Представлен алгоритм использования системы развивающего оценивания, как щадящего оценивания, не травмирующего психику ребенка измерением в баллах всех приложенных им усилий в достижении поставленной цели и направленной на позитивное социально-коммуникативное развитие старших дошкольников и младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС ДО и НОО. По итогам анализа родительских форумов обозначены некоторые тенденции в общении современных родителей и детей, позволяющие выстраивать различные «образы педагога». Были затронуты вопросы о возможных развивающих эффектах и рисках взаимооценки деятельности детей и педагогов, готовности воспитателей и учителей принять оценку, данную воспитанниками и обучающимися.

Переходу из детского сада в школу было посвящено выступление Владимира Загвоздкина, ведущего научного сотрудника научно-исследовательского центра стратегии, проектирования и правового обеспечения ФИРО РАНХиГС. Докладчик отметил, что именно переход детей из детского сада в начальную школу является важнейшей задачей образовательной политики в международном образовании.

Руководитель экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС Татьяна Пескишева познакомила участников круглого стола с опытом организации инклюзивного образования в детском саду. Были обозначены основные направления взаимодействия детского сада и школы при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание было уделено созданию доступной среды для детей с ОВЗ, включающей применение специального оборудования для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, тифлотехнического оборудования, тактильных коммуникаторов, сенсорного и иного оборудования. Представлена информация о подготовке кадров и медицинском обслуживании, а также о деятельности регионального консультационного центра инклюзивного образования, открытого на базе данного детского сада.

Раскрытию механизмов обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования на муниципальном уровне было посвящено выступление представителей еще одной экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС - Виктории Файрушиной, Эммы Решниковой и Ирины Чупруновой. В выступлении были рассмотрены основные результаты мониторинга профессионального уровня педагогов и воспитателей, выявления степени удовлетворенности родителей качеством образования в детском саду и школе, работающей по преемственности. Особое внимание уделено повышению родительской активности через использование разных форм и методов взаимодействия с родителями, а также разработке карты преемственности выпускника детского сада.

Ирина Борисова ознакомила присутствующих с результатами работы по организации преемственности школьного и дошкольного образования на основе проектного подхода в условиях образовательного комплекса. Обозначены трудности и возможности процесса преобразования школы в многоуровневый образовательный комплекс. Раскрыты особенности проектной технологии, как универсального инструмента выстраивания общего вектора усилий всех участников процесса на достижение общей цели на примере реализации проекта по формированию духовно-нравственного здоровья обучающихся через освоение традиций народной культуры и искусства.

 

Презентации:

Радионова О.Р., Алиева Э.Ф. Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в свете требований ФГОС ДО и ФГОС НОО.

Тарасова Н.В. Какой должна быть взаимооценка, чтобы решать задачи дошкольного и начального образования.

Файрушина В.А., Решникова Э.С., Чупрунова И.В. Механизмы обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования на муниципальном уровне

Пескишева Т.А. Опыт организации инклюзивного образования в детском саду.

Абанкина И.В. Правовые основания и финансово-экономические механизмы оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи.

Борисова И.П. Преемственность школьного и дошкольного образования на основе проектного подхода в условиях образовательного комплекса.

Карабанова О.А. Преемственность ступеней образования как критерий оценки качества работы образовательной организации.

Волосовец Т.В. Оценка работы детских садов: методика и практика мониторинга дошкольных образовательных организаций Российской Федерации

Смотреть интервью с учителями...

 ***

В тот же день состоялся малый пленум «Роль профессионального сообщества и общественности в процедурах аккредитации образовательных организаций»

Ведущим пленума выступил научный руководитель ФИРО РАНХиГС Ефим Коган.

 

В рамках секции выступили:

Татьяна Ковалева, заведующая кафедрой индивидуализации и тьюторства МПГУ – с докладом «Экспертиза практик индивидуализации и тьюторства Межрегиональной Тьюторской Ассоциацией как пример участия профессиоанльного сообщества в экспертных процедурах и аккредитации»;

Мария Гончар, заведующая кафедрой управления образовательными системами МПГУ – с докладом «Оценка как фактор повышения качества программы магистратуры»;

 Владимир Куклин, ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС– с докладом «Роль профессионального сообщества и

общественности в процедурах аккредитации».

Дата мероприятия: 14.02.2019