Конференции и семинары

Современная образовательная среда от 0 до 3. Международные подходы и ФГОС ДО

22 марта в ФИРО РАНХиГС состоялся первый экспертный семинар из серии семинаров для системы дошкольного образования, посвященных анализу реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в образовательных организациях и предложений по его совершенствованию.

Всего в рамках серии запланировано проведение 5 мероприятий  для специалистов дошкольного образования.

Оставьте свой отзыв о мероприятии...

О семинаре

22 марта прошел первый экспертный семинар для специалистов системы дошкольного образования по теме «Современная образовательная среда от 0 до 3. Международные подходы и ФГОС ДО», организованный Центром стратегии, проектирования и правового обеспечения ФИРО РАНХиГС.

Участников мероприятия поприветствовал директор ФИРО РАНХиГС – Дулинов Максим Викторович. Мероприятие началось с выступления Тарасовой Натальи Владимировны (директор Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС, кандидат педагогических наук, доцент). Ее доклад был посвящен оценке качества дошкольного образования. Обсуждались два важных вопроса: Как оценивать работу образовательной организации, реализующей программу дошкольного уровня образования, если оценивать детей запрещается? Как объективно оценивать качество работы организации независимо от того, какую программу она реализует? Наталья Владимировна обратил внимание присутствующих на то, что «..система оценки качества дошкольного образования на уровне ДОО должна обеспечивать участие всех заинтересованных субъектов, и в то же время выполнять свою основную задачу: обеспечивать развитие системы дошкольного образования в соответствии с принципами и требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования». Были рассмотрены понятие «качества образования», процедуры его оценивания (государственная и общественная аккредитация; мониторинг системы образования - самообследование; государственный контроль (надзор) в сфере образования), объекты и субъекты данных процедур. Особое внимание уделено Тарасовой Н.В. конструктивным элементам системы оценки качества образования, определенным в нормативных документах, а также внутренней оценке качества образования, основным инструментом которой являются психолого-педагогические условия (на примере взаимодействия сотрудников ДОО с детьми в рамках социально-коммуникативного развития дошкольников). Кроме того, обсуждался вопрос о применении шкал ECERS для оценки качества образования, представлен проект комплекта инструментария по оценке качества дошкольного образования, обоснована разработка инструментария проведения  педагогической диагностики.

В выступлении Абанкиной Ирины Всеволодовны (профессора Института развития образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат экономических наук) были обозначены проблемы раннего развития и консультативной помощи родителям в контексте вызовов будущего, в том числе: стандартные программы без учета индивидуальных особенностей детей; низкая вовлеченность родителей в раннее развитие и дошкольное образование; сохранение неравенства в зависимости от места проживания семей, недостаток инфраструктуры в селах и малых городах. Представлена перспективная структура дошкольного образования в России, дано сравнение охвата детей дошкольным образованием с 2-х до 4-х лет в свыше 30-ти   странах, в том числе обозначены  расходы на одного воспитанника дошкольного образования в России по расчетам  на основании исследований, проводимых М.Л. Аграновичем (ФИРО РАНХиГС). Ирина Всеволодовна обратила особое внимание на инфе услуги, оказываемые за счет соответствующих бюджетов. К ним относятся методическая, психолого-педагогическая, диагностическая и консультативная помощь родителям детей, обучающихся на уровне дошкольного образования в форме семейного образования, в консультационных центрах, в т.ч. созданных в дошкольных и общеобразовательных организациях. Кроме этого, получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции – фиксируется как право любого обучающегося. Акцент сделан на задачах, поставленных Президентом России в Майских указах 2018 год. В сфере образования это «создание условий для раннего развития детей в возрасте до трёх лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям». В в области демографии – «создание условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, включая достижение 100-процентной доступности (к 2021 году) дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет, детей, получающих дошкольное образование в семье».

В выступлении обосновано финансовое обеспечение и риски реализации Федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей». Особое внимание делено формированию особенностям государственного (муниципального) задания. В заключении были даны несколько предложений по законодательному регулированию, касающиеся того, что поскольку родители (законные представители) имеют право на предоставление методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования без взимания платы, то финансовое обеспечение этого права должно осуществляться за счет бюджетных ассигнований. Это означает, что необходимо внести в статью 8 № 273-ФЗ и в статью 26.3 № 184-ФЗ соответствующее полномочие в следующей формулировке: «Финансовое обеспечение предоставления методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования».

Обсуждение данного вопроса было продолжено в активной дискуссии, в которой приняли участие Дулинов М.В.,Абанкина И.В., Загвоздкин В.К., Алиева Э.Ф. и представители детских садов городского округа Королева Московской области.  Экспертами было высказано предложение проанализировать и обобщить различные образцы международной практики по оказанию поддержки родителям дошкольников, в том числе, и по объемам финансирования консультативной помощи родителям. Это необходимо для разработки качественных протоколов оказания и  обоснованного финансирования выше перечисленных видов помощи.

Загвоздкин В.К. (ведущий научный сотрудник Центра стратегии, проектирования и правового обеспечения ФИРО РАНХиГС, кандидат педагогических наук) представил вниманию участников экспертного семинара доклад на тему «Предметно-пространственная среда для детей от 0 до 3. Межународные подходы и ФГОС ДО». В своем выступлении Владимир Константинович дал сравнительный анализ типовых программ, ФГТ и ФГОС ДО, определившего необходимость в новых подходах. Был также рассмотрен вопрос разработки и использования  шкалы комплексной оценки качества образования в ДОО. Особый акцент докладчик сделал на образовательной политике, ориентированной на ранние этапы образования, в частности, на программы раннего развития, дошкольной и начальной школы, которые являются основой всей системы образования в целом. Основа компетенций лежит именно в раннем и дошкольном детстве, поэтому особенно важна эффективность программ раннего вмешательства для итоговых результатов обучения. Загвоздкин В.К. ознакомил участников экспертного семинара с открытием феномена привязанности и основными представлениями о развитии и образовании: эндогенетическими теориями, в которых развитие — это раскрытие генов (задатков); экзогенетическими теориями, в которых основой развития является передача знаний; теории конструктивизма, основанной на подходе саморазвития; социальным конструктивизмом. Отмечено, что «концепция «компетентный младенец» является базовой для современной ясельной педагогики».  Представлены некоторые исследования взаимодействия ребенка и матери в самом раннем детстве, рассмотрен уникальный опыт Эмми Пиклер по воспитанию младенцев в детских домах Венгрии в годы после окончания Второй мировой войны. Вниманию участников экспертного семинара был предложен видео-показ примеров лучшей практики зарубежной дошкольной педагогики Германии, Италии, Японии.

Вниманию участников экспертного семинара представлена презентация современных подходов к организации пространства детских садов в Германии. Радионова Ольга Радиславовна (директор Научно-исследовательского центра стратегии, проектирования и правового обеспечения ФИРО РАНХиГС, кандидат педагогических наук, доцент) и Алиева Эвелина Факировна (заместитель директора по науке ФИРО РАНХиГС, кандидат педагогических наук) ознакомили экспертов с «Гамбургской концепцией организации пространства» для детей раннего и дошкольного возраста, разработчиком которой является Ангелика фон дер Бэк. Были затронуты вопросы, касающиеся особенностей проектирования учреждений «открытого типа», работающих в Габурге и Вейморе по концепции «Пространство-третий педагог». Это, прежде всего, эрго-дизайнерское проектирование средовых объектов для дошкольников, в том числе, разноуровневость освещения, использование различных материалов в оформлении помещений и свободного передвижения воспитанников по помещениям детского сада в течение всего времени нахождения в детском саду и др. Особое внимание уделено вопросам, связанным с гигиеной детей, организацией жизни дошкольников в детском саду, взаимодействию детей и взрослых. Акцент сделан на условиях организации жизни детей в детском саду: особенностях организации деятельности детей в лабораториях, ателье, игровых залах для свободного посещения детей в течение всего времени пребывания в детском саду. Кроме того, рассмотрена специфика организации игрового пространства, питания, прогулки и сна детей. Особое внимание уделено двигательной активности  и эмоциональному развитию детей, их социализации, а также специфике системы подготовки педагогических кадров для работы по концепции «Пространство-третий педагог».

Участники семинара при обсуждении докладов особое внимание уделили вопросу оценки качества образования. Так Э.Л. Ванданова, эксперт ФИРО РАНХиГС, высказала мнение о необходимости учета в системе оценки качества образования дошкольных организаций такого важного показателя как транспарентность, показателя информационной открытости. Возможность открытого диалога способствует минимизации рисков коррупционных проявлений, неэффективных решений в управлении и замалчивании существующих недостатков. Эксперты-практики дошкольного образования активно поддержали эту идею, предоставив примеры из деятельности отдельных дошкольных организаций, когда отсутствие открытого обсуждения принимаемых управленческих решений негативно сказывались на возможностях организации среды для дошкольников. Докладчик В.К. Загвоздкин предложил это мнение особым образом отметить в резолюции по семинару и включить в обсуждение для разработки систем качества дошкольного образования.

В ходе экспертного семинара были даны предложения по выявлению дефицитов в программно-методическом обеспечении деятельности специалистов дошкольного образования по социально-коммуникативному развитию детей, по важности достижения открытости при взаимодействии различных научных, управленческих и иных структур с практиками дошкольного образования, внесению предложения по совершенствованию ФГОС ДО по итогам анализа результатов его реализации.

Программа семинара

«Современная образовательная среда от 0 до 3.

Международные подходы и ФГОС ДО»

Дата проведения – 22 марта 2019 год

Время проведения– 11.00 – 16.00

Место проведения – г. Москва, ул. Черняховского, д. 9. Строение 1, ФИРО РАНХиГС

Ведущие экспертного семинара:

Алиева Эвелина Факировна – заместитель директора по науке ФИРО РАНХиГС

Радионова Ольга Радиславовна – директор Научно-исследовательского центра стратегии, проектирования и правового обеспечения ФИРО РАНХиГС

Докладчики

  1. Алиева Эвелина Факировназаместитель директора по науке ФИРО РАНХиГС
  2. Радионова Ольга Радиславовнадиректор Научно-исследовательского центра стратегии, проектирования и правового обеспечения ФИРО РАНХиГС
  3. Тарасова Наталья Владимировнадиректор Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС
  4. Загвоздкин Владимир Константинович - ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра стратегии, проектирования и правового обеспечения ФИРО РАНХиГС
  5. Абанкина Ирина Всеволодовна - профессор Института развития образования НИУ ВШЭ

№ п/п

Время

Тема

ФИО докладчика

1

11.00-11.15

Приветственное слово.

Дулинов Максим Викторович – директор ФИРО РАНХиГС

 

Алиева Эвелина Факировна – заместитель директора по науке ФИРО РАНХиГС, кандидат педагогических наук

 

2

11.15-12.00

Финансовое обеспечение помощи родителям, чьи дети получают дошкольное образование в семье

Абанкина Ирина Всеволодовна – профессор Института развития образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат экономических наук, профессор

 

3

12.00-12.15

Обмен мнениями, ответы на вопросы

4

12.15-13.00

Оценка качества дошкольного образования

Тарасова Наталья Владимировна – директор Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС, кандидат педагогических наук, доцент

 

5

13.00-13.15

Обмен мнениями, ответы на вопросы

6

13.15-14.00

Перерыв на обед

7

14.00-15.45

Современная образовательная среда от 0 до 3. Анализ международных подходов и ФГОС ДО.

Загвоздкин Владимир Константинович - ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра стратегии, проектирования и правового обеспечения ФИРО РАНХиГС, кандидат педагогических наук

8

 

Современные подходы к организации пространства детских садов в Германии.

 

Алиева Эвелина Факировна – заместитель директора по науке ФИРО РАНХиГС, кандидат педагогических наук

 

Радионова Ольга Радиславовна – директор Научно-исследовательского центра стратегии, проектирования и правового обеспечения ФИРО РАНХиГС, кандидат педагогических наук, доцент

 

9

15.45-15.55

Обмен мнениями, ответы на вопросы

10

15.55-

16.00

Подведение итогов экспертного семинара

 

Анонсы предстоящих семинаров из серии

27-29 марта. Выездной экспертный семинар совместно с ЧДОУ «Центр ДИВО» и Департаментом образования г. Нижний Новгород «Практико-ориентированные образовательные технологии по социально-коммуникативному развитию дошкольников. Первые итоги проведения социологического опроса руководителей и специалистов дошкольных образовательных организаций по выявлению дефицитов в программно-методическом обеспечении деятельности по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста».

5 апреля. Вебинар «Современное образование от 0 до 3: лучшие мировые практики. Система Эмми Пиклер».

20 мая. Экспертный семинар «Компетентности педагога дошкольного образования».

20 июня. Научно-практический семинар «Шкалы наблюдения и оценки индивидуальных траекторий развития. Результаты мониторинга. Методические аспекты разработки практико-ориентированных образовательных программ и технологий по социально-коммуникативному развитию дошкольников».

Оставьте свой отзыв о мероприятии...

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте:

 

 

Дата мероприятия: 22.03.2019

Место проведения: г. Москва, ул. Черняховского, д. 9. Строение 1, ФИРО РАНХиГС