Конференции и семинары

Дискуссионный клуб ФИРО РАНХиГС + "Мел": "Профориентация: как, зачем и для кого?"

Зарплата, престиж, карьера, социальный статус и стабильность – типичные требования к профессии со стороны старшего поколения (родителей). Нынешние подростки хотят для себя такой работы, которая интересна, даёт постоянно обновляющийся опыт, обеспечивает свободный график. Какой из этих запросов способствует личностному развитию, а какой - стагнации личности?

О мероприятии

10 июня в Президентской академии состоялось заседание дискуссионного клуба ФИРО РАНХиГС и «Мел», посвященное вопросам профориентации школьников: «Профориентация: как, зачем и для кого?»

Последнее в этом сезоне заседание открыл модератор мероприятия, директор Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС Максим Дулинов. Он отметил актуальность и модность темы профориентации, которая популярна не только в школах, но и в бизнесе. Первый заместитель министра образования Московской области Илья Бронштейн пояснил, что на сегодняшний день в масштабах страны не существует инструмента, «позволяющего поместить ребенка в некую экосистему свободного выбора, теста, проб и свободных ошибок». Он также подчеркнул, что экспертное сообщество должно направлять большинство семей, подсказывать им и создавать удобное пространство.

Генеральный директор Smart Course Тимур Жаббаров в ходе обсуждения поднял вопрос о том, что экспертное сообщество делало до сих пор неправильно. «Важно понять, что нужно срочно исправить, чтобы выпускники школ были готовы брать на себя ответственность и принимать решения», - призвал эксперт. Говоря о возрасте профориентации для детей, президент Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» при МГУ Алексей Серебряков отметил, что приступить лучше всего в начальной школе в игровой форме. Однако современной профориентации не хватает научной обоснованности (исследовательской работы) и практичности. «Как ребенок может понять, что стоит за тем или иным направлением? Только через личный опыт», - подчеркнул Алексей Серебряков.

По мнению директора ГУ «Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс» (Ярославская область) Ирины Кузнецовой, для того, чтобы на школьном уровне что-то происходило, необходимо правильно выстроить процессы интеграции. «Здесь, на мой взгляд, современной профориентации не хватает концептуальной основы», - пояснила эксперт. Ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО Игорь Сергеев отметил, что в профориентационной работе есть две линии: одна - это сопровождение выбора профессии, а другая - обучение самоопределению и сейчас задачи, как и результаты, у них разные. "Но мы должны организовывать профориентацию как непрерывное строительство экосистемы, где участвуют все - родители, работодатели, дети, школы" - заключил спикер.

Галина Резапкина, старший научный сотрудник центра стратегии, проектирования и правового обеспечения образовательных систем ФИРО, обратила внимание участников дискуссионного клуба на то, что "иногда  профориентацией занимаются люди , не знакомые даже с азами этой работы и под видом профориентации могут предлагаться фейковые услуги, которые не имеют никакого отношения к реальной профориентации". Об опыте федерального проекта по профориентации «Zасобой» участникам заседания рассказала его руководитель Наталья Алиева. Своим мнением также поделились Дмитрий Судаков  , руководитель проекта «Атлас новых профессий», Николай Родичев , ведущий аналитик Центра развития образования РАО, Наталья Гришукова , координатор проектов предпрофессионального развития и профориентации в системе среднего профобразования, ГБОУ «Городской методический центр» ДОНМ. 

Вопросы дискуссии

Уже в конце прошлого века наметился интересный тренд: молодёжь выбирает не столько новые профессии, сколько новые образы жизни. В связи с этим молодым людям интересны те профессии, которые отвечают их представлениям об определённом образе жизни. Традиционные профессии, как правило, функционируют в рамках двух социально-трудовых ролей – Человек служения и Наёмный работник. Сейчас спектр этих ролей стал значительно шире - самозанятость, фриланс, а также работа в сети или в удалённом доступе, распределённые проектные команды, коворкинги, краудсорсинг и т.д. Наиболее ярко этот процесс проявляется в цифровой сфере. В Интернете происходит социализация нового поколения, в Интернете же часто происходит и профессиональное самоопределение.

Деление профессий на «вчерашние» и «завтрашние» не имеет смысла, потому что сами профессии не исчезают, как не исчезают цели труда: строить, лечить, воспитывать, тренировать, руководить, защищать. Чем отличается работа блогера от работы журналиста? Форматом и условиями труда. Профессионально важные качества одни и те же. Нередко под красивой оберткой пустота. Туроператор – банально, а вот «менеджер космотуризма» – круто. Смещая акцент с содержания профессиональной деятельности на эффектную оболочку, мы уводим подростков от решения реальных задач выбора профессии. Что касается прогнозов востребованности профессий, то они не оправдывались даже в условиях плановой экономики, не то что в наше непредсказуемое время. 
Не бывает профессий с большим будущим, бывают профессионалы с большим будущим.

Вопросы дискуссии:

  • Традиционный образ профориентации: от чего пора отказаться? Тупиковые тренды.
  • Многообразие профориентационных практик: нужна ли государственная координация?
  • «Билет в будущее» - один на всех или для каждого свой?
  • Кто должен платить за профориентацию?
  • «Ранняя» профориентация: «за» и «против».
  • Самоопределение в постиндустриальном мире: место школы и роль семьи.
  • Как оценить психологическую готовность подростков к выбору профессии?
  • Ранний опыт профессиональной деятельности детей и подростков: архаизм или вызов новой эпохи?
  • Профориентация от колледжей и вузов как маркетинг образовательных услуг.
  • Школьный профориентатор, кто он: психолог-профконсультант или педагог-организатор активностей?
  • Современный специалист по профориентации – кто он: профессионал, мультипрофессионал или квалифицированный дилетант?
  • «Результаты профориентационной работы» - как их измерить и что с ними делать?
  • Корпоративная профориентация: зло или панацея?

Видео

Карточка мероприятия:

Дата мероприятия: 10.06.2019

Место проведения: Медиалофт РАНХиГС, Пречистенская набережная, д.11, лофт 22