Конференции и семинары

Рейтинг вузов. Экспертный семинар

23 апреля в Федеральном институте развития образования (ФИРО) РАНХиГС прошел экспертный семинар, посвященный рейтингу вузов по теме «Оценка организаций высшего образования: задачи и направления совершенствования».

© РАНХиГС https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/kakie-rejtingi-luchshe-nacionalnye-ili-mezhdunarodnye
23 апреля в Федеральном институте развития образования (ФИРО) РАНХиГС прошел экспертный семинар, посвященный рейтингу вузов по теме «Оценка организаций высшего образования: задачи и направления совершенствования».

© РАНХиГС https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/kakie-rejtingi-luchshe-nacionalnye-ili-mezhdunarodnye
23 апреля в Федеральном институте развития образования (ФИРО) РАНХиГС прошел экспертный семинар, посвященный рейтингу вузов по теме «Оценка организаций высшего образования: задачи и направления совершенствования».

© РАНХиГС https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/kakie-rejtingi-luchshe-nacionalnye-ili-mezhdunarodnye
23 апреля в Федеральном институте развития образования (ФИРО) РАНХиГС прошел экспертный семинар, посвященный рейтингу вузов по теме «Оценка организаций высшего образования: задачи и направления совершенствования».

© РАНХиГС https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/kakie-rejtingi-luchshe-nacionalnye-ili-mezhdunarodnye

23 апреля прошел экспертный семинар, посвященный рейтингу вузов по теме «Оценка организаций высшего образования: задачи и направления совершенствования».

О мероприятии

Эксперты обсудили вопросы, связанные с усилением связи социально-экономического развития страны с качеством высшего образования, изменением требований к содержанию и организации обучения, расширение масштабов высшего образования и ростом затрат на него.

Директор Центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС Марк Агранович, открывая заседание, отметил, что вопрос оценки вузов приобретает всю большую актуальность. Для этого сейчас используется три группы инструментов: рейтинги, оценка эффективности вузов, подготовленная Минобрнауки России, а также лицензирование и аккредитация. По мнению спикера, в отношении рейтингов нужно обращать внимание, кто является их адресатом.

Например, самые известные международные рейтинги – Times Higher Education и Шанхайский рейтинг университетов – учитывают такие показатели как число сотрудников, являющихся лауреатами престижных научных премий, объем стороннего финансирования, уровень заработных плат и цитируемость. Марк Агранович отметил, что такие рейтинги направлены не на абитуриентов и работодателей, а на тех, кто дает университетам деньги на исследования.

«Конечно, участие в этих рейтингах для страны, для вуза – это престижно… вопрос в том, можно ли их рассматривать, как инструмент управления, как инструмент, который задает направление развития вузам для повышения качества образования?» - спросил он.

Ведущий научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС Владимир Куклин обратил внимание участников семинара на то, что международные рейтинги зачастую рассчитаны на другую систему образования: рейтинг Times – на англосаксонскую, а Шанхайский рейтинг создавался для использования в Китае. Поэтому они никак не могут оказывать влияние на выбор приоритетных направлений в развитии российских вузов, для этого необходимо создавать национальный рейтинг.

Научный руководитель ФИРО РАНХиГС Ефим Коган отметил, что проблема российских вузов состоит в отсутствии включенности в экономические проблемы. Наша страна делит с Канадой первое место по доле населения с высшим образованием, но показатели ВВП говорят о том, что этот показатель не конвертируется в реальную экономику и качество жизни.

Руководитель управления стратегического развития МГПУ Кирилл Баранников обратил внимание участников семинара на то, что современные рейтинги не выполняют одну из основных задач инструмента для определения стратегии развития. Он также отметил, что не призывает отказываться от иностранных рейтингов, которые для российских вузов являются способом войти в международных образовательный контекст.

Анонс

Как оценивать ВУЗы? Этот вопрос становится все более актуальным в условиях:
- усиления связи социально-эконмического развития страны с качеством высшего образования;
- меняющихся требований к подготовке выпускников, содержанию и организации обучения;
- роста конкуренции на мировом и внутреннем рынке образовательных услуг;
- расширения масштабов высшего образования и соответствующего повышения расходов на него государства и семей,

Ответить на эти вопросы пробуют и зарубежные рейтинговые агентства, которые рассчитывают и публикуют глобальные рейтинги университетов, и российские эксперты (рейтинги вузов РИА-Новости, «Рейтинг МГУ» и др.), и Минобрнауки России проводя ежегодную оценку эффективности вузов.


Рейтинг - простая форма представления сравнительной оценки. Как у конечного продукта у него, по сути, всего две функции: в доступной форме представить результаты сравнительной оценки, то есть дать информацию, и определить направление для "роста" вуза. Но чтобы эти функции выполнялись, каждая подобная "таблица" должна иметь конкретного адресата.
Но пока главные адресаты популярных рейтингов - те структуры, которые финансируют высшее образование, то есть различные грантодатели и государство. И тому есть подтверждение: по сути, ни один критерий из тех, что учитывают составители рейтингов, не определяет уровень и качество образования в вузе и не может быть приоритетом в выборе для абитуриента.
Об уровне образования в вузе, на наш взгляд, говорят простые показатели: востребованность выпускников на рынке труда и вероятность трудоустройства. Именно это интересует абитуриента. А также его интересует инфраструктура вуза - доступность библиотек, информационных ресурсов, кампусы и общежития.

Вероятно, для повышения престижа страны присутствие какого-то количества вузов на высоких местах в международных рейтингах важно. Но в настоящее время рейтинг - это инструмент управления вузами, инструмент распределения денег в зависимости от места в рейтинге.
Так что и для кого мы оцениваем в рейтингах? Каковы критерии этой оценки?
Как организовать оценку организаций высшего образования?

Видео

 

 

Публикации по теме: Интервью Марка Аграновича «Российской газете»: Кому нужны рейтинги вузов и для чего?"

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте:

Карточка мероприятия:

 

Время проведения: 12.00 до 15.00
Дата мероприятия: 23.04.2019

Место проведения: РАНХиГС, Пречистенская набережная 11, медиалофт 22