Конференции и семинары

Состоялся научно практический семинар "Наставничество на производстве - инструмент формирования компетенций"

31 мая в Медиалофте РАНХиГС состоялся научно-практический семинар на тему «Наставничество на производстве – инструмент формирования компетенций», организованный Федеральным институтом развития образования РАНХиГС совместно с Минпросвещения России.

О мероприятии

В настоящее время в приоритетном национальном проекте «Образование» тема наставничества проходит красной нитью в каждом из составляющих национальный проект федеральном проекте. Это и «Успех каждого ребенка», и «Учитель будущего», и «Социальная активность», и «Молодые профессионалы». Первоочередной задачей становится формирование общей методологии наставничества, разработка целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования.

На семинаре участники обсуждали вопросы:

Кто такой наставник на производстве? Есть ли однозначный ответ?

Нужна ли специальная подготовка наставнику?

Цели, подходы и практики подготовки наставников;

Нормативное поле для института наставничества на производстве: за и против.

Семинар с приветственным словом открыл директор ФИРО РАНХиГС Максим Дулинов: «Наставничество - одна из немногих сквозных тем, проходящих через весь нацпроект «Образование». Поэтому мы посчитали крайне важным именно сейчас, когда федеральные проекты уже запущены и инфраструктурные решения стали уже нарабатываться, перейти к обсуждению содержательных вопросов наставничества.

Первый экспертный семинар посвящен наставничеству на производстве. Наверное, наставничество на производстве - самая привычная и понятная форма наставничества и именно поэтому мы с неё и начинаем и, надеюсь, что в результате экспертных обсуждений мы найдём общее ядро всего наставничества – для того, чтобы сформировать общую методологические подходы к наставничеству в образовании».

По словам Директора департамента государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров Минпросвещения России Инны Черноскутовой, надо отойти от стереотипа понимания наставничества по принципу «делай как я» и переходить к принципу «как надо». «Это «надо» разнообразно относительно разных сфер и видов деятельности, но есть общие закономерности, которые и должны стать основой методологии наставничества, на базе которой должны быть подготовлены методические рекомендации на федеральном уровне», - отметила спикер.

Своим опытом и наработками в сфере наставничества поделились директор по развитию бизнеса департамента дуального профессионального образования  Российско-Германской внешнеторговой палаты Патрисия Робель, генеральный директор НАРК, главный научный сотрудник ФИРО Александр Лейбович и руководитель проектов Департамента поддержки кадрового обеспечения промышленного роста АСИ Евгений Колганов.

Работодатели высказались четко: наставник (вне зависимости от возраста) - высококвалифицированный специалист, мотивированный к работе с учениками, возраст которых также значения не имеет. Подготовка ему нужна и содержание зависит от затруднений. Они, как правило, связаны с работой с документацией и основами психолого-педагогических знаний и умений. Нормативное поле развито на локальном уровне, но есть потребность в расстановке ориентиров на федеральном уровне.

По скайпу к работе семинара присоединился Чезар Драгутан, главный технический советник проекта «Применение Стратегии G 20: партнерство МОТ и Российской Федерации (2-я фаза)» (Департамент политики занятости Международной организации труда). Он отметил, что ученичество, как форма обучения, и наставничество, как основа качества обучения, находится в фокусе интересов Международной организации труда как один из вопросов консультирования стран по обеспечению качества профессионального образования в целях устойчивого развития.

В панельной дискуссии также приняли участие Алексей Овчинников, начальник Центра развития профессионального образования Московского политехнического университета, Ольга Афанасьева, руководитель Корпоративного учебного центра АО «Нижегородский завод 70-летия Победы», Светлана Мильто, заместитель директора по персоналу ООО «Арвато Рус», Татьяна Голова, начальник отдела подготовки кадров АО "САЯНСКХИМПЛАСТ".

Краткий обзор подходов к развитию института наставничества на производстве, существующих на Арамильском авиационном заводе, в компании СИБУР, Ассоциации Уралпищепром сделала ведущий научный сотрудник НИЦ профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Екатерина Есенина.

В заключение пленарной части  дайджест исследований по наставничеству на производстве ФИРО РАНХиГС за 2013-2019 годы представил директор НИЦ профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов.


Живое обсуждение разгорелось вокруг вопроса о том, как систематизировать отдельные практики и законодательно оформить существующие подходы. Этот вопрос не сходит с повестки дня ввиду того, что для его решения требуется межведомственное взаимодействие на федеральном и региональном уровнях. Решение лежит в плоскости управленческих решений, которые должны учитывать особенности сегодняшнего дня. Невозможно использовать механизмы советского прошлого, невозможно применить подходы другой страны (например, Германии).

Можно учесть лучшее, но выстраивать свой путь в современных условиях развития. Наставничество - понятие, которое стало применяться не только к производственной сфере. Наиглавнейший вопрос в этом отношении, каковы цели, задачи, функции деятельности наставников (не только на производстве, но в других сферах), какие в каждом случае нужны компетенции наставнику.

Это структурный контур методологии, которая является одной из задач Национального проекта «Образование». Ее предстоит решать совместно всем заинтересованным сторонам. На прошедшем семинаре ФИРО РАНХиГС дал старт этой работе.

Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования. Приглашение на научно-практический семинар ФИРО РАНХиГС.

Приглашение на научно-практический семинар Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования

Программа

31 мая 2019 года

РАНХиГС, Пречистенская набережная, 11

 
Участники:

Представители учебных центров, HR-отделов предприятий, образовательных организаций, реализующих программы  среднего профессионального образования и профессионального обучения 

Вопросы для обсуждения:

Кто такой наставник на производстве? Есть ли однозначный ответ? (типология/классификация должностей, функционал);

Нужна ли специальная подготовка наставнику? Зачем? (цели, подходы и практики подготовки наставников);

Нормативное поле для института наставничества на производстве: за и против;

Представление организационно-методических рекомендаций по организации наставничества на производстве руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации.

 

 Тайминг

Тема выступления

Спикер

   

11.00 – 11.10 

Приветственное слово

 Максим Дулинов,

директор ФИРО РАНХиГС

11.10 – 11.20 

Перспективы организации наставничества на производстве в субъектах Российской Федерации

представитель  Министерства просвещения Российской Федерации

11.20 – 11.30

Российско-Германский проект VETnet

Робель Патрисия,

Директор по развитию бизнеса департамента дуального профессионального образования  Российско-Германская внешнеторговая палата

11.30 – 11.40

Деятельность АСИ по развитию института наставничества

Евгений Колганов,

руководитель проектов Департамента поддержки кадрового обеспечения промышленного роста АСИ  (на согласовании)

11.40 – 11.50

 Уточняется

Инна Черноскутова,

директор Департамента государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров

11.50 – 12.00

 Квалификация «Наставник»: первые итоги реализации и перспективы развития проекта Национального агентства развития квалификаций

 Александр Лейбович, генеральный директор  АНО «Национальное агентство развития квалификаций»  (на согласовании)

12.00 – 12.10

О проекте «Применение Стратегии G 20: партнерство МОТ и Российской Федерации

(2-я фаза)»

удаленный доступ

Драгутан Чезар,

главный технический советник проекта «Применение Стратегии G 20: партнерство МОТ и Российской Федерации (2-я фаза)», Подразделение "Навыки и возможности трудоустройства" Департамента политики занятости Международной организации труда

12.10 – 12.20

Опыт наставничества в АО Концерн ВКО «Алмаз-Антей»

удаленный доступ

Ольга Афанасьева,

Руководитель Корпоративного учебного центра АО «Нижегородский завод 70-летия Победы»

12.20 – 12.30

Уточняется

Алексей Овчинников, начальник Центра развития профессионального образования Московского политехнического университета (на согласовании)

12.30 – 12.50

Наставники на производстве: дайджест исследований ФИРО РАНХиГС за 2013-2019 годы

Владимир Блинов,

директор НИЦ профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС

12.50 – 13.20

перерыв

13.20  – 14.30

Панельная дискуссия

«Развитие наставничества на производстве – условие качества профессионального образования и обучения»

Общественно-профессиональное обсуждение организационно-методических рекомендаций по организации наставничества на производстве руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации.

Модераторы:

Владимир Блинов, директор НИЦ профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС

Екатерина Есенина, ведущий научный сотрудник НИЦ профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС

14.30  – 15.00 

Открытый микрофон. Подведение итогов

 

Спикеры

Максим Дулинов, директор ФИРО РАНХиГС;

Инна Черноскутова, директор Департамента государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров Минпросвещения России;

Ежи Бохданович, руководитель отдела по вопросам здравоохранения, социальной защиты и рынка трудаПосольства ФРГ в Москве;

Владимир Блинов, директор НИЦ профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС

Александр Лейбович, генеральный директор АНО «Национальное агентство развития квалификаций»;

Драгутан Чезар, главный технический советник проекта «Применение Стратегии G 20: партнерство МОТ и Российской Федерации (2-я фаза)», Подразделение "Навыки и возможности трудоустройства" Департамента политики занятости Международной организации труда;

Ольга Афанасьева, руководитель Корпоративного учебного центра АО «Нижегородский завод 70-летия Победы»;

Алексей Овчинников, начальник Центра развития профессионального образования Московского политехнического университета.

 

Карточка мероприятия:

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте:


 

Время проведения: 11.00-15.00
Дата мероприятия: 31.05.2019

Место проведения: г. Москва, Пречистенская наб., д11

Стоимость участия: БЕСПЛАТНО